Дистанционное образование и первоклассники. Миф или реальность?

Автор: эксперт проекта Светлана Иванюшина

2020 год стал решающим годом, чтобы выявить уязвимые места системы образования. Пандемия – слово, которое доселе незнакомо было не только детям, но и некоторым взрослым – сейчас одно из самых часто употребляемых слов общества. Это же слово, вернее, его суть, превратила процесс обучения (школьный, легко контролируемый и управляемый) в нечто неизведанное. И дети, и родители, и учителя, как слепые котята, учились приспосабливаться к существующим условиям. И, если старшеклассники, которые давно и ловко управляются с гаджетами, смогли сами понять, где и как искать новые знания, то для первоклашек, у которых дома нет ни учебников, ни прописей (всё это хранится в школе) процесс обучения стал настоящей проблемой. Как решить эту проблему?

Для себя я открыла конструктор уроков Coreapp.ai. Теперь он – самый важный инструмент во взаимодействии меня как учителя первоклашек с моими учениками и их родителями.

Расскажу о самых острых вопросах и способах их решения.

1. Дети сами ничего не могут: ни зайти на сайт, ни задания выполнить.

Это заблуждение. Дети не могут только по одной причине: пока не знают, как это делать.
Как решили данную проблему родители моих учеников: задания они получают через Вайбер. Вайбер же установили и на компьютер. Ребёнка научили нажимать мышкой на задание – на сайт он уже смог перейти сам. Далее – всё ещё проще. Ввести своё имя. Конструктор не требует обязательной регистрации. Плюс этого навыка: ребёнок уже после пары занятий на клавиатуре легко может найти буквы имени. Задания написаны, а дети плохо читают? Ох, это же какая прокачка навыка чтения! Я, как учитель, стараюсь минимизировать количество символов. Родители моих учеников следят за тем, насколько сложна конструкция, смогут ли дети сами прочесть/разобраться. Иногда оказывают помощь. Но большинство!!! уже работает в компьютере самостоятельно.

2. Время пребывания ребёнка за компьютером/телефоном увеличилось.

Здесь всё очень зависит от педагога и подобранных им заданий! Учителя! Будьте внимательны! Это – не полноценный очный урок. Не надо вставлять в конструктор видеофизкультминутки. Лучше предложите в качестве задания ребёнку пройти по своей комнате и сосчитать что-то. Не забудьте, что есть ещё и тетрадь. Обычная, в клетку или в линейку. Пусть задания будут не только тестовыми, но и письменными. Но дозируйте и их. Сделайте их объём чуть меньшим, чем очно вы выполняете в классе. Протестируйте на себе: сколько по времени вы затратите на прохождение. В среднем, один урок должен вкладываться в минут 15 экранного времени + минут 10 – работы в тетради. Ещё одна типичная ошибка педагога: добавление в урок чужих видеороликов по теме, просмотр которых занимает 15 минут. Внимание! Дольше 3-5 минут дети не в состоянии информацию удержать и запомнить. И интерес пропадёт, и просмотр будет скользящим, без сосредоточенности.

3. Это же просто сайт! А детям важна поддержка учителя!

И в этом вопросе главное – найти золотую середину. Я предлагаю моим ученикам сфотографировать свою тетрадь и прикрепить в конструкторе фото страницы. Так здорово видеть их работы, иметь возможность прокомментировать/похвалить/найти недочёты и видеть, как в следующий раз дети исправляют их и становятся более успешными. Тут всё очень завязано на учителе: найдёт ли он способ дать обратную связь. Я копирую все работы в обычный графический редактор и там пишу комментарии. Потом отправляю на Вайбер родителям. Не всё так сложно, как кажется. Для дополнительной стимуляции использую шаблон медалей и грамот – за качественно выполненные задания.

Комментарий для педагогов: вставляйте в свои уроки аудио/видеозаписи с вашим голосом (комментарии к заданиям, объяснение нового материала, образцы чтения). Для детей это оказалось очень заманчивым и волнующим – даже удалённо слышать голос своего учителя.

Комментарий для родителя: не бойтесь нового, не отрицайте, не делайте вместо, а делайте вместе, постепенно делегируя ответственность. Превратите обучение в интересную игру. И всё у вас получится.

Наблюдая за своими первоклашками, я поняла, что дистанционное обучение в данной ситуации – реальное спасение для всех. Ведь после 2 недель каникул мне позвонили взволнованные родители: «Дети начали забывать выученные буквы». Память первоклассника – такое уникальное явление. Она способна каждый день развиваться, пополняясь новыми знаниями. И также быстро способна избавляться от информации, ведь новое ещё не стало прочным. Словно ластик, время стирает со страниц памяти усвоенное более 2 недель назад. Памяти нужна «подкормка» в виде тренировок и упражнений. И если кто-то из родителей просто решил: «А ну его, эту школу! И так аттестуют по 3 четвертям!», хочу сказать, что это не спасение. И детям в начале 2 класса будет невыносимо сложно: нужно будет усваивать новый материал и нагонять старый за ВЕСЬ! первый класс, ведь эти «уже, можно сказать, каникулы» сделают нехорошую работу – перечеркнут полгода усилий и стараний!

Удачи всем: первоклашкам, родителям, учителям! Вместе мы сможем всё.

Если у вас нет ресурса, по которому дома вы можете заниматься со своим ребёнком, вы не знаете тем и содержания – приглашаю на страничку нашей школы: ГУО «Средняя школа №1 г.Логойска».

Здесь, в разделе «Дистанционное обучение. 1 класс» есть все уроки по письму, чтению, математике, курсу «Человек и мир» и беларускай мове.

Светлана Иванюшина

Ещё интересные материалы:

Оценка против отметки: в чём истина?

Зачем ребёнку выполнять исследовательские работы?

Собираетесь в первый класс?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *