Учебный тур по «Рефлексии». Часть 1

Как хорошо, что Вы не опоздали. Мы искренне рады, что Вы нашли время и смогли принять наше приглашение на экскурсию по университету. Что Вы говорите? У Вас не очень много времени? Хорошо, тогда  с Вашего позволения мы посетим ключевые кафедры.  Готовы?  Тогда позвольте мне начать немного пафосно: «Мы собрались здесь, чтобы отправиться в научное путешествие, в котором  я покажу Вам  неведомые территории одного научного термина. А если говорить простым языком: Мы будем исследовать понятие рефлексия».  Первым делом, мы посетим  кафедру русского языка.



РУССКИЙ ЯЗЫК

Слово «рефлексия» пришло в русский из латыни. Reflexio  означает отражение или обращение назад.  Эту лексическую единицу чаще всего можно встретить в книжном стиле. Основная сложность в использовании этого слова – это ударение. Оно падает на второй слог: рефлЕксия. Чтобы запомнить  это правило, держите в уме слово «рефлЕкс».

Мы не будем долго задерживаться на этой кафедре. Приглашаю Вас пройти в залы отделения философии нашего университета.



ФИЛОСОФИЯ
Рефлексия —  принцип философского мышления. Суть этого метода заключается в том, чтобы осмысливать информацию, обращая своё сознание на себя, т.е. «внутрь».  Тема рефлексии волновала многих учёных и мыслителей. Одним из первых эти идеи оформляет Сократ, который воспринимал рефлексию как самопознание, которая в свою очередь  является добродетелью.  Далее их подхватывает Платон, который вначале использует рефлексию для описания интеллектуальной сферы человека, а потом переводит это понятие в имагинативную (т.е. абстрактно-образную).   Впоследствии тема рефлексии проникает в каждую философскую школу.  Из античных философов особенно хочется выделить Эпикура, согласно которому рефлексия имеет  практический смысл: чтобы быть счастливым, человеку достаточно самого себя;  рефлексия  — это инструмент общения с собой, т.е. достижения счастья.
В средние века совсем по-другому подходили  к толкованию этого термина. Как Вы знаете, в это время  верили, что человек —  это существо Божье, которое из-за различных действий может быть подвержено ошибкам и заблуждениям. Рефлексия могла  исправить их и вернуть разуму человека целостность и чистоту.  Конечно, это было не единственное мнение.  Однако движемся дальше.

Новое время приносит идеи Локка, Декарта. В частности, английский философ Джон Локк считал, что рефлексия – это наблюдение, которое направлено на внутренние действия нашего ума.  Лейбниц подверг критике идеи Локка и всё же сказал, что рефлексия  — это внимание, направленное на то, что внутри нас».
В виду большого количества имён, хочу обратить Ваше внимание на Иммануила Канта. Он выделил 2 типа рефлексии: логическая и трансцендентальная. Первая подразумевает простое сравнение, а последняя включает в себя изучение того, что мы воспринимаем, с помощью наших познавательных способностей. Далее он изучил  эту тему еще глубже и также выделил рефлексивные понятия, которые мы используем: согласие и противоречие, тождество и различие, внутреннее и внешнее, форма и материя.
Вслед за Кантом можно назвать еще много учёных, которые раскладывали понятие «рефлексия» на составные части, но в виду цейтнота предлагаю пройти дальше.

ПСИХОЛОГИЯ
Эта кафедра в нашем университете пользуется большим спросом.  Рефлексия  — одно из важнейших понятий в психологии. Благодаря обращенности сознания человека на самого себя (или же, другими словами, благодаря рефлексии), индивид может заниматься самоанализом.  Результат может быть различным: восприятие ситуации по-другому и, как следствие, изменение убеждений, линии поведения;  или угнетения себя.  Чтобы проанализировать себя, человеку необходимо владеть различными техниками самопознания и  иметь адекватную самооценку. Психологи выделяют разные типы рефлексии в зависимости от того, на что или на кого она направлена.  Например, кооперативная, личностная, интеллектуальная и т.п. Также выделяют 3 формы рефлексии:  ситуативная (связана с конкретной ситуацией), ретроспективная (о прошлом) и   перспективная (ассоциируется с планами, целями на будущее). Есть мнение, что рефлексия тесно связана с популярной нынче темой личностного роста.

Психологи, психотерапевты, коучи и тренеры могут часами рассказывать о том, как рефлексировать эффективно, поэтому мы перемещаемся дальше. Нас ждёт одна из наиболее востребованных кафедр, по моему мнению.

ПЕДАГОГИКА

Понятие рефлексия  здесь рассматривается как процесс фиксирования и анализ состояния своего развития участниками педагогического процесса.  Основная цель —  качественно обогатить и изменить ( если нужно)  обучение.
Традиционно учитель просит учащихся в конце занятия оценить своё настроение и убедиться в том, что цели урока были достигнуты.  Именно в такой форме рефлексия присутствует на занятиях, не побоюсь этого слова, у многих педагогов. Однако рефлексировать можно не только ученику в конце урока, но и в начале или середине занятия. Анализ и самоанализ актуален для педагога в том числе. Одним словом, рефлексия в педагогике имеет огромное значение.  Рискну сказать, определяющее значение.

Я помню о  лимите времени и поэтому завершу на данный момент свою обзорную экскурсию по термину рефлексия. Но мы бы также  хотели пригласить Вас на более узкопрофильную экскурсию о рефлексии в педагогике и методике преподавания. Мы затронем основные проблемы, связанные с этим понятием в учебном процессе и  покажем  Вам эффективные способы рефлексии, которые Вы сможете использовать в учебном классе.  Пока мы будем заниматься организацией нашей новой встречи, просим  Вам подумать о том, что бы Вы хотели услышать от нас. Возможно, у Вас есть вопросы. Будем рады ответить на них.

Благодарим за проявленное внимание. Теперь у Вас есть свободное время, чтобы изучить самостоятельно другие темы. Мы же прощаемся.   До скорой  встречи!

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

В какие игры играют учителя?

Философия дисциплины на уроке

Не страхом, а уважением… или как я воспитывала в себе учителя

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *