В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
«Я поведу тебя в музей!»
Сказала мне сестра.(Михалков С. «В музее В.И. Ленина»)
Вместо сестры из эпиграфа берем Викторию Барташевич (с недавнего времени экс-научного сотрудника отдела музейных коммуникаций сектора музейной педагогики) и идём в Национальный исторический музей Республики Беларусь. Попутно задаём ей вопросы о том, для чего и как правильно ходить в музей самим и водить в него детей.
- С какого возраста можно привести ребёнка в музей?
Все дети разные. У кого-то ребёнок в 4 года уже активно рассказывает стихи, поёт песни и, может даже, играет в шахматы, а чей-то малыш и в 8 лет неуверенно себя чувствует в школе. Всё же я бы посоветовала начать посещать музеи с лет так четырёх-пяти, но не позднее девяти-десяти.
- Нужно ли готовить ребёнка к походу в музей?
Поход в музей – это настоящая задачка для родителей. Мне кажется, что чтобы ребёнку понравилось там, его нужно подготовить.
Родителям стоит сначала самим ознакомиться с музейной экспозицией. Для чего это нужно? Если вы знаете, что можно увидеть в музее, вы сможете заранее найти предметы в интернете и показать их ребенку. Далее задавайте простые вопросы: «Как ты думаешь, что это такое?», «А расскажи мне, как этим пользоваться, для чего оно нужно человеку?» и т.п. Так вы активируете любопытство и объясните, если нужно, сложные моменты. Придя в музей, ребенок сможет узнать эти предметы и сопоставить то, что видел на картинке, с тем, какое это на самом деле. На мой взгляд, так развивается гибкость мышления, и таким способом мы учим ребенка выстраивать взаимосвязи между хранящимся воспоминанием и тем, что он видит сейчас.
Особенно подготовиться перед самым первым посещением музея. От первого опыта зависит многое. Может случиться так, что у ребёнка появится «музейная травма» и тогда это место останется еще надолго территорией, которую хочется обходить.
- Нужна ли экскурсия ребёнку?
Всё-таки нужна. Она поможет ему больше заинтересоваться. Во время экскурсии экскурсовод акцентирует внимание посетителя на наиболее интересной и важной информации, а также может поведать уникальные истории, связанные с теми или иными предметами в экспозиции.
Я уже упоминала, что от первого опыта будет зависеть придёт ли в музей ещё раз тот или иной юный посетитель. На мой взгляд, именно экскурсоводы помогают ребёнку почувствовать себя более уверенным в новом для него пространстве. По моим наблюдениям в музей возвращаются дети, которые «бродили» среди экспонатов с экскурсоводом.
Из своего опыта знаю, что оптимальная экскурсия для детей длится не более 45-ти минут. Внимание детей очень активное в течение первых 10 минут, потом ребёнку уже труднее концентрироваться на «словесном потоке» экскурсовода, поэтому во время экскурсии мы делаем так, чтобы рассказ не превышал показ.
На мой взгляд, если родители хотят, чтобы в музее провели экскурсию для ребёнка, то стоит обратить внимание на те экскурсии, которые адаптированы для детской аудитории, а не хвататься сразу за обзорную экскурсию в полтора, а то и в два часа.
Во время моей работы в музей чаще всего дети приходили на экскурсии «Как жили наши далёкие предки» (знакомство с самым древним периодом в истории Беларуси) и «Путь человека к книге: из истории книгопечатания» (об истории развития письменности в нашей стране, начиная от периода рукописных берестяных грамот до изобретения печатного станка). Для самых юных или ещё «неопытных» посетителей музей предлагает экскурсию под названием «Здравствуй, музей»: за 45 минут дети могут увидеть все постоянные экспозиции, познакомиться с музейными терминами и узнать о главном герое экскурсии – о музее.
- В музее только экскурсии?
Также в Национальном историческом музее проводят музейные занятия. Именно после них ребята возвращаются вновь в музей и даже отмечают здесь свои дни рождения.
Музейное занятие – это своего рода игра, с помощью которой музейный педагог рассказывает историю Беларуси. Такие уроки организовываются для маленькой группы детей (до 10-ти человек). Цель педагога — обогатить ребенка новыми знаниями и раскрепостить его. Очень часто дети, которые приходят в первый раз в музей, чувствуют себя не в своей тарелке, бояться идти на контакт. В небольшой аудитории адаптация происходит быстрее и, как правило, на десятой минуте ребёнок чувствует себя более уверенно и включается в игру.
Одно из моих любимых музейных занятий – «Куклы из бабушкиного сундучка». Во время него ребёнок не только узнает историю появления кукол, правила обращения с ними, их функции и предназначения, но и может своими руками сделать любую куклу-оберег для себя, для своих друзей и близких.
Еще одно популярное занятие — «Археологические раскопки». Скажите честно, кто в детстве не мечтал найти клад и разбогатеть? Во время «музейных раскопок» детям удаётся почувствовать себя настоящими археологами, которые отправились на спец-задание.
- «Я не хочу в исторический музей!!!»
Бытует мнение, что в Национальном историческом музее делать нечего. Я об этом не раз слышала от посетителей разного возраста, но откуда оно появилось, не понятно. В любом музее может быть скучно, а может быть интересно. Если у вас сложилось такое мнение, значит, у вас есть «музейная травма», значит, был неудачный поход в музей. Но не стоит огорчаться. Это можно легко исправить. Музей предлагает не только экскурсии и музейные занятия, но может заинтересовать посетителей и лекциями, и мастер-классами, и костюмированными вечерами. Вы просто выбираете то, что для вас ближе и интереснее.
- «Что можно увидеть в историческом музее?»
Много чего интересного. И тут должна быть лукавая ухмылка.
Для 1-5-ых классов есть любопытные экскурсии, такие как «Как жили наши далёкие предки», «Путь человека к книге», «Клады в Беларуси» (названия экскурсий могут быть изменены). Для средней школы музей предлагает экскурсию «Древняя Беларусь», которая включает в себя все этапы становления государства, начиная с каменного века и заканчивая разделами Речи Посполитой. Для старшей школы и студентов есть экскурсии «Беларусь XVI-XVIII веков в портретах и геральдике» и «Беларусь: возрождение духовности».
- И напоследок?
Как говорят: «Одно дело услышать, а другое дело увидеть». Я с этим полностью согласна. Невозможно учить историю своей страны, не опираясь на вещественные доказательства.
Уважаемые родители и учителя, превращайте учебник истории в увлекательный рассказ о первобытных людях, о первых княжествах на территории Беларуси, о важных исторических персонах! Делайте это вместе с Национальным историческим музеем!
Ещё интересные материалы:
Об адаптации детей к средней школе |
|
Я не могу… что делать, если не получается? |
|
Поколение Z. Как их понять? |
Пару лет назад праздновали День рождения сына в историческом музее, занимаясь археологическими раскопками. Детям не просто понравилось, а ОЧЕНЬ! До сих пор вспоминают)))
Спасибо работникам музея за отличный МК и очень скромные цены!