Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
«На каждый товар найдется свой покупатель» — эту фразу я стала все чаще употреблять в отношении коммерческого образования. Сейчас можно найти и купить практически любую образовательную услугу. Вот лишь мои недавние находки: онлайн-марафоны в закрытых группах в соцсетях; изучение языка по фильмам или песням; английский за 7 дней, за 2 часа; смс-занятие; английский за субботу и воскресенье (но с утра до вечера); быстрые свидания, интеллектуальные и настольные игры на иностранном языке. Этот список у меня регулярно обновляется. Я слежу за рынком образовательных услуг с серьезным лицом и банкой попкорна. Любопытно, что некоторые организаторы подобных проектов убеждены сами и пытаются убедить клиентов, что именно их предложение — идеальный способ выучить английский язык быстро и навсегда.
Я не хочу занимать позицию борца за справедливость или редактора программы «Наш Потребнадзор». Мне интересно само образование и то, на какой уровень его можно вывести при наличии современных технологий, знаний и творческого ума.
Я поставила для себя задачу изучить и внедрить такую форму современного обучения английскому языку, которая будет давать комплексное обучение (а не отдельные навыки как в случае с онлайн-марафонами, языковыми челенджами и смс-уроками) при меньших энергозатратах. Глядя на статистику и результаты моих студентов, я наконец готова рассказать про Miss Tania’s online course.
Обучение должно быть таким, чтобы учиться хотелось даже самому преподавателю
Когда я задала себе вопрос, как бы я сама хотела изучать язык и что лично мне нужно для того, чтобы я довела начатое до конца, то у меня складывается следующий список требований:
— гибкий график;
— удобное время и место занятий;
— возможность отслеживать свой прогресс самостоятельно;
— индивидуальный подход с работой над МОИМИ ошибками, с МОИМИ особенностями;
— работа в индивидуальном темпе;
— уважительное отношение к моему времени;
— результат за конкретный срок;
— профессионализм преподавателя и значимость его личности для меня;
— интересные учебные задачи.
Эти критерии стали для меня отправной точкой. Чтобы реализовать их, я повысила свой методический и языковой уровень, прошла специальный обучающий курс, познакомилась со многими интересными людьми, нашла свою волну вдохновения и запустила Miss Tania’s online course в режиме смешанного обучения (blended learning). Думаю, что на данный момент я единственный в Беларуси преподаватель, который полноценно работает в таком формате.
Blended learning — это уже хорошо зарекомендовавшая себя в мире модель обучения.
Когда я создавала свой курс, одним из источников знаний стали видео-лекции от Silicon Schools Fund в США. Я смотрела на то, как функционируют школы смешанного обучения в Америке и представляла, как это можно реализовать в Беларуси. На основе материала лекций и и собственного опыта, я хочу рассказать вам, что скрывается за словами blended learning.
Смешанное обучение (blended learning) — сочетание онлайн-ресурсов и офлайн-занятий.
Эти две формы дополняют друг друга и делают процесс обучения комфортным и эффективным. За этими многообещающими словами скрываются следующие характеристики:
— Персонализированность. Это обучение, которое идет за нуждами студента. Преподаватель обеспечивает индивидуальный подход к каждому студенту и ему в этом помогают онлайн-инструменты.
На практике это выглядит так: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) дают возможность создавать уроки для каждого учащегося в зависимости от его прогресса и запроса, возможность комментировать каждое действие студента и менять учебный курс при необходимости. Мои студенты получают обратную онлайн-связь и в дополнение к общему курсу я создаю для них уроки по темам, которые нужны именно им. Например: английский для архитекторов, для бизнес-сферы или для врачей.
— Индивидуальный темп занятий. Это означает, что студент может совершенствовать тему онлайн, когда и где это удобно именно ему. Безусловно, есть ограничивающие временные рамки, но они лишь определяют дедлайн. Я думаю, что возможность работать тогда, когда ты можешь и ХОЧЕШЬ, – это еще одно подтверждение персонализации обучения . Я лично знаю многих студентов, которые терпеть не могут заниматься в первую половину дня, но поздно вечером могут сделать всё абсолютно правильно и за короткий срок. Мне не нужно, чтобы студенты «умирали из-за английского». Учиться нужно с удовольствием!
— Прозрачность учебного процесса. Студент четко видит учебную программу, временные ограничения и знает требования учителя (все это доступно онлайн). Как следствие, учащийся понимает, как ему нужно учиться, чтобы добиться результатов.
Преподаватель – это разработчик, который создает такую среду и такой материал, который позволяет студенту быть главным!
На своем опыте могу сказать, что эта часть является самой сложной, т.к. здесь нужен не просто опыт работы (который все так любят указывать в качестве своего конкурентного преимущества), а умение анализировать, создавать и адаптировать для конкретной аудитории.
— Комплексный подход. Сочетание форм помогает отработать все навыки и достичь мастерства. Чаще всего ко мне приходят студенты с запросом выучить язык за конкретный срок. Гораздо реже: подготовиться к поездке, сдать тест или улучшить произношение. Если речь идет о полноценном изучении языка, а не о «прокачке» отдельных навыков, то к изучению языка нужно подходить системно во всех отношениях. Смешанное обучение справляется с этой задачей на 100%. Мои студенты доводят до автоматизма навыки онлайн, а совершенствование и практическое их использование мы осуществляем офлайн.
Смешанное обучение и его «подводные камни».
Я думаю, что, читая мое описание курса, у некоторых возникла мысль, что смешанное обучение – это так легко, ведь все лишь нужно предложить студенту к офлайн-занятиям несколько онлайн-инструментов. К сожалению, мне придется вас разочаровать. Blended learning начнет давать результаты лишь тогда, когда преподавателю удастся соединить эти 2 режима и превратить их в учебную систему. Честно говоря, для этого мне потребовалось много времени на изучение теории, тестирование курса, анализ ошибок и их решение с помощью смежных с педагогикой дисциплин. Но основная работа позади и сейчас я обучаю по системе смешанного обучения как взрослых, так и подростков.
Каждый студент – это моя маленькая планета, за которой я ухаживаю и делаю все возможное, чтобы их обучение было персонализированным, удобным, эффективным и привело их к ожидаемым результатам.
На данный момент мои студенты и я довольны и организацией обучения, и полученными знаниями. Именно поэтому я и посчитала возможным написать этот материал.
Из всех моих студентов, которые начали обучение по этой системе, несколько человек сошли с учебной дистанции в самом начале. Все, кто остался на курсе имеют средний показатель усвоения учебного материала — 90%. И я считаю, что это не просто хорошо, а отлично!
Еще одно возражение, которое обычно возникает при обсуждении blended learning: эта форма обучения не подойдет для меня/его/её. Я не утверждаю, что это хороший вариант для всех.
Смешанное обучение — это востребованный формат работы для тех, у кого жизнь состоит из множества важных фрагментов и нужно успеть их все сложить в единый пазл.
Мои студенты – это те люди, для которых задача «выучить английский» — это просто одна из целей в жизни, на которую отведено определенное время и ресурсы. Это не вызов себе или challenge. Я изначально давала себе установку создать такой курс, который будет эффективен и при этом не будет требовать того, чтобы люди жили только языком. Ставлю себя на место своего потенциального студента и понимаю, что я сама не готова ходить постоянно на английский при любой погоде, только потому что поставила себе цель пройти уровень за полгода или потому что не хочу расстраивать своего учителя. Мне нужно, чтобы мое обучение было гибким и при этом результативным. Сочетание онлайн+офлайн инструментов дает возможность учиться, не теряя вкуса жизни. Результативность обеспечивается благодаря как моим знаниям методики, педагогики и психологии, так и добросовестной работе моих студентов.
Вместо заключения
Я объективно понимаю, что Miss Tania’s online course — это еще один проект на рынке коммерческого образования, как и языковые марафоны, клубы с около-языковыми развлечениями, загородные/городские лагеря и прочее. Разнообразие порождает конкуренцию. Думаю, что это хорошо. В конечном итоге, каждый товар находит своего покупателя, а каждый студент — своего учителя.
Татьяна Размыслович
Ещё интересные материалы:
Модный методический показ от Miss Tania (часть 1) |
|
Модный методический показ от Miss Tania (часть 2) |
|
Миссия «Вспомнить всё». Или рискованные эксперименты с английской лексикой. |