Философия дисциплины на уроке

Автор: Татьяна Фадина, учитель английского языка в СШ №26 г. Гродно

Подрывное поведение обучающихся и отказ от сотрудничества — растущая проблема в школах сегодня. Всё чаще такие истории проникают в СМИ.  Поэтому учителя становятся все более внимательными  и осторожными в отношении того, как соблюдается дисциплина в классе.

У меня есть общие правила, как улучшить дисциплину в классе и удержать внимание своих учеников. Я их придерживаюсь постоянно. Можно сказать, что это моя философия:

1.   Я не поощряю деструктивное поведение вниманием.

Я заметила, что чаще всего  так называемые «деструктивные ученики» просто ищут внимания, создавая различные подрывающие дисциплину ситуации. Худшее, что учитель  может сделать, — это сосредоточить внимание класса на  происшествии. Я стараюсь  свести к минимуму время, которое нужно  потратить на разговор с учеником, нарушающим дисциплину.

2.    Последовательность — ключ к успеху.

Ученики должны знать границы; они запутаются, если ограничения постоянно будут  меняться. Детям и подросткам, на самом деле, нравится наличие твердых границ. Составление четкого набора правил в классе — самый простой способ завоевать и сохранить уважение  учеников.

3.   Ясность и последствия.

Правила дисциплины должны быть простыми для понимания, а последствия неприемлемых действий должны быть известны и  должны соблюдаться каждый раз после нарушения. Здесь очень важна ясность. Если  любой ученик  в классе  точно знает, что означают правила и что будет за их несоблюдение, то не будет  спорных моментов и желание «включить» деструктивное поведение на уроке будет сводится к минимуму.

Что делать если….

Еще у меня есть  лайфхаки для  определённых ситуаций. Скажу сразу, что я на протяжении многих лет работаю со старшеклассниками и это наложило отпечаток на мои методы и приёмы. То, чем я поделюсь далее, отлично работает с более взрослой аудиторией, но, думаю, их можно применить и для других возрастных групп.

1) Вы зашли в класс, а ученики шумят. Что Вы делаете, чтобы успокоить класс и настроить их на работу?

В этом случае неожиданность и любопытство — это то, что мне может помочь. Например, я даю своим ученикам мою связку ключей и прошу назвать 5 фактов обо мне (на английском), изучив связку.

Таким образом, я концентрирую внимание учеников и настраиваю их на иноязычное общение.

Юмор также можно взять на вооружение. Первое время у меня на уроках присутствует такой вот постер:

В минуты нарастающего шума я обращаю внимание учеников на этот плакат с вопросом, что из указанного происходит? Это разряжает обстановку и напоминает учащимся о дисциплине.

 2) Ученик систематически не выполняет ДЗ. Что Вы делаете с ним?

Прежде всего, я стараюсь выяснить, с чем связана эта систематичность: непонимание темы, лень, личные проблемы. В этой ситуации мне помогает исключительное доверие и честность между мной и моими учениками. Я всегда готова им помочь в любой ситуации, если они нуждаются в моей помощи. Главное —  не допустить манипулирования и чтобы ученик не «сел на шею».

3) Ученик периодически опаздывает на урок? Что Вы делаете с ним? Как Вы вообще реагируете и относитесь к опаздывающим?

Честно говоря, опоздания на урок не являются для меня большой проблемой.  Связано ли это с интересом к моим урокам или определённым чертам моего характера, но такой феномен практически отсутствует в моей практике.  Опоздавшего впервые, я прошу быстро и максимально незаметно занять своё место и включится в работу. При повторном опоздании мои ученики уже заранее готовят «спич» на английском языке о причинах своего опоздания. А также они должны быть готовы к уточняющим вопросам от класса.

4) Ученик постоянно что-то забывает: то у него нет книги, то нет тетради. Что Вы делаете?

Делюсь. Да-да, именно делюсь своим учебником, планшетом с электронным вариантом книги или любой другой необходимой литературой. Со старшеклассниками такая «забывчивость» не является частой и систематической (или это мне так везёт?) и никак не влияет на образовательный процесс на моём уроке. Кроме того, с самого начала учебного года я создаю беседу в ВК с каждым классом, в котором я работаю. Там мы обсуждаем проблемы, непонятные моменты, мемы, новости и др. И в крайнем случае мы всей группой можем поддержать «забывашку» напоминаниями о том, что надо положить в рюкзак учебник и тетрадь по английскому языку.

Финальный совет от Татьяны Фадиной: 

Независимо от ситуации или её сложности оставайтесь последовательными и честными перед собой и своими учениками.

Ещё интересные материалы:

Мистер Блум для учителей

МетодЧат: разговор с Великим

Игры, в которые играют учителя

 

Философия дисциплины на уроке: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *