Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Чтение на уроках английского языка можно сравнить с яблоком. Этот вид деятельности такой же доступный, популярный, полезный и мультифункциональный, как яблоко.
Вдохновившись этими идеями и своими учениками, я разработала свою схему работы с чтением на уроках английского. Моя вариация основана на классических этапах (pre-reading, reading, post-reading), но последовательность упражнений помогает учителю делать больший акцент на лексике и последующем успешном говорении.
Читайте мои инструкции для учителя и оставляйте комментарии под текстом.
Схема для работы с чтением:
Чтобы использовать данную схему, учителю нужно выбрать небольшой текст. Если учебный материал достаточно обширный, то лучше извлечь из него выгодные части или сократить его.
Текст “Working animals” из учебника “Cutting Edge. Elementary” будет примером.
Pre-reading:
Учитель сообщает, что тема урока — это животные и даёт заголовок текста «Working animals”. Задача учеников попытаться предугадать, о чём пойдет речь.
ИДЕЯ: На предтекстовом этапе я иногда прошу учеников сделать иллюстрацию к тексту. Если текст об ограблении дома, то я даю задание: «Нарисуйте дом с разбитым окном и двух людей возле него. У них большие сумки». Рисовать можно на листочке или в онлайн-рисовалках. Следующий вопрос для учеников: «Как вы думаете, о чём будет текст? Что произойдет?». Благодаря этому приёму ученики погружаются в тему и им интересно узнать, правы ли они.
Далее учитель предлагает учащимся подготовиться к чтению и увидеть слова, которые пригодятся в тексте. Для этого задания нужно заранее выбрать наиболее интересную и важную лексику из текста. Это будут те слова, которые впоследствии ученик будет использовать для пересказа и которыми он пополнят свой словарный запас.
Список для текста “Working animals”:
huge — огромный
countless — бесчисленный
carry — нести
a load -груз
a distance — дистанция, расстояние
average — средний
weight -вес
pull -тянуть
an ability — способность
a disability — инвалидность
rescue — спасение, избавление
a criminal — преступник
a sense of smell — обоняние
illegal -нелегальный
confidence — уверенность
detect- обнаружить
an explosive -взрывчатое вещество
a way — способ
similar -похожий
Педагог просит учеников прочитать список несколько раз, обращая внимание на произношение. Например, с начала, а потом с конца. Затем учитель называет перевод, а ученики читают слово по-английски. Цель — проговорить каждое слово несколько раз.
ИДЕЯ: На этом этапе я иногда предлагаю ученикам рассортировать слова согласно частям речи.
ИДЕЯ: Я люблю добавлять комментарии и давать ассоциации для запоминания слов. Например, в данном списке я прокомментировала слово count. Я сказала, что count — это глагол, а у него суффикс — less. Слова ability и disability очень похожи. Их отличает только приставка. Слово weight звучит как ждать.
Далее для первичной отработки слов ученики переводят словосочетания в скобках.
huge — огромный (огромная собака)
countless — бесчисленный (бесчисленные примеры)
carry — нести (нести тяжелую сумку)
a load -груз (нести грузы)
a distance — дистанция (длинная дистанция в пустыне)
average — средний (средний размер)
weight -вес (средний вес)
pull -тянуть (тянуть машину с грузом)
an ability — способность (фантастическая способность)
a disability — инвалидность (иметь инвалидность)
rescue — спасение, избавление (спасательная миссия)
a criminal — преступник (найти преступника)
a sense of smell — обоняние (иметь хорошее обоняние)
illegal -нелегальный (нелегальный груз)
confidence — уверенность (иметь уверенность)
detect- обнаружить (обнаружить нелегальный груз и преступников)
an explosive -взрывчатое вещество (обнаружить взрывчатое вещество)
a way — способ (найти новый способ)
similar -похожий (похожий способ)
При создании фраз на перевод нужно учитывать следующее: материал для конвертации с одного языка на другой должен быть простой и соответствовать знаниям, чтобы ученик не тратил много времени на это задание. Также важно, чтобы фразы в скобках были частотными по употреблению.
Reading:
Ученик читает текст и переводит его.
ИДЕЯ: Если есть возможность, в тексте для чтения учителю нужно сделать надписи с переводом слов.
На предтекстовом этапе ученик работал с новой лексикой, но он еще не заучил её, поэтому надпись поможет ему вспомнить слово и быстро понять суть текста. Также это можно рассматривать как приём для запоминания. Ученику быстрее удаётся выучить слово, если он его видит несколько раз и обязательно в контексте.
Я также рекомендую в тексте писать перевод сложных слов, потому что всегда есть мало частотная лексика, которая может влиять на понимание, но которую ученик вряд ли будет использовать в речи.
Пример надписей над словами в тексте для ученика:
Делая надписи, учитель создаёт ситуацию успеха для ученика. От этого зависит результат задания и самооценка ученика.
After-reading:
Ученик выполняет несколько заданий для контроля понимания и чтобы проговорить прочитанное.
Здесь должны быть классические задания в виде ответов на вопросы, правда/неправда, дополни фразу и т. п.
Задания к тексту “Working animals”:
Which animal can:
1 help people cross a road?
2 improve the skin on your feet?
3 find illegal items like drugs?
4 carry heavy loads in South America?
5 look for missing people?
6 help children learn to read?
7 look for dangerous items at sea?
8 transport trees in South-East Asia?
Answer the questions:
What animals do people use in South America to carry loads?
How many kilos can a camel carry?
How many kilos can an elephant carry?
How do dogs help people with disabilities?
Why are dogs useful in rescue situations?
How do farmers use dogs?
Who are sniffer dogs? What’s their job?
What is «fish therapy»?
What can rats and dolphins do?
Следующее задание — это работа с планом текстом. Чтобы сэкономить время на уроке, учитель готовит план текста заранее.
Пример плана:
Animals to carry loads:
— South America — lamas
— South Africa — camels
— South-East Asia — elephants
Dogs:
— help people who can’t see
— help people who can’t hear
— detect illegal explosives
— catch criminals
— look for lost people
— control animals on the farm
Other animals:
— «Reading» dogs
— «Fish therapy»
— Rats
— Dolphins
Следующий этап — репетиция пересказа текста. Учитель просит учеников составлять предложения по каждому пункту плана. Учащиеся проговаривают свои идеи вслух.
ИДЕЯ: Мне очень нравится добавлять к отрепетированным пересказам мнения учеников. Для этого на этапе подготовки к пересказу я спрашиваю их мнение о прочитанном или прошу придумать концовку истории. При пересказе ставлю задачу — пересказать текст по плану и добавить своё мнение/концовку.
Финальный этап — самостоятельный пересказ текста по плану. Учитель следит за ошибками, выписывает их, но не перебивает монолог. После завершения задания он хвалит ученика, затем обсуждает вместе с учащимся ошибки и делает комплимент.
Новая лексика из текста (которая была в списке слов на предтекстовом этапе) уходит вместе с упражнением для ее тренировки в домашнее задание. Далее её можно будет тренировать, используя идеи для развития лексического навыка. Вы найдете их здесь.
Ещё интересные материалы:
Эмо-интеллект на уроках иностранного |
||
|
||
Домашнее задание: казнить нельзя помиловать |
Добрый день!
Хотела бы поблагодарить вас за вашу методику, описанную в статье о чтении текстов на занятиях. Мне, как начинающему преподавателю, очень интересно читать подобные работы и набираться опыта у коллег. Еще раз спасибо вам за вашу работу!)
👏Прекрасная статья!Отличные идеи!
Здравствуйте! Интересно и всё очень последовательно. Добавлю, что еще можно, как мне кажется, очень удачно ввернуть в задания. После того, как текст уже проработан, в следующий раз закрываем изучаемую лексику (я делаю это маленькими полосками стикеров), видимым остается только подписанный сверху русский перевод. Задача ученика: еще раз прочитать текст, восстановив слова.