Учебный тур по «Рефлексии». Часть 2

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Первая часть здесь.

Уважаемые коллеги, родители и все заинтересованные, вот мы и на кафедре методики преподавания английского языка. Мы пригласили  всех вас именно сюда, чтобы показать, как можно использовать рефлексию на занятиях и  какой от неё толк.  Будем приводить практические примеры из практики преподавания английского языка.  В самом начале нашей встречи я попрошу вас обратить внимание на ключевой вопрос, записанный на доске: «Для кого нужна рефлексия?»  Попробуйте дать ответ на него сейчас. Мы вернёмся к нему в финале и я попрошу вас ответить на него еще раз.

Рефлексия  —  венец урока.


Если рассматривать классический план урока, то методически грамотно завершать занятие рефлексией. Помните, как учителя в школе спрашивали у вас о вашем настроении и просили соотнести своё эмоциональное состояние с одним из солнышек: «грустное», «спокойное» или «счастливое»? Вариаций этого приёма много.  Чаще всего подобная красота использовалась на открытых уроках, а в обычной учебной жизни занятие завершалось записью домашнего задания и вопросом «Всё поняли?».
Рефлексия – это, действительно, приём для подведения итогов.  Но он совсем не обязательно должен быть связан с настроением учащихся. Идея рефлексии куда глубже.
Начать надо с того, что цель обучения – это формирование знаний, умений, навыков, компетенций, а также  интеллектуальное, творческое, физическое и нравственное развитие личности. Рефлексия должна показывать то, насколько удалось или не  удалось продвинуться в направлении достижения этих целей, и тогда помочь разобраться с причинами застоя или регресса.

Как пользоваться рефлексией?

Есть мнение, что рефлексия – это для учителя.  Грамотный урок должен обязательно включать все этапы и в том числе рефлексию.  Составляя занятие, педагог стремится вложить в ученика то, что требует программа и благодаря рефлексии можно увидеть, насколько успешно учителю удалось справиться с этой задачей.  Всё действительно так, но это лишь одна из сторон обсуждаемого приёма.

Если рассматривать процесс обучения как квадрат, т.е. четыре заинтересованных стороны, то рефлексия в нём будет средством связи.  Первый угол — это учитель. Второй  —  ученик. Третий-  родители. Четвёртый —  государство. Процесс передачи знаний и развития навыков в идеале должен выглядеть так:  учитель транслирует знания, помогает формировать навыки, ученик их принимает, родители помогают учителю и ученику, принимая участие в обучении и воспитании ценностей, государство  сопровождает, поддерживает и предлагает возможности для развития каждой из сторон квадрата.  Все линии  в этом квадрате (параллельные и диагональные)  — это  отношения между этими сторонами. Роль рефлексии здесь в том, чтобы отследить, как протекают отношения  между углами.


Например:
Ученик<->учитель: каждый в этой паре сообщает о том, как по его/её ощущениям проходит процесс обучения, удаётся ли добиться целей и т.п.
Ученик<->ученик: здесь происходит процесс взаимной оценки. По заданным критериям учащиеся оценивают друг друга после выполненного задания.
Ученик-> ученик: рефлексия может быть направлена на себя. В таком случае, обучающийся оценивает себя согласно заданным критериям, параметрам и  учитывая своё эмоциональное состояние.
Учитель<->родители: каждый в этой паре предоставляет информацию о процессе воспитания и обучения учащихся.
Учитель -> учитель:  рефлексия направлена на себя как профессионала.

Как рефлексировать:


Исходя из того, что рефлексия работает для всех участников учебного процесса и может затрагивать абсолютно любые аспекты, связанные с обучением, то использовать рефлексию можно на разных этапах.  Лучше сказать так: внедрение рефлексии должно идти от необходимости.  Будем расшифровывать, что это означает на примерах.

Татьяна Размыслович :
Как преподаватель английского языка я организую рефлексию практически на каждом занятии в разных режимах.  Если мой урок посвящён по большей части тренировке какого-то грамматического материала, то я прошу в конце занятия оценить себя по шкале от 0 до 100 % согласно уверенности в использовании тренируемого аспекта. На последующих занятиях я использую вновь эту же шкалу и прошу изменить (или не изменять) то, как, по ощущениям студентов, они себя чувствуют с тренируемым материалом.  Для меня важно, чтобы они  увидели свои изменения.

Если на уроке я акцентирую  внимание студентов на лексике, то в конце занятия я раздаю им картинки с нарисованными пустыми банками. Я  прошу наполнить ( т.е. вписать) их словами, коллокациями, которые они хотели бы запомнить. На следующих уроках  мы возвращаемся к этим банкам, повторяя слова  и проверяя, удалось ли запомнить содержимое.

Обязательная рефлексия проходит у меня на завершающем уроке по теме. Здесь мы всегда  выполняем подытоживающие задания по тому материалу, который проходили в модуле. После каждого выполненного и разобранного задания студент заполняет “I can” box , т.е. просто небольшую табличку, в которой написаны предложения, типа I can use relative clauses (= я могу употреблять определительные придаточные предложения). Нужно поставить галочку или значки  +,-, +- согласно тому, насколько уверенно ты себя чувствуешь с темой.

Хочу обратить внимание, что я прошу студентов не просто что-то нарисовать или написать, но и сопроводить это комментарием.  Я всегда задаю каждому вопросы: «Что Вы чувствуете?  Что бы Вы хотели изменить? Как бы Вы хотели это изменить? Почему так?»  и т.п.

Групповые задания у меня тоже подлежат рефлексии. После работы в паре я использую взаимооценку. Дополняю потом  всё своей обратную связью.  Если рассказать детальнее, то это выглядит так: перед заданием (например, пересказ с добавлением своего мнения по теме) я знакомлю студентов с критериями успешности ( Например:   —  использовать used to, would;  — использовать материал текста; —  добавить своё мнение;  —  минимум 7 предложений). Студенты выполняют задание, пересказывая текст друг другу, а после  —  оценивают партнера по критериям.  Получается, что они внимательно слушают друг друга, следят за соблюдением критериев успешности и  оценивают друг друга.  Ещё мне нравится результат, когда я прошу учащихся  сделать комплимент партнеру, связанный с текущим заданием. Это благоприятно влияет на взаимоотношения. В финале задания я даю свою обратную связь.  (О вариантах создания обратной связи я рассказывала здесь).

Также я бы хотела упомянуть о том, как я организовываю рефлексию для получения информации о таких навыках, как произносительный и восприятие речи на слух.  Я поступаю так: я «дроблю навык»: это означает, что я прошу оценить, например, насколько уверенно студент себя чувствует с произношением  в  словах по теме, с определенным звуком, с восприятием беглой речи в рамках этого задания и т.п.   Также я задаю вопросы: «Что помешало понять, услышать больше»? «Что может помочь улучшить ситуацию с подобным текстом в следующий раз»?

Что касается рефлексии для родителей, то я регулярно высылаю отчёт об  успеваемости, посещении и добавляю свой комментарий о том, как я вижу динамику обучения,  в целом.  В ответ родители присылают то, как они видят и чувствуют ситуацию с их стороны.

Рефлексия  — это  важный инструмент для меня. Я периодически меняю некоторые формы рефлексии. Сейчас мне нравятся «шкалы» и «банки». Неизменными остаются таблицы ” I can” и с критериями успешности для самооценки и взаимооценки. Я их взяла из курса «Активная оценка»  и от них я не готова отказываться. Они дают устойчивый хороший результат.

Какой результат от рефлексии?

Задача рефлексии —  сообщить другому участнику учебного процесса или продемонстрировать  себе, как идёт или не идёт обучение. Полученная информация нужна, чтобы работать над изменением учебного процесса. Например, если ученик даёт оценку, что не справился с текущим заданием, не выполнил учебные задачи, то, логично, что нужно сделать так, чтобы он смог улучшить свои учебные показатели. В работу  вовлекаются все стороны учебного процесса. Все преследуют общую цель – помочь ученику справится с выполнением учебных задач. Результат —  измененные показатели.

Регулярное использования рефлексии также  помогает сформировать адекватную самооценку. У многих людей самооценка либо завышенная, либо заниженная. Это накладывает серьёзный отпечаток на жизнь, начиная от выбора друзей, профессии, заканчивая общим эмоциональным состоянием. Увидеть себя таким, какой ты есть, —  крайне важно. Если ты видишь свои сильные, свои слабые стороны, принимаешь их, то тебе гораздо проще реагировать на происходящие события и выстраивать свою линию развития.

Приводим пример внедрения рефлексии для формирования адекватной самооценки  в классе:  учитель просит ученика оценить себя по критериям успешности, затем добавляет взаимооценку по критериям, в конце педагог дополняет всё своей обратной связью (грамотно составленной). В итоге, у ученика формируется комплексное представление о том, что он делает и как. Более того, в обратной связи учитель также показывает  ученику возможный путь развития.

В финале, добавим один важный нюанс.
При использовании рефлексии важно не подключать свои личные эмоции, мнение, предрассудки. Рефлексия осуществляется по чётко заданным критериям.  Оценивается учебная деятельность, а не личность, цвет волос, позиция родителей и т.п.

А теперь, как и обещали, давайте вернёмся к вопросу, который мы задавали вам в самом начале.

Ключевой вопрос:
«Для кого нужна рефлексия?».  Как Вы ответите на него теперь?

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Учебный тур по рефлексии. Часть 1

Соцреализм глазами Булгакова или о применении фильмов на уроках

 Визуальное искусство на уроках английского языка

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *