Урок как конструктор

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Мы все — учителя и преподаватели — любим называть себя «опытными», проработав больше 3х лет. В учебных заведениях нам за это присваивают категорию. Мы все — обучающиеся и родители — легко отзываемся на слова «большой опыт работы». Для нас это один из критериев выбора педагога.

Я тоже, как и все, указываю в своём портфолио количество лет в профессии, но сейчас я задумалась: являются ли эти года показателем того, что ты умеешь, что и, главное, как ты это делаешь? Может быть, ты эти 10 лет всегда делал одно и то же, не ставя под сомнение свои действия. Я пытаюсь подобрать другое слово, которое бы подчеркивало не педагогический стаж учителя, а его умение донести информацию и выработать умения и навыки. Мне на ум приходят слова «умелый» и «практичный». Синонимы, но у них чуть-чуть другое значение. Умелые и практичные учителя складывают уроки как конструктор: быстро, ловко и правильно. Чем искуснее преподаватель, тем большее количество «конструкторов» он умеет собирать.

Конструктор #1: PPP (present, practice, produce).

Увидев расшифровку трех букв PPP, кто-то назовёт это подходом, моделью или техникой. Мне нравится, как это звучит в оригинале: lesson framework. Здесь я буду использовать метафору «конструктор», чтобы показать, что урок подчиняется структуре и логике. Учитель может ставить «блоки» по порядку или что-то менять, но, главное, чтобы «конструкция» была устойчивой.

PPP — самый популярный «конструктор». Вначале педагог презентует новый материал, затем ученики тренируют его и, как итог, воспроизводят его в устной или письменной речи сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно. Эту модель достаточно легко реализовать в классе. Особенно хорошо она работает с невысокими уровнями и с аудиторией, которая любит четкий, логичный порядок обучения. PPP позволяет студенту пройти через все этапы запоминания и в конце с уверенностью произвести на свет то, что требуется. Я бы сказала, что это бережное обучение: представили новый материал, а потом за руку повели студента по всем этапам заучивания. Именно за это PPP подвергается критике. Есть мнение, что обучающийся лишается возможности заметить другие языковые нюансы, кроме той структуры, которая сейчас в центре внимания на уроке. PPP не хватает четвертой P — personalization (персонализация). Часто студенты воспроизводят как надо выученную структуру в заданном контексте, но не могут ее дальше применить в своей речи.

Конструктор #2: ESA (engage, study, activate).

Этот «конструктор» очень похож на предыдущий, но главное отличие в большей гибкости. ESA существует благодаря Jeremy Harmer, преподавателю и ESL тренеру. Первый «кубик» в этом «конструкторе» – это E (engage). Он является ключевым. Его можно и нужно использовать на уроке так часто, как нужно. На этом этапе учитель должен заинтересовать всех студентов и вовлечь в то, что будет происходить. Это может быть осуществлено с помощью визуального ряда, аудио, обсуждений, дебатов и вообще чего угодно, но главное, что это поможет завладеть вниманием абсолютно всех. S (study) — на этом этапе студенты учат то, что вызывало их внимание. Они могут выполнять самые разные упражнения: от дифференцировочных до трансформационных. Важно, что за этими действиями стоит их интерес.

На стадии A (activate) они реализовывают то, чему научились и получают или достигают то, к чему их интерес так подогревался учителем.

Я вижу этот «конструктор» как шоу НТВ «Русские сенсации»: вначале урока учитель показывает «тизер» того, что можно сделать, увидеть или узнать в течение урока. Возможно, задает несколько наводящих вопросов. Главное – он создает интригу. Обязательно: пообещать, что мы узнаем это в конце «нашей программы», пройдя через этап тренировки. Затем наступает S-study и в финальной части студенты, наконец, узнают то, что было в «тизере» в начале урока.

Лайфхак для умелых и практичных учителей: ESA может превратиться в EASA. Это значит, что после этапа Engage можно попросить студентов выполнить то, к чему они должны прийти в конце урока теми средствами, которые у них есть сейчас. Потом они проходят этап Study и снова выполняют задание, только теперь уже использую новую выученную конструкцию. Это не единственный возможный вариант трансформации. Вполне может существовать и следующий: E.A.A.S.S.E.S.A. Узнать больше об этом «конструкторе» можно здесь.

Конструктор #3 TBL (task based learning).

Этот «конструктор» коренным образом отличается от двух предыдущих. Обычно учителя им пользуются не очень часто, потому что либо не уверены в том, что смогут его сложить, либо сомневаются, что он подойдет для своих учеников. TBL, на мой взгляд, похож на проектную методику. Но есть нюанс: мы привыкли воспринимать «проект» как что-то очень творческое, что ученики выполняют в рамках какой-то темы (обычно в конце). Здесь «проект» — это дословный перевод слова project: четко спланированная работа по получению информации или для создания, улучшения чего-либо. Если ориентироваться именно на это значение, то легче понять, как TBL работает в учебном процессе. Преподаватель даёт студентам проектное задание, но реально его цель — ввести новый материал, обобщить знания по теме, закрепить навык.

Вот краткий пример, как можно использовать TBL для тренировки грамматического материала. — Стадия подготовки: учитель знакомит с целями задания, даёт четкие инструкции, представляет языковой материал, который нужно использовать во время выполнения задания. На этом этапе важно показать то, что у студентов должно получиться по итогу.

Пример: создать список достижений человека, номинирующегося на Нобелевскую премию мира. Использовать при выполнении have/has + 3 форма/ed с глаголами. Не указывать, в каком году это было совершено.

— Задание: Студенты работают в группах или парах с использованием заданного языкового материала. Учитель наблюдает и корректирует работу.

— Подготовка отчета: Учащиеся готовят краткий устный или письменный отчет о том, как они выполняли задание. Здесь преподаватель должен объяснить, что именно будет нужно представить и снять языковые трудности.

Пример: Расскажите, что вошло в ваш список достижений кандидата на Нобелевскую премию мира. Какие грамматические формы вы использовали? Было ли сложно выполнять задание? Почему? Что вам помогло?

— Отчет: студенты представляют информацию .

— Анализ: Учитель обсуждает важные моменты выполнения задания, которые релевантны теме задания.

Пример: В данном случае обсуждается Present Perfect для опыта. Студенты приходят к выводу, что Present Perfect мы используем для описания опыта живого человека без указания четкого момента в прошлом.

— Практика: тренировка грамматического и лексического материала по теме.

TBL дает определенные преимущества, которых сложнее получить с PPP или ESA. В частности, для многих студентов этот подход интереснее. Учитель дает задачу, которую надо решить. Это захватывает. Студенты следуют инструкциям и, как бы, сами того не подозревая, осуществляют ту цель, которую ставил перед собой учитель (например: объяснить Present Perfect для опыта). Также студенты могут использовать любые языковые средства, которые им доступны. Дайте ученикам возможность пользоваться словарём, корректируйте их язык по ходу выполнения задания и вы увидите их энтузиазм. Фактически, вы не ограничиваете студентов, вы выходите за рамки стандартного. Но здесь есть определенные НО:

— учителю может не хватать фантазии/возможностей придумать интересное проектное задание;

— студентам сложно выполнить саму задачу и поэтому они не могут употребить нужный вам материал;

— нет времени провести все этапы работы с проектным заданием;

Я понимаю, что TBL — это «конструктор» не для всех. Для того чтобы подготовить урок по схеме PPP тебе нужно просто учебник, а чтобы реализовать TBL нужно потратить больше времени и создать что-то новое. Я думаю, что стоит пробовать «складывать» TBL. Это будет полезно для собственного развития.

Конструктор #4: TTT (test, teach, test)

Последний в моем списке. Расшифровав названия, вы понимаете, что здесь учитель вначале проводит диагностику знаний по теме, затем обучает тому, в чем есть необходимость, и затем снова тестирует знания. Например, тема занятия — фразовые глаголы. Преподаватель дает тест, в котором содержится новый материал. Ученики могут выполнить задание интуитивно или проявить знания. На основе результатов, педагог продолжает занятие. В конце урока тест выполняется еще раз. Цель — показать, что неведомое и неизученное стало знакомым и понятным.

Преимущества данной модели:

— учитель максимально ориентируется на уровень знаний учеников;

— успешно выполненный повторный тест придает студентам уверенности и они четко увидят свои результаты;

— можно использовать с любыми уровнями;

— особенно хорошо работает с группами или студентами, чей уровень учитель плохо знает.

Недостатки:

— нужно быть достаточно умелым учителем с запасом различных инструментов и заданий, чтобы после диагностического теста быстро принять правильное решение.

Я считаю, что это все можно предусмотреть при планировании занятия. Если я провожу урок по Past Simple и даю студентам тест, в котором тестируется утвердительное предложение и неправильные глаголы, то я должна заранее подготовить дополнительные задания на тренировку

порядка слов, заучивание глаголов и задания повышенной сложности, если с тестом не будет проблем.

Вместо послесловия:

Умелый учитель умеет манипулировать и даже жонглировать, если хотите, учебными моделями в зависимости от класса, цели и темы, а также он готов быстро принять решение и не боится экспериментировать .

А какой Вы учитель: опытный, умелый или два в одном?

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Обучение онлайн: как осилить?

Читать ли книги в оригинале?

Операция «Коллокация» — чтобы по-английски как носитель 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *