Учим визуалов рассуждать и анализировать

Автор: Инна Шимко, учитель истории в Глубокской районной гимназии

Сегодня очень много  пишут о современном уроке,  о роли учителя и учащихся на  уроке. Я  убеждена, что любой урок должен быть «живым» — активным, понятным, может, даже, «горячим», если есть, о чем поспорить.  Для достижения этой цели, необходимо  учить учащихся  конструктивному диалогу, думать, рассуждать, анализировать.

Это непростая задача.  Формирование умений рассуждать, высказываться происходит постепенно. Я стараюсь учитывать то, что наши современные дети визуалы и, поэтому использую различные медиатексты на уроке истории с последующим анализом. Но ведь умения рассуждать формируется не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности.

Три года назад на странице Фейсбука я нашла информацию о международном конкурсе эссе и  рецензий «По ту сторону экрана», организаторами которого являются Государственное учреждение Республики Крым «Крымский киномедиацентр», Таганрогский институт имени А.П.Чехова, Ассоциация  кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, ассоциация кинопедагогов в России «Образ», Крымское отделение Союза кинематографистов Российской федерации. Прочитав положение, я поняла, что данный конкурс очень интересный, креативный, эмоциональный и, главное, побуждает детей к самостоятельному анализу и размышлениям. Тут есть одно важное условие, учитель сам должен быть готов к активному  сотрудничеству с детьми. Кроме того, задачи конкурса очень актуальны для моего учебного предмета – развитие интереса к творчеству и исследовательской деятельности. Участие в республиканском проекте по медиакультуре и наличие у моих детей некоторых навыков критического мышления, окончательно убедили меня в приоритете конкурса. 

С этой идеей я пришла в класс и предложила участие. Конечно, ожидать, что согласится много детей, наивно, но, даже, если заинтересуются  два-три человека – это уже результат. Три года мои учащиеся, начиная с 7 класса,  принимают  участие в конкурсе и умеют призовые места.

Алгоритм работы очень прост, хотя и требует временных затрат, но это того стоит. По положению ребятам предлагается просмотр заданного фильма для каждой возрастной категории (нужно отметить, что фильмы подобраны смысловые, характерные, на разную тематику – школьная жизнь, дружба, экология, первая любовь и т.д.). Мы вместе выбираем, какой фильм они будут смотреть, что больше их зацепило и все…начинаем просмотр. Каждый смотрит фильм самостоятельно. Вместе с ребятами мы уже  посмотрели такие фильмы, как «Солдат и слон» (реж. Д.Кесаянц), «Чучело» (реж. Р.Быков),  «Когда я стану великаном» (реж. И.Туманян). 

Но не каждый взрослый может проанализировать произведение искусства, нужны специальные навыки. Я составила для них общие рекомендации, на что обращать внимание при просмотре:

  1. Не ориентироваться на чужое мнение, т.е. не «засорять» свои впечатления, не смотреть обзоры и не читать рецензии в интернете.
  2. Фильм лучше смотреть в одиночку, чтобы не пропустить важные детали, лучше «проникнуться» атмосферой фильма.
  3. В ходе просмотра делать заметки (мои учащиеся знакомы с таким видом просмотра, так как учебный видеоконтент мы просматриваем именно таким образом). В заметках записываем интересные детали сцен,  сюжеты, фразы, что «зацепило», вызвало несогласие или, наоборот, вызывает восхищение.
  4. Обязательно повторный просмотр, чтобы лучше понять замысел режиссера.
  5. Пробуем оценить работу оператора – свет, цвет, как это связано с настроением героев.
  6. Предлагаю найти и прочитать историю создания фильма. Это помогает понять глубже смысл и просто работает на мотивацию.
  7. Анализ структуры фильма:
    — завязка;
    — кульминация;
    — развязка;
    — эпилог.
  8. Оценка актерской игры. Верите ли актеру? Переживаете ли за него, его поступки, состояние? 
  9. Музыка. Как она использована в фильме? Грустная, веселая, в каких моментах ее использует режиссер? Влияет ли музыка на ваше эмоциональное восприятие фильма?
  10. Описывать лучше прежде всего то, что интересно и понятно, вызывает сильные эмоции, мысли, которые помогают оценить фильм.
  11.  Выявление месседжа – что автор хотел донести до зрителей, какая основная идея фильма. 

После просмотра фильма  и самостоятельного анализа,  мы обсуждаем то, что увидели и поняли, с тем, чтобы окончательно оформить свои мысли. 

Конечно, участвовать в конкурсе ради конкурса не актуально.  Поэтому, для меня очень ценна обратная связь, что «взяли» от конкурса именно ребята, что им понравилось, чему научились, осталось ли желание принимать участие далее.

Мои учащиеся отмечают следующие положительные моменты:

  1. Конкурс нравится тем, что своими мыслями можно поделиться со всем миром.
  2. Помогает выразить свои эмоции и впечатления.
  3. Есть возможность познакомиться с работами других участников, поучиться у них.
  4. Учит грамотно излагать мысли, анализировать, что очень помогает на уроках истории и литературы.
  5. Призовое место выступает как мотиватор для дальнейшего участия и желания совершенствоваться.
  6. Есть возможность познакомиться с ценностями, проблемами и артефактами другой эпохи. 

   Таким образом, у нас с учащимися получается диалог и совместная работа, которая «сближает» — мы вместе учимся работать с фильмом и очень радуемся, когда  есть победа.

В рамках урока, мои конкурсанты выступают как мои помощники  и  как образец качественного ответа при анализе других медиатекстов, так как свои навыки работы с фильмом помогают им делать анализ картины, карикатуры, плаката, документа.

Мне это помогает узнать ребят более глубоко, их мысли, эмоции, ценности. По сути, я в какой-то степени, тоже являюсь участницей конкурса, так как выстроить обсуждение без своего анализа фильма невозможно.

В планах у меня обсудить с ними фильм «Дорогая Елена Сергеевна» (реж.Эльдара Рязанова), где очень тонко показаны духовные ценности представителей разных поколений. Интересно было бы обсудить с ними, поднятые в фильме проблемы — чести, достоинства, уважения. 

Ещё интересные материалы:

Детские летние лагеря 2020. Обзор.

Виртуальный тур на урок математики

Дистанционное образование и первоклассники. Миф или реальность?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *