Не бойтесь отдавать …

О том, как стать известным художником, любимым преподавателем и счастливым человеком разговариваем с талантливой белорусской художницей Христиной Высоцкой.

Когда идёшь на встречу с человеком искусства, настраиваешься на созданный и тщательно культивируемый СМИ образ богемной персоны, от которой даже не знаешь, чего, по большему счёту, можно ожидать. И тем острее чувствуешь приятное удивление, когда в галерею запархивает миниатюрная девушка с открытым взглядом и обаятельной улыбкой  и сразу, не ожидая каких-то реверансов и восторгов с нашей стороны, вполне по-деловому предлагает разместиться поудобнее, чтобы побеседовать.

Христина достаточно известный и популярный человек как в Беларуси, так и за её пределами, поэтому просим рассказать её историю отношений с творчеством.

— Я с детства занималась творчеством: музыкальная школа, изостудия, — всегда понимала, что моя жизнь будет связана с искусством, но не думала, что это станет моей профессией. Мои родители – инженеры, и училась я в гимназии с углубленным изучением английского и математики, поэтому и поступать собиралась в БГУИР.
Христина рассказывает о себе немного стесняясь, однако, чем ближе она подходит к теме искусства, тем больше разгораются глаза и воодушевлённее становится рассказ.

Высоцкая Христина. Серия текстильных скульптур «Внутри и снаружи». 2019

— Но за полгода до окончания школы я решила, что хочу поступать в Академию искусств. Репетиторов даже не рассматривала как вариант, вместо этого ходила на бесконечные внеклассные уроки по истории и русскому, продолжала рисовать в изостудии. Посещала курсы по композиции при Академии, и очень благодарна преподавателю Павлу Петровичу Бондарю, который поддержал и вдохновил.

В наше время многие родители стараются развивать детей разносторонне, но далеко не многие позволяют своим детям выйти за рамки сложившихся профессиональных традиций, предлагают, советуют, настаивают…

Высоцкая Христина.
Арт-объект «Солярис». 2012

— Мои родители не препятствовали моему выбору, просто попросили подумать о том, как я буду жить после учёбы, поэтому над выбором специальности я думала. В изостудии мне нравилась керамика, поэтому выбрала Декоративно-прикладную кафедру и текстиль. Хотя, по сути, тогда я не понимала, куда я иду, но это именно то, что я с удовольствием постигаю до сих пор. Мне кажется, что понимать текстиль по-настоящему я начала только тогда, когда стала преподавать сама.

Понимающе улыбаюсь, потому что метод освоения новых знаний «научи другого» уже давно не секрет успешных людей, — многие бизнесмены, не имеющие профильного для их бизнеса образования, выступают в роли преподавателей ВУЗов (в качестве практиков) для того, чтобы перейти на «ты» с маркетингом, экономическими или управленческими дисциплинами.

— Я не планировала преподавать, но, когда на пятом курсе узнала, что меня хотят распределить на кафедру, была этому рада. Мне нравится и сама работа, и мои студенты, и коллектив, в котором я работаю. Когда-то П.П. Бондарь, который очень много для меня сделал,  пророчил, что мы будем коллеги, но не сложилось:  он покинул кафедру ещё до моего выпуска, хотя был очень рад моему распределению. Не так давно он ушёл от нас, но оставил очень светлую память. Павел Петрович мне много помогал: начиная с подготовительных курсов, где мы впервые познакомились, вдохновлял, поддерживал, всегда верил в меня. Это именно он ещё на первом курсе сказал, что в Москве будет проходить Триеннале современного гобелена, и моя курсовая работа стоит того, чтобы её выставить. Я помню, что подавала заявку как будто  отправляла письмо в Космос. Когда все же получила подтверждение, отправила работу. Только когда поехала её забирать, узнала, что из Беларуси было только 8 человек, причём студентка только я, остальные – именитые мастера.

Если бы знала, то, не факт, что рискнула бы. Очень часто мы не готовы претендовать на исполнение мечты, не считая себя «достойными» и объясняя себе отказ тем, что кто-то лучше нас, кто-то больше сделал или уже поздно что-то менять, пробовать что-то новое.

Проект «Спадчына»: «Абаронца» (автор: Виктория Ерохина), «Княгіня» (автор: Гавина Илона), «Гаворка» (автор: Лунцевич Анастасия)

— Сейчас я преподаватель  и воспоминания о первой выставке остались далеко. Кстати, место, где мы находимся сейчас  — это проект «Мильфлер» в арт-гостиной «Высокое место». Я организую выставки для кафедры, по  2-3 в год. На этой представлены работы настоящих или уже бывших студентов нашей кафедры. Это их курсовые проекты, дипломные работы,  за которые они все получили оценку «отлично».

Глаза Христины наполняются гордостью преподавателя за своих учеников.

«Бег с ножницами», 2018 (фрагмент экспозиции)

— Я стараюсь не отказываюсь ни от каких предложений, — людей нужно знакомить с современным творчеством. Не так давно была выставка «Бег с ножницами» в библиотеке Борисова. Она получилась почти экспромтом. Моя студентка Алина Швайбович, которая родом из Борисова, узнала о возможности разместить экспозицию в библиотеке, и рассказала об этом мне. Я прямо в транспорте по дороге домой набросала концепт. Мы быстро подобрали работы и  выставка состоялась. Судя по отзывам, посетителям она понравилась.

Творчество – это замечательно, но далеко не все выпускники готовы стать свободными художниками, да и бюджетное место предполагает 2 года работы по распределению. На что может рассчитывать выпускник Академии искусств, кафедры Декоративно-прикладного искусства по направлению «Текстиль»?

— Часть выпускников идёт работать в Дома творчества, по окончании ВУЗа они получают право преподавания. Уже несколько лет наших выпускников по распределению забирает «Блакит», где они разрабатывают орнаменты для тканей, сейчас мы также начали сотрудничать с «Камволь». На данный момент мы работаем с платками, такими, как представленные в экспозиции, — через полгода будет совместный проект.
В прошлом году наши студенты 4 курса, придя на практику на «Блакит», показали проекты генеральному директору, и он был готов сразу выкупить несколько принтов. Потом предложил доработать из 6 проектов 3 сразу поставить на производство. Сейчас на «Блаките» работают двое очень талантливых наших выпускников. Это и есть практическое применение творчества.

Щитникова Маргарита. Коллекция орнаментов тканей «Невыносимая легкость бытия». Куратор: Высоцкая Христина. 2020.

Программы изучить можно, это не самое сложное для человека, а вот творчество. Творчеству же научить невозможно: оно либо есть, либо его нет, и тогда получается копипаст разной степени удобоваримости…

— На дизайн приходят те, кто хочет реализовать мечту. Кто-то уже имеет базовое технологическое образование, а кто-то, как я, закончившие лицеи или гимназии, привыкшие много работать, но практически без художественной подготовки. В данном случае отсутствие технических навыков компенсируется трудолюбием и страстным желанием. И у них есть один огромный «плюс» — они ещё не имеют стереотипов, не знают, как «надо» и «принято», поэтому придумывают и воплощают очень интересные идеи.

В группе с разным уровнем подготовки сложнее работать, — это знает любой преподаватель, а тут ещё и творческие люди. Если верить фильмам, должны царить зависть и конкуренция…

— Как преподавателю мне важно, чтобы атмосфера в группе была дружелюбная, чтобы студенты не конкурировали, а поддерживали друг друга, помогали развиваться, проявлять индивидуальность. Специальных методик по обучению творческих людей я не изучала, но поняла, что надо отдавать идеи, силы, время. Когда ты делаешь это искренне, оно возмещается.

Швайбович Алина. «Браня». Проект «Спадчына». Куратор: Высоцкая Христина. 2020. Фотограф: Алиса Ливси.

На этой выставке представлены работы 6 ребят 2 курса, очень сильная группа. «10-ки» за все работы впервые выставлены комиссией. Я ставила конкретную задачу, а ребята проявляли себя. Задание было сделать гармоничные коллекции тканей, а выбор источника вдохновения был за ними. Пока они учатся, нужно развиваться в различных направлениях творчества, это потом они определятся, в каком работать постоянно. На самом деле, нет неинтересных предметов, просто нужен подход. Поэтому на нашей специальности студенты создают ткани, гобелены, арт-объекты, ткут на ремизных станках, занимаются художественной росписью по ткани и пробуют свои силы в экспериментальном текстиле.
Как раз там, внизу, ещё одна коллекция – экспериментальных костюмов. Концепция проекта «Наследие» была моя, но каждый костюм они разрабатывали самостоятельно. Изначально я поставила ребятам 4 условия: это должен быть энвайронмент в костюме, трэш-арт, белорусский исторический персонаж и фотосессия с человеком в качестве завершения работы над проектом. А дальше студенты сами всё делали. Причём командой, они не соперничали, а искренне помогали друг другу, делились идеями, находками, своим видением.

Лунцевич Анастасия. «Гаворка». Проект «Спадчына». Куратор: Высоцкая Христина. 2020.

Совместное творчество всегда сближает, но, прежде, чем найти единомышленников, нужно развить свой собственный творческий талант. А это не самое простое занятие, на мой взгляд.

— Если чувствуешь тягу к творчеству, обязательно нужно развиваться, много работать и обязательно верить в себя. Но главное, — найти свой настоящий талант, тогда всё будет и складываться легче.

Мы благодарим Христину за беседу, прощаемся, пожелав друг другу самого наилучшего, и уже, фотографируя работы для будущего материала, я осознаю, что это счастье, когда детей учат не просто талантливые преподаватели, а именно те, которые сами смогли реализовать свой талант. Дай Бог нам всем у таких учиться и самим стать такими, чтобы учить других!

Ещё интересные материалы:

Предсказание будущего по банану

Мечта, которая сбылась — народный музей.

Мы не рабы или пару слов о патриотизме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *