Что делать, чтобы детям нравилось учиться в школе? Давайте начнем с простого: учителям нужно качественно преподавать свой предмет. Под «качеством» понимаем грамотное использование методики преподавания, опору на возрастную психологию, педагогику и педагогическую этику. Если добавим к этому IT –технологии и современные материалы, то больше половины успеха уже есть. Мы спросили учителя истории Инну Шимко из города Глубокое о том, как она реализует качественное преподавание.
Инна Шимко:
Ответ на этот вопрос я разделю на три части.
Во-первых, нужно желание делать свою работу качественно и стремление её постоянно улучшать или изменять. Мне «повезло»: по совместительству я администратор и учитель истории. Благодаря обязанностям завуча я могу посещать уроки коллег. Это отличная возможность для рефлексии и анализа своего опыта работы. Видя, что происходит на «чужом» уроке, оцениваешь «плюсы» и «минусы» собственного. Поэтому я искренне рекомендую ходить на уроки к коллегам, причем не обязательно по своему предмету.
Во-вторых, важен психологический аспект урока, атмосфера и стиль общения. Преподавание — это не столько про задания и темы, сколько про умение расположить, донести, вдохновить и направить. Стараюсь держать под контролем именно свой стиль общения и преподавания. Я всегда спрашиваю у детей, что не понятно, какие формы работы нравятся, какие задания интересны. Мне важно, что они меня слышат, а я слышу их.
Для сохранения комфортного психологического климата, у нас работает одно правило: какой бы ответ не прозвучал, даже если он совсем неправильный, ученики обязаны проявлять уважение к отвечающему. Ведь на его месте может оказаться любой и тоже может так же неуверенно владеть темой. Это правило ввожу в начале учебного года. На мой взгляд, это один из приёмов воспитания уважения и преодоление страха отвечать устно. А, как правило, некоторых детей «страшит» такое публичное выступление из-за простой боязни ошибиться.
Еще я активно практикую похвалу. Если учащийся проявил любознательность, активность; раньше не знал, а теперь выучил, — нужно обязательно это заметить. Иногда достаточно просто улыбки и «молодец». Эти простые вещи подмечаются детьми. Они чувствуют себя важными, нужными и оцененными. Это также положительно влияет на самооценку ребёнка, от которой зависит и всё его мировосприятие, и учебные показатели.
В-третьих, важно содержание урока. Мне кажется, это утопия, чтобы всем угодить и сделать урок одинаково интересным для каждого. Но всё же, нужно стремиться это делать. В этом мне помогает участие в инновационном проекте по использованию технологии «Исследование в действии» (когда проводится открытый урок не с целью похвалы, а с целью выявления пробелов, подсказок, как сделать этапы урока лучше и эффективней) и своя коллекция опробованных методик. Что касается последнего, то могу сказать, что пробую разные, но есть для меня приоритетные: активная оценка, медиакультура и проблемное обучение. Я взяла для себя лучшее из этих методик, которые, кстати, отлично интегрируются между собой. Приведу примеры того, что именно я делаю со своими учениками.
На моих уроках:
- Проблемные вопросы или задания стараюсь составить таким образом, чтобы промолчать было трудно и чтобы даже неправильный ответ не снижал, а, наоборот, повышал познавательную активность учащихся. В качестве проблемного вопроса могу использовать картинку, карикатуру, видеосюжет.
Тема: международное положение накануне Второй мировой войны. Использую данную карикатуру.
Задание:
- Какое событие показано на карикатуре?
- Каких исторических личностей узнали?
- Обсуждение месседжа слов Сталина под карикатурой «Пакт мы тебе, Риббентроп подписали. Ты в ручку нас поцелуй, пакт бери, а что мы сделаем дальше – это еще подумаем» (карикатура из варшавской газеты «Муха»).
- При изложении нового материала также стараюсь избегать репродуктивного способа подачи. Максимально, с помощью вопросов, противоречий стараюсь включить учащихся в работу. (Почему с средние века церковь играла определяющую роль в государстве? Найдите доказательства по позициям – экономика, политика, идеология, культура). Иными, словами, мы вместе с учащимися ищем ответы на вопросы, делаем анализ, слушаем мнения и версии друг друга, сравниваем различные точки зрения на события.
- Всегда предлагаю задания за рамками урока: проекты, мини-исследования, поискать интересные факты о личности, стране, событии. Это задания по желанию, но есть заинтересованные и это уже хорошо. Мой 10 класс (повышенный уровень) уже курируют меня, предлагают варианты, как лучше представить проект, выбирают тему, советуются. Я вижу, что они стараются по максимуму сделать самостоятельно и качественно, значит, им этот не безразлично.
- Я всегда объясняю ученикам, за что они получили тот или иной балл. Мы разбираем их ошибки. Я не устаю говорить, что ошибка – это очень хорошо, это показатель того, над чем работать.
- Мы регулярно проверяем домашнее задание. Мне важно, чтобы ученики знали, что их самостоятельная индивидуальная работа нужна и ценится. Я понимаю, что, как правило, дети не очень любят проверку домашнего задания. Поэтому я считаю, нужно создать определенное настроение. В 5-6 классах у меня срабатывает прием, который я называю «Учитель не готовился к уроку». Я просто говорю, что пришла не подготовленная и пусть они помогут мне разобраться, каких исторических событий я не знаю. Далее называю факты с ошибками, а они меня исправляют. Это игра, дети это понимают, но все равно есть большой соблазн исправить учителя.
Еще один прием «Верю, не верю», который работает, как и вариант с «неподготовленным учителем».
Прием «Горячее кресло». Один учащийся садится в кресло и ему класс задает вопросы.
Прием «Прогнозирование» (Спрогнозировать политическую ситуацию, если бы не была заключена Люблинская уния)
Хочу подвести итог. Я убеждена, что интерес ребенка к предмету во многом формируется по тому факту, какое отношение к нему у самого учителя плюс умение построить отношения с детьми и, конечно, грамотное использование методики преподавания. Над этим всем я работаю постоянно и, если это удается хотя бы на 50%, то уже вижу в этом определенный результат.
Ещё интересные материалы:
Как сделать урок эффективным? |
|
Учим визуалов рассуждать и анализировать |
|
Культурный код белорусов
|