Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Начальная школа — это точка старта движения на пути познания. Она со своими правилами, философией, учителями, содержанием и атмосферой наполняют детей тем, что будет зреть в них дальше.
Рудольф Штайнер, создатель вальдорфской педагогики, предложил особые идеи организации обучения для детей в возрасте от 6 до 9-10 лет. Мы с интересом изучили их. Для учителей и родителей, рассуждающих о воспитании, образовании и роли школы, приводим их здесь в виде оригинальных цитат с краткими выводами.
О подготовке учителя и начале занятий:
«Поймите, что именно к учительству, учителям предъявляются особые требования. Я называю душевно-экономичным преподаванием. …. Если учителя хотят за полчаса правильным экономичным образом, так, чтобы ребенок не претерпел никакого вреда, преподать нечто ребенку, то для этого требуется подготовка учителя от двух до трех часов, чтобы привести целое в такую живую внутренне органичную взаимосвязь, в которой его затем вносят через школьную дверь в класс.
Так что такой принцип воспитания, конечно, ставит высокие требования к учителям. Но эти высокие требования ставятся самим делом, и, чтобы все шло хорошо, они должны быть просто удовлетворены.
Итак, учитель, подготовленный указанным образом, входит утром в здание школы. Появляются дети — в летнее время несколько раньше, около восьми часов, зимой несколько позже».
Выводы:
При подготовке к занятию учитель начальной школы должен ставить перед собой цель: разработать такой урок, который поможет ребёнку увидеть и понять взаимосвязи в мире. Важно, чтобы ученик, его душа, тело и дух чувствовали себя гармонично на занятии.
Уроки в летнее время (т. е. когда световой день длинный) начинаются около 8 утра, а зимой — позже.
Перед началом занятий:
«После того, как дети собрались в классе, каждый учитель, каждая учительница в своем классе начинает с подходящего, желательно общечеловеческого или религиозного текста, в речевой или песенной форме, имеющего одновременно характер молитвы, предлагаемого всему классу для чтения или пения хором. Затем это можно завершить действительной молитвой».
Вывод:
Учебный день всегда начинается с общеклассной церемонии, которая носит воспитательный характер и содействует объединению душ.
Главное занятие:
«Затем начинается так называемый главный урок, главное занятие, то главное занятие, которое по обычному учебному плану многократно разорвано.
В течение от четырех до шести недель прорабатывается область географии или счета. По прошествии этих четырех-шести недель начинается другая область, имеющая свое соответствующее время, но не прерываемая чем-то другим, как это бывает согласно обычному поурочному плану.
В обычном смысле у нас для главного занятия нет поурочного плана.
В такие четыре-шесть недель ребенку может быть представлено некое целое, именно потому, что оно является целым, дающее потом ребенку нечто, что он берет с собой в жизнь, как он и должен брать с собой в жизнь эти вещи.
Так сменяющимися периодами времени на протяжении года ребенку преподносится душевно-экономичным образом то, что должен содержать в своих основах учебный план».
Вывод:
После общеклассной церемонии каждый день ученики переходят к главному уроку. Он всегда один и тот же на протяжении 4-6 недель. Например, сначала это счёт, потом география и др.
Главный урок длится 2 часа с паузой в середине. Задача учителя сформировать у ученика целое знание и помочь создать связи с другими сферами согласно его этапу развития в этом предмете.
Предобеденное время:
«Последующее предобеденное время посвящено более свободным предметам.
Здесь прежде всего наибольшую роль играют современные иностранные языки. Эти современные иностранные языки, поскольку они действительно должны практически вживляться в детскую жизнь, прорабатываются с поступления ребенка в школу, с шести-семи лет, и прорабатываются таким образом, чтобы ребенок мог действительно вживаться в иностранный язык и, таким образом, при изучении иностранного языка мы избегаем посредничества родного языка. И так как перед нами теперь более взрослые дети, чем когда они изучали свой родной язык, занятие другим языком, естественно, должно быть организовано несколько иначе.
Именно если учитывать возраст, это должно быть так. Но дети все же должны соединять язык с собой таким образом, чтобы, выражая нечто на иностранном языке, не переводить всегда при этом тайком. Иностранному языку обучаются непосредственно в ознакомлении с вещами, с предметами».
Вывод:
После главного урока внимание детей переключается на другие предметы. В частности, например, на изучение иностранных языков. Обучение происходит методом погружения в языковую среду.
«В это же время затем включается также и то, что должно почитаться особенно важным: урок ручного труда; а также частично и то, что обычно обозначают как урок по развитию ловкости рук.
Урок ручного труда, согласно принципу Вальдорфской школы, которая ведь объединяет мальчиков и девочек в одном классе, проводится также в равной степени для мальчиков и для девочек. И какая это большая радость, когда мальчики и девочки вместе вяжут крючком и на спицах и делают другие подобные работы. И из всей школьной практики можно получить уверенность в том, что, несмотря на то, что у мальчика несколько иное отношение к вязанию, чем у девочки, все же мальчик имеет к нему достаточно большую склонность, чтобы делать это, прежде всего, с большой радостью. И это сотрудничество, как до сих пор указывалось, является совершенно особым преимуществом для общего развития человека. На занятиях по развитию ловкости рук девочки, в свою очередь, должны проделывать в точности то же самое, что делают мальчики, более тяжелые работы, так что всегда можно видеть мастерство, становление мастерства человека».
Вывод:
Также в предобеденное время ученики занимаются трудом для развития ловкости рук. Особенность этих занятий в том, что нет разделения на мужской и женский труд. Мальчики и девочки вместе учатся, например, вязать на спицах, делать какие-то типично мужские задачи. Это сотрудничество формирует особое преимущество для общего развития человека.
«Затем на это время, время более поздних предобеденных часов, приходится то, что можно назвать собственно уроками мировоззрения».
Вывод:
В период предобеденных занятий также могут проходить уроки, направленные на формирование мировоззрения ученика.
Послеобеденные занятия:
«Послеобеденные уроки посвящаются тому, что касается телесно-физического: гимнастического, эвритмического и того, что принадлежит к специально-художественному.
Речь идет о том, что все то, что является, так сказать, головным воспитанием и головным преподаванием, безусловно должно осваиваться детьми в предобеденное время, и лишь после того, как все это пройдено, дети после обеда, поскольку они не отбушевали в переменах в предобеденное время, направляются на телесно-физическое. И после того,
как прибегли к более физически-гимнастическому воспитанию, ребенок уже не возвращается к головным занятиям.
В то время, когда дети прорабатывают именно то, что касается телесно-физического , в ребенке работает бессознательное сверхчувственное, и голова, после того, как она отдавалась этому телесно-физическому воспитанию, после этой деятельности уже не в состоянии снова возвратиться к головной работе. Вдвинуть урок физкультуры между остальными занятиями, даже если это не целый час, и предаваться вере, что благодаря этому, вследствие перемены, нечто достигается для занятий — совершенно неправильно.
Единый характер, в котором тем самым выдерживаются предобеденные и послеобеденные занятия, оказывается чем-то безусловно полезным для развития человека».
Вывод:
После обеда ученики должны изучать телесно-физические предметы и то, что может принадлежать к специально-художественном циклу. Основное обучение должно осуществляться в предобеденный период. Занятия после обеда активизируют бессознательное в человеке.
Табель успеваемости по итогам года:
«Благодаря основанной на человекопознании практике преподавания и воспитания, мы заняли особую позицию в вопросе создания табеля успеваемости.
Когда ребенок по завершении учебного года идет на каникулы, он получает табель, свидетельство. Но в нем стоит нечто вроде совершенно индивидуально составленного учителем зеркального образа ребенка, нечто биографическое об этом годе, и, как это всегда оказывается, дети получают от этого большое удовлетворение. Они прочитывают здесь свой образ, который спроецирован с соответствующей благосклонностью, но совершенно ни в коей мере не приукрашен при этом.
Они принимают это с большим удовлетворением. И затем мы приводим какое-то высказывание, совершенно индивидуализированное для каждого ребенка, которое каждый ребенок получает вписанным в свое свидетельство. И это высказывание образует потом, в следующем году, своего рода жизненное руководство».
Вывод:
Вместо отметок учителя создают характеристику ученика, которая выдаётся ему как свидетельство. Там же размещается личное вдохновляющее напутствие от учителя.
Идея преподавания:
«Внутреннее существо преподавания должно быть организовано таким образом, чтобы у ребенка никогда не было ощущения, как если бы он готовился к трудностям, чтобы идти вперед, но у него всегда должно быть стремление действительно от одного переходить к другому. И поэтому ребенок никогда не пытается рассматривать что-либо отрывочно, но всегда достигается взаимосвязь».
Вывод:
Учитель не стремится ввести ребёнка в стресс. Он опирается на принципы человеколюбия и строит обучение на принципах человекопознания. Ребёнок, обучаясь у такого учителя рассматривает продвижение по учебным дисциплинам как движение вперед, а не преодоление трудностей.
Ещё интересные материалы:
ТРУДные вопросы |
||
|
||
Мы не рабы или для чего нужен патриотизм |
моя учительница по физике Евсеенко Лиана Ивановна, заслуженный учитель России, внедрила у нас в конце школе в конце 80-ых блочную подачу материала. Нам ученикам, поначалу было очень непривычно. но позже оказалось, что это очень облегчает понимание. Кстати, почти половина класса выбрала физику как экзамен по выбору. Я тоже, сдала на отлично.