Чем измеряется качество урока?

Что  делать, чтобы детям нравилось учиться в школе? Давайте начнем с простого: учителям  нужно качественно преподавать свой предмет. Под «качеством»  понимаем  грамотное использование методики преподавания, опору на возрастную психологию, педагогику и педагогическую этику. Если добавим к этому  IT –технологии и современные материалы, то больше половины успеха уже есть.  Мы спросили учителя истории Инну Шимко из города Глубокое о том, как  она реализует качественное преподавание.

Инна Шимко:

Ответ на этот вопрос я разделю на  три  части.

Во-первых,  нужно желание делать свою работу качественно и стремление  её постоянно  улучшать или изменять. Мне «повезло»:  по совместительству я администратор и учитель истории. Благодаря обязанностям завуча я могу посещать уроки коллег. Это отличная возможность для рефлексии и анализа  своего опыта работы. Видя, что происходит на «чужом» уроке, оцениваешь «плюсы» и «минусы»  собственного. Поэтому я искренне рекомендую ходить на уроки к коллегам, причем не обязательно по своему предмету.

Во-вторых, важен психологический аспект урока, атмосфера и стиль общения. Преподавание  — это не  столько про задания и темы, сколько про умение расположить, донести, вдохновить и направить. Стараюсь держать под контролем именно свой стиль общения и преподавания. Я всегда спрашиваю у детей, что не понятно, какие формы работы нравятся, какие задания интересны. Мне важно, что они меня слышат, а я слышу их.

Для сохранения комфортного психологического климата, у нас работает одно правило:  какой бы ответ не прозвучал, даже если он совсем неправильный, ученики обязаны проявлять уважение к отвечающему. Ведь на его месте может оказаться любой и тоже  может так же неуверенно владеть темой. Это правило ввожу в начале учебного года. На мой взгляд, это один из приёмов воспитания уважения и преодоление страха отвечать устно. А, как правило, некоторых детей «страшит» такое публичное выступление из-за простой боязни ошибиться.

Еще  я активно практикую похвалу. Если учащийся проявил любознательность, активность;  раньше не знал, а теперь выучил, —  нужно обязательно это заметить. Иногда достаточно просто улыбки и  «молодец». Эти простые вещи подмечаются детьми. Они чувствуют себя важными, нужными и оцененными. Это также положительно влияет на самооценку ребёнка, от которой зависит и всё его мировосприятие, и учебные показатели.

В-третьих,  важно  содержание урока. Мне кажется, это утопия, чтобы всем угодить и сделать  урок  одинаково интересным для каждого. Но всё же,  нужно стремиться  это  делать. В этом мне помогает участие в инновационном проекте по использованию технологии «Исследование в действии» (когда проводится открытый урок не с целью похвалы, а с целью выявления пробелов, подсказок, как сделать этапы урока  лучше и эффективней) и своя коллекция опробованных методик. Что касается последнего, то могу сказать, что  пробую разные, но есть для меня приоритетные: активная оценка, медиакультура и проблемное обучение. Я взяла для себя лучшее из этих методик, которые, кстати, отлично интегрируются между собой. Приведу примеры того, что именно я делаю со своими учениками.

На моих уроках:

  • Проблемные вопросы или задания стараюсь составить таким образом, чтобы промолчать было трудно и чтобы даже неправильный ответ не снижал, а, наоборот,  повышал познавательную активность учащихся. В качестве проблемного вопроса могу использовать картинку, карикатуру, видеосюжет.

Тема: международное положение накануне Второй мировой войны. Использую данную карикатуру.

Задание:

  1. Какое событие показано на карикатуре?
  2. Каких исторических личностей узнали?
  3. Обсуждение месседжа слов Сталина под карикатурой «Пакт мы тебе, Риббентроп подписали. Ты в ручку нас поцелуй, пакт бери, а что мы сделаем дальше – это еще подумаем» (карикатура из варшавской газеты «Муха»).

  • При изложении нового материала также стараюсь избегать репродуктивного способа подачи. Максимально, с помощью вопросов, противоречий стараюсь включить учащихся в работу. (Почему с средние века церковь играла определяющую роль в государстве? Найдите доказательства по позициям – экономика, политика, идеология, культура). Иными, словами, мы вместе с учащимися ищем ответы на вопросы, делаем анализ, слушаем мнения и версии друг друга, сравниваем различные точки зрения на события.
  • Всегда предлагаю задания за рамками урока: проекты, мини-исследования, поискать интересные факты о личности, стране, событии. Это задания по желанию, но есть заинтересованные и это уже хорошо. Мой 10 класс (повышенный уровень) уже курируют меня, предлагают варианты, как лучше представить проект, выбирают тему, советуются. Я вижу, что они стараются по максимуму сделать самостоятельно и качественно, значит, им этот не безразлично.

  • Я всегда объясняю ученикам, за что они получили тот или иной балл. Мы  разбираем их ошибки. Я не устаю говорить, что ошибка – это очень хорошо, это показатель того, над чем работать.
  • Мы регулярно проверяем домашнее задание.  Мне важно, чтобы ученики знали, что их самостоятельная индивидуальная работа нужна и ценится. Я понимаю, что,  как правило, дети не очень любят проверку домашнего задания. Поэтому я считаю,  нужно  создать определенное  настроение. В 5-6 классах у меня срабатывает прием, который я называю «Учитель не готовился к уроку». Я просто говорю, что пришла не подготовленная и пусть они помогут мне разобраться, каких исторических событий я не знаю. Далее называю факты с ошибками, а они меня исправляют. Это игра, дети это понимают, но все равно есть большой соблазн  исправить учителя.

Еще один прием «Верю, не верю», который работает, как и вариант  с «неподготовленным учителем».

Прием «Горячее кресло». Один учащийся садится в кресло и ему класс задает вопросы.

Прием «Прогнозирование» (Спрогнозировать политическую ситуацию, если бы не была заключена Люблинская уния)

Хочу подвести итог. Я убеждена, что  интерес ребенка  к предмету во многом формируется по тому факту, какое отношение к нему у  самого учителя плюс умение построить отношения с детьми и, конечно, грамотное использование методики преподавания. Над этим всем  я работаю постоянно и, если это удается хотя бы на 50%, то уже вижу в этом определенный  результат.

Инна Шимко, эксперт проекта

Ещё интересные материалы:

Как сделать урок эффективным?

Учим визуалов рассуждать и анализировать

Культурный код белорусов

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *