ТРУДные вопросы

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Что такое труд? Нужно ли обязательно трудиться каждому? А зачем? Как приучить ребёнка к труду?
Попросите ответить на эти вопросы знакомых и друзей, и, скорее всего, Вы услышите следующее:  Чтобы приучить чадо к труду, нужно начинать с детства. Пусть он собирает игрушки, выполняет поручения родителей.
Да, трудиться нужно. А если не будешь это делать, то будешь  лентяем/увальнем/белоручкой/недарэкай.
Что значит «зачем трудиться»? Надо! Иначе станешь… (читай предыдущее предложение).
Труд  —  это упорная работа  в школе, на предприятии, в браке и т.п.  Труд сделал из обезьяны человека. Благодаря труду у нас есть всё, чем мы пользуемся сейчас.
А всё же, если порассуждать…

Что такое труд?
Труд  —  это целенаправленная деятельность. Она характеризуется длительной фокусировкой на объекте и направлением своих усилий на получение результата.

Слово труд, похоже,  произошло от  «тру», «тереть». Поэтому у нас часто труд ассоциируется с выполнением чего-то вручную с серьезными энергозатратами. Хотя, на самом деле, труд бывает не только физическим и ручным. Любая деятельность, требующая от человека концентрации на объекте и применения всех его сил, чтобы получить результат, которым можно будет пользоваться, — это труд.

Таким образом, трудиться можно и в интернете, создавая сайты, и в мастерской, рисуя картину.  Смысл в том, что человек осознанно использует свои ресурсы и способности, чтобы создать продукт. Если он делает что-то просто потому что «надо» или чтобы заработать деньги, то он выполняет работу.  Чувствуете разницу между трудом и работой? Теперь понимаете, почему так много внимания уделяется приучению подрастающего поколения к труду?


Как приучить к труду ребёнка?
Труд для ребёнка – это  (простое для взрослых действие) сложить игрушки, убраться в шкафу, поменять постельное белье, помыть пол, сварить макароны.  Чтобы научить ребёнка выполнять такие действия на разных возрастных этапах,  можно воспользоваться схемой развития навыков. Она активно используется учителями в учебно-воспитательном процессе.  Родители могут внедрить её тоже.

1) Организационный этап: объяснить, что нужно сделать и зачем.
Например, нужно застелить постель, чтобы комната выглядела аккуратной и чтобы сохранить чистоту постельного белья.

2) Демонстрационный: показать, как именно нужно делать, дать  пояснения.
Комментарии к инструкциям должны звучать на простом и понятном для ребенка языке. Методически верно также объяснять, для чего нужно выполнять то или иное действие. Это поможет расширить кругозор сына или дочери.

3) Контролируемая практика:  ребёнок выполняет действия под присмотром родителя.

4) Свободная практика: теперь уже действие не контролируется родителем непосредственно в момент наблюдения. Результат оценивается после выполнения.

5) Комплимент и обратная связь. Похвала мотивирует. С неё нужно обязательно начать, даже если в готовом продукте есть недочёты. Есть такое «правило сэндвича»: сначала похвали, затем скажи, что было не так, а потом снова похвали. Похвала для ребёнка должна быть не просто словами «ты молодец», но и с объяснением, почему ты молодец. Например: «Благодаря тебе, сынок, я могу немного сэкономить время и выпить чаю. Спасибо тебе за это».

Если не приучать ребёнка к труду, то вырастает потребитель
, человек, который способен только брать. Вам  самим нравится общаться с тем, кто только и смотрит, чтобы что-то у Вас взять? И речь не только про материальные ресурсы, но и про Ваше время, силы, идеи.

Нужно каждому человеку обязательно трудиться?
Можно это не делать. Но судите сами:
Труд –  это    развитие, создание того, чем можно пользоваться. Все цивилизации развиваются благодаря созданию объектов труда, культуры и технологий. Труд каждого человека  — это вклад в развитие общества.
В личном плане   —  это развитие  силы воли и характера. Пока человек трудится над чем-то, он проявляет стойкость характера, умение концентрироваться, распределять свои ресурсы. На каком-то этапе он начинает думать, как сделать тоже самое, но, например, с меньшими затратами. Здесь включается находчивость, творчество, логика и разные виды мышления.  Труд активизирует в человеке его способности, помогает создать продукт и выработать черту характера.

Поэтому на вопрос «Нужно ли трудиться?»  пусть каждый отвечает сам, принимая ответственность за свой выбор и за свою жизнь.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Эмоциональный интеллект на уроках иностранных языков

«Майнфулнесс» — способ справиться с жизнью

Литературный дневник: старое и новое

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *