Культурный код белорусов

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Культурный код – это ключ к культуре народа.  Культура – это то, чем человек окружает себя и то, что оставляет в качестве наследия. Другими словами, это достижения в духовной, социальной и производственной сферах, которые мы сохраняем и передаём из поколения в поколение и которые транслируем другим.  Если удастся понять, что и почему человек хранит и передаёт своим потомкам, то получится разглядеть составляющие культурного кода нации. Это не тайное знание. Приглашаю в свои размышления.

1 век  н.э. Палемоновичи

Во время правления Нерона на кораблях из Рима 500 легендарных семей добираются до Хроноса (Неман на старинных картах), поднимаются вверх по течению, высаживаются на местных землях и начинают обживаться.   Кто они и почему это сделали?
Люди уходят с насиженного места только в одном случае: когда не могут там выжить. В те времена это происходило либо из-за нехватки еды, либо из-за серьёзной угрозы смерти. От недостатка провизии римская аристократия вряд ли страдала, поэтому логично предположить, что это были политические беженцы (Нерон был известен активным преследованием ранних христиан). Вероятнее всего, они не готовы были менять религию и были вынуждены искать себе другое место жительства.
Если поставить себя на место тех беженцев, то становится ясно, что нужно быть принципиальным и смелым человеком, чтобы совершить подобный поступок. Плюс ко всему, нужно иметь в своём распоряжении корабли, людей и ресурсы, чтобы подняться к Хроносу. А ещё у тебя должно быть   образование, навыки организации и управления, а также определённая система ценностей, которая заставила идти в неизвестность ради мира, покоя и возможности создать свой мир.

Эти семьи упоминаются в истории как Палемоновичи. («Хроника Быховца» и «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» Мацея Стрыйковского). Именно они к нам привезли 4 герба: «Порай», «Китаврас», «Колюмны», которые использовались в средневековье шляхетскими родами ВКЛ и «Медведь», который стал символом Самогитии (нынешней Литвы).

Почему это важно?  Палемоновичи и дошедшие до нас гербы – это свидетельства того, что предками белорусов стала в том числе и римская аристократия, задавшая достаточно высокие стандарты и культуры, и государственности ещё тогда – в самом начале нашей истории.

Палемоновичи + европейские сарматы = древляне (древние)

Когда на нашей территории обосновались Палемоновичи, здесь уже были европейские сарматы. Греческие авторы больше упоминают степных сарматов, т.к. больше сталкивались с ними, однако, старые карты отдают европейским сарматам территории почти от Вислы до Волги.  Исследований европейских сарматов опубликовано не очень много, но можно с уверенностью утверждать, что это народ был воинственным.  Основной строй — матриархат. Женщина обладала большой свободой, обучалась воинскому искусству и, после сдачи «экзамена», который у степных сарматов заключался в предъявлении родичам головы врага, имела право на самоопределение. Варианты были следующие: стать воином или жрицей (тогда рожать детей было не нужно); остаться в клане матери и родить ребёнка (не создавая собственную семью) или стать женой, создав отдельную ячейку общества – свой род. В последнем случае женщина складывала оружие и больше к нему не прикасалась, превращаясь в хранительницу семейного очага.

Почему это интересно? Сильная женщина, которая и коня на скаку остановит, и ребёнка убаюкает, и мужа поддержит, и уют в доме создаст, — это до сих пор актуально и для белорусов, и для россиян (не зря же в народных женских костюмах Поволжья до сих пор хорошо просматриваются следы кольчуг). Я также заметила, что в белорусских деревнях соседи всё еще часто зовут мужчин и детей так: «Дусин Валера», «Тэклин Стёпачка», «Ганина Алеська». Это вполне может быть свидетельством наследия европейских сарматов.  Анекдоты про мужей-«подкаблучников», бытующие на наших территориях, тоже своего рода показатель. Да и смысл расхожей фразы о том, что «хороших кобелей щенками разбирают», будет понятен только там, где де-факто управляют женщины.

Возвращаюсь к историческим деталям. Вероятно, под воздействием «римской диаспоры» с течением времени на наших территориях достаточно быстро формируется новый этнос — древляне. Они создали развитое государство, которое за счёт «римской составляющей» оказалось мощнее соседей. Конечно, его приходилось защищать. Наши территории, изобиловавшие тогда магистралями прошлого, – реками, привлекали многих. Кто-то шёл транзитом, кто-то оставался и вливался в складывающуюся культуру, а кого-то приходилось выдворять восвояси.

5 век н.э.  Венеды (венеты). Они же русы (варяги)

Около 5 века, оттеснив предков современных литовцев (жмудов-жамойтов-самогитов) к Клайпеде, венеды поднимаются по Западной Двине и обосновываются у нас на севере. Кто были венеды? Жёсткие, уравновешенные и профессиональные мореходы, занимавшиеся торговлей. Венеды (они же варяги) также славились своими воинскими умениями, хладнокровием и выдержкой, не зря же варягов с удовольствием нанимали на службу византийские императоры. Венеды пришли к нам из Средиземноморья, где многие занимались работорговлей, и, вероятно, не брезговали этим «бизнесом».

Они принесли с собой новый уклад. Согласно их опыту, мужчина должен защищать свою женщину, иначе её украдут и продадут. То, как это отразилось на жизни наших предков, можно проиллюстрировать так: благородная девица живёт в тереме под охраной заботливого отца и братьев, выходит на улицу только в сопровождении, потупив взор и прикрывая лицо фатой.  Выйдя же замуж, она переходит в другой терем, под защиту мужа. Если она может себе позволить, то на улицу вообще перестаёт выходить, сидит дома, рукодельничает, рожает детей и заботится о них. Мне кажется, что слова «терем» и «гарем» после информации о венедах вполне обоснованно начинают иметь что-то  общее.
Почему это важно? Суровые и практичные варяги, с их готовностью защитить своих близких в любую минуту, тоже стали частью культурного кода белорусов.

6-7 век н.э.  Венеды + древляне = славяне

Пришедшие венеды (они же русы или варяги) и древляне (древние) —  два мощных полярных этноса, которым пришлось притираться друг к другу и буквально находить общий язык. В результате взаимодействий появляется слОвянский язык (этим разным людям нужно было создать какие-то общие СЛОВА, чтобы общаться). Позднее Владимир Даль опишет это явление (формирование койне на базе двух очень разных языков) на примере возникновения славянско-китайского на Дальнем Востоке.

Не всё складывается просто: ещё даже в 10 веке княгиня Ольга враждует с древлянами, мстя за Игоря и отказывая Малу Любечанину (Древлянскому). В истории их примиряют дети. А в культурном коде к самостоятельности, принципиальности и настойчивости будущих белорусов добавляется толерантность и умение договариваться.

12-13 века. Татары

Первым очевидным свидетельством прихода средневековых татар на наши территории можно считать переименование местечка Крутогорье в Койданово (нынешний Дзержинск) в 1244-46гг в честь хана Койдана.

Почему татары приходят к нам?

С 11 века в Европе католическая церковь начинает охоту на еретиков, в Азии идёт активное распространение ислама с ущемлением прав других верующих. Люди, имеющие другое вероисповедание, вынуждены искать спасения.
Пришедшие в 12 веке татары, как и большая часть населения ВКЛ, были еретиками, т.к. исповедовали раннее христианство, а не его ортодоксальную или католическую версии. Об этом писали римские папы, ненависть к еретикам которых не позволяет сомневаться в достоверности фактов.  Большинство жителей ВКЛ было арианами, а среди средневековых татар было распространено несторианство (ислам Ордой был принят в 14 веке). Из-за их религиозных воззрений они не могли жить спокойно ни в Европе, ни в Азии. Поэтому татары, как и Палемоновичи, идут сюда, на наши территории, как в единственное место, где будут приняты.

Почему это интересно?  Все, без исключения, ранние христиане (еретики по мнению церкви того времени), обязательными условием развития считали труд и простоту жизни. Когда не одно поколение твоих предков исповедует трудолюбие, оно, по-видимому, находит своё место не только в культурном, но и генетическом коде народа.

И еще одна интересная деталь заслуживает внимания. На протяжении многих столетий, жители на наших территориях принимали у себя политических беженцев.  Возможно, именно так и сформировалась известное белорусское гостеприимство. Наши предки всегда были готовы принять чужестранцев, если только у них не было намерения разрушить дом. Мы тоже готовы принять и поддержать тех, кто потерял родину и искренне желает найти новую здесь, у нас.

Что происходит дальше?

Благодаря величию тех, кто пришёл сюда и стал нашими предками, формируется Великое Княжество Литовское, Русское и Жемайтское.  ВКЛ достигло своего расцвета и стало таким мощным военным государством, что его влияние долго ощущалось на мировой арене.  Но здесь умеют не только воевать. Один интересный факт: любой землепашец в ВКЛ мог получить дворянство (шляхетство) за воинские подвиги. Дворянство давало один большой бонус — возможность дать своим детям образование. Доблестных воинов, которые получили статус дворянина (шляхтича) было много.

В 18 веке после вхождения в состав Российской Империи была произведена «чистка» дворянского сословия: потребовали от всех дворян ВКЛ документального подтверждения их статуса. И всего 12% дворян на территории современной Беларуси смогли предоставить бумажные «привелеи» (кстати, дед Янки Купалы не смог это сделать), в то время как в самой Российской империи таких был лишь 1% от населения.

Почему это важно? Образование и военная мощь – это атрибуты сильного противника.  История потом покажет, что все боятся иметь возле себя соседа, который может и меч, и речь держать.

Таким образом, наш культурный код был хранит в себе характер и достижения наших предков: Палемоновичей, европейских сарматов, венедов, средневековых татар и тех других, кого я не упомянула, но кто назвал нашу землю своей новой родиной, и сделал всё для того, чтобы она процветала. Это те, кто есть мы.

 Мисс Таня

Ещё интересные материалы:

Мы не рабы, рабы -не мы. Пару слов о патриотическом воспитании

Искусство как зеркало души

Критическое мышление: рабочая схема

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *