Миссия «Вспомнить всё»: рискованные эксперименты с английской лексикой.

Дамы и господа, как вы считаете, какой навык в обучении иностранному языку является приоритетным? Есть несколько вариантов ответа: а) грамматический, б) лексический, в) говорение, г) все взаимосвязаны. Под виртуальную барабанную дробь вы оглашаете ваш ответ. А теперь моя очередь  попытаться выиграть миллион рублей в викторине по методике преподавания иностранного языка. Я  выбираю лексический навык.  Уже слышу недовольные голоса из зала. Подождите! Позвольте мне объяснить.

Без хорошего лексического запаса вам не удастся  понимать (а не догадываться!) иностранную речь на слух, вы не сможете свободно излагать свои мысли как в письменной, так и устной форме. Ну и что, что у вас хороший уровень грамматики? Кому нужна ваша грамматика, если вы не можете к изученным структурам добавить лексику? Читать в свое удовольствие вы тоже не сможете без необходимого вокабуляра, а красивое произношение останется просто элегантной визитной карточкой и не более того. Я настаиваю на том, что лексический навык  — это приоритет.  Именно к словам нужно подключать соответствующую грамматику, а не наоборот.  Именно эту идею использует лексический подход, который, как мне кажется, приходит на смену коммуникативному. Обещаю рассказать о нем в другой раз, когда полностью закончу тестировать лексический подход в обучении.

В этот раз пишу об очень банальной теме, которая, наверное, уже всем набила оскомину: как учить слова эффективно.
Знаю, что очень много сказано и написано об этом, но я пишу только о том, что проверяю сама. Поэтому, читайте дальше и вы узнаете:

—  какой метод для заучивания слов не работает (и почему);

— можно ли учить слова, не прилагая усилий;

— что делать, чтобы никогда не забывать слова.

Все, что я сейчас буду рассказывать, это мой личный опыт человека, который сам постоянно совершенствует иностранный язык, причём не один.

Если вы занимаетесь с преподавателем, который регулярно вам дает задания на тренировку и повторение лексики, и вы полностью довольны процессом обучения, то можете закрыть статью.  А если вы хотите узнать, как  увеличить словарный запас самостоятельно и получить от языка больше, чем у вас есть сейчас,  то читайте внимательно.

Как я не учу слова?

Я очень люблю digital-средства для изучения языка. Я верю, что они облегчают многие стандартные задачи. В частности, я использую известное приложение Quizlet для создания списков  слов для своих студентов. Обычно это набор из 15-25 слов с  картинками. Студенты используют встроенные игры для запоминания слов.  Quizlet  очень хорош для запоминания, если слов не больше 30 и они тематически объединены. Когда я готовилась к CPE, мне нужно было выучить огромное количество слов продвинутого уровня, причем самой разной тематики и регистра. Я читала тексты и вносила слова в Quizlet. У меня получались огромные списки по 100 слов. Когда я ехала на работу, я тренировала свой лексический навык  с помощью приложения этой программы. Казалось бы, что все должно работать, но результата не было. Потом  я подсмотрела у коллег, что надо в Quizlet вносить не только перевод  или дефиницию, но и предложение с этим словом. Начала делать так, но тогда Quizlet перестал вообще приносить пользу. Этот сервис создан для того чтобы заучить слово и перевод или слово и предлог/артикль.  Попробуйте сами перевод и еще большое предложение в графе «ответ» и вы поймете, что я имею в виду. Одним словом, я отказалась от Quizlet, но, повторюсь, если вы будете создавать небольшие тематические списки слов, то это идеальный вариант.

2  работающих метода для запоминания слов:

Прежде чем я расскажу вам, как эффективно учить новую лексику, хочу сделать крайне важную оговорку.  Я очень надеюсь, что вы не тот человек, который ходит на семинары: «Как понять английский за 2 часа?» или верит во фразы «100% работающая стратегия».  Я придерживаюсь принципа, что все очень индивидуально. То, что работает у вас в жизни, не факт, что сработает у другого человека. Те методы, о которых я расскажу сейчас, дают высокий результат у меня лично и многих моих студентов, но я не даю гарантию, что у вас показатели будут такие же высокие.

Я сама постоянно учу новые слова . Обновление вокабуляра –важный пункт языкового прогресса  и не важно, что ты его уже преподаёшь или что у тебя английский продвинутого уровня.  Если  у вас, как и у меня, несколько языков в запасе, то рекомендую пополнять лексический запас разными способами. Делюсь своими!

  • Рукописные карточки.

Принято делить людей на визуалов, аудиалов, кинестетиков, но большинство из нас относятся к смешанному типу, с преобладанием визуального восприятия. Особенности своего запоминания придётся учитывать, если хотите получить максимальный эффект. Я перестала получать результат от Quizlet, потому что  не задействовала визуальную и тактильную память, а еще я мало прикладывала усилий к созданию карточек. Я начала вырезать обычные карточки, на которые с одной стороны писала слово и предложение из контекста, а со второй стороны – дефиницию или перевод. Результат превзошел все мои ожидания!

Почему это работает:
1) я прикладываю много усилий, чтобы запомнить слова. Только подумайте: когда я встречаю новое слово, я выписываю его в словарь с определением и предложением, потом я вырезаю карточку, потом записываю все на нее, потом складываю  в свою шкатулку. Время от времени достаю и повторяю.
2) Я, как и многие из нас, помню страницу, на которой  написано слово в учебнике. Точно так же и с карточками: я визуально помню перевод и то, что написано, и как написано.

Если вы думаете, что я трачу много времени на изготовление карточек, то это не так. Да, я прикладываю определенные усилия, но это того стоит. Когда я переписываю лексическую единицу из словаря на карточку, я уже почти запомнила фразу.

Хитрости:

 —  заведите себе красивый словарь, где хочется писать, и ручку, которой это делать приятно;

 —  пользуйтесь Кембриджским словарем вместе с англо-русским.  Уверяю вас, что перевод в english-russian dictionary (например, Reverso Context) не всегда правильный и точный.  Если вам сложно обходиться без русского перевода, то открывайте 2 словаря параллельно.

 —  выписывайте в словарь  слово, перевод или дефиницию на английском (если у вас уровень не ниже Intermediate), предложение с употреблением данной лексической единицы.  Потом все это переносите на карточку.  Примеры предложений даются в Кембриджском словаре. Они безумно важны! Так вы сможете понять, где и когда употреблять слово.

 —  помечайте себе регистр: formal, informal. На высоких уровнях у вас появится большое количество синонимов и многие из них различаются по регистру.  Важно знать, когда употреблять то или иное слово. Вряд ли будет уместно использовать  разговорную фразу what gets me на бизнес-переговорах.

—  складывайте все карточки в специальное место.  Я, например, завела очаровательный подарочный пакетик, где храню все слова. Достаю карточки и повторяю время от времени.

 — вы можете использовать разные цвета карточек: для фразовых глаголов —  красный цвет, для вводных слов —  желтые и т.п.

2)  Сочинения.

Слова запоминаются, когда начинают работать в контексте.  Для запоминания итальянских слов я использую мини-сочинения.  Я завела себе красивый блокнот, куда выписываю новые слова (слово, дефиниция, предложение).  Использую словарь  Wordreference  english-italian.  Время от времени я пишу небольшой связный текст с новыми словами.  Иногда я усложняю себе задачу: открываю учебник продвинутой грамматики, нахожу сложные структуры и составляю предложения с новыми словами и структурами из книги.  Этот метод работает, потому что я заставляю слово оживать в своей речи.  Когда я уже употребила слово на письме — я активировала его, поэтому вспоминаю его и употребляю в живой речи.

Хитрости:

 — этот метод очень хорошо работает, когда вы создаете связный текст, пусть даже и небольшой. Лично я захожу на сайты итальянских СМИ, выбираю какой-то  материал (если заголовок получил у меня эмоциональный отклик), читаю, выписываю наиболее интересные новые слова. Далее я кратко описываю о чем прочитала и добавляю свое мнение. Обычно такой текст у меня занимает 2-5 предложений.

 — такой метод дает потрясающий результат, если вы отправляете свой текст на проверку кому-то более компетентному в языке, чем вы.  Я, например, отсылаю свои тексты своему итальянскому преподавателю. (Да, у преподавателей есть тоже преподаватели!).

Что делать, чтобы не забывать слова?

Вам нужно пережить языковую мутацию.  После этого вы станете одним из людей «Х»: сможете вживить себе терабайт памяти в голову и добавить пару десятков гигов оперативной памяти в язык и руки.  Вы будете легко закачивать себе в память любой объем лексики…  А если серьезно, то забывание – это нормальный процесс. Мозг не может хранить абсолютно всю информацию. Он регулярно удаляет то, чем мы пользуемся редко. Поэтому если вы хотите забывать что-то реже, то  повторяйте это чаще.

В заключении, хочу сказать вам по секрету, что на своих страницах в вконтакте, в фейсбуке и инстаграмме я регулярно публикую бесплатные лексические задания.
Я предлагаю своим читателям интересную фразу, которая может обогатить словарный запас. Все, что вам нужно сделать – это продолжить ее и прислать ответ мне. Таким образом, вы сами придумываете контекст фразе, создавая мини-текст. Важно то, что каждый ответ я проверяю и даю обратную связь.
Поверьте, вы можете успешно учить новые слова самостоятельно.  Все в ваших руках!

Желаю успехов и много новых слов!

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Путешествие в общем вагоне или английский за два года.

Как найти своего преподавателя?

Английский со вкусом эспрессо, пасты и равиоли

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *