Английский школьный лагерь в Беларуси: от идеи к воплощению

Когда-то, в уже далёком 2016 году, один из авторов Наставницы организовал первый в Беларуси детский языковой городской лагерь на базе частной языковой школы. И проект оказался настолько востребованным, что сейчас лагеря с изучением английского языка организуют не только языковые школы. Но взяться за реализацию такого проекта на базе государственных школ – задача не из лёгких. Тем интереснее было взять интервью у Аллы Маккой, руководителя проекта english BY camp, – человека, который на это решился.

Алла, почему Вас вдохновляет тема английского школьного лагеря? Есть ведь много вариантов. Почему именно школьный лагерь?

Изучение английского языка в белорусской школе занимает 9 лет, но дети, родители и даже учителя бывают не довольны результатами школьного образования, потому что, вроде и отметки у детей неплохие, а пользоваться языком вне урока дети не умеют.

Нельзя сказать, что школьные учителя английского языка плохо работают. Каждый старается достичь хороших результатов, но формат урока, где учитель должен успеть и задание проверить, и новый материал ввести, и закрепить его, и отметки поставить, не всегда позволяет учителю найти время на то, чтобы качественно организовать практические задания в классе или принести на урок что-то – материалы или задания — что выходит за рамки учебника.

Чтобы вложенные усилия (9 лет изучения английского языка!) приносили ожидаемый результат, чтобы выпускники школы умели пользоваться языком как средством коммуникации, мы решили к урокам английского языка в учебной четверти добавить английский лагерь на каникулах, лагерь, в котором не будет учебников и изучения грамматики, а будут только деятельность и общение детей. Все как в обычном лагере, только на английском языке. В лагере иностранный язык выйдет за рамки урока, из объекта изучения станет средством взаимодействия и познания окружающего мира, а внимание детей, вовлечённых в интересную им деятельность, переключится с попыток не сделать ошибку на попытки быстро отреагировать на то, что они видят и слышат, выразить то, что они думают, получить ответ на вопрос, который им важен и интересен.

Английские лагеря существуют давно и в разных вариантах: от лагерей за границей до лагерей, организованных частными школами. Те и другие имеют все плюсы английского лагеря, описанные выше, но у них есть минус: они не доступны всем детям Беларуси, потому что их стоимость не по карману их родителям. Команда проекта english BY camp работает над продвижением именно «школьного» английского лагеря, чтобы приблизиться к обществу с равными образовательными возможностями, где каждый школьник страны сможет участвовать в таких лагерях, при условии, что они проводятся в их школах.

Какова цель проекта english BY camp?

Мы, проект english BY camp, хотим, чтобы каждый школьник Беларуси имел возможность на школьных каникулах участвовать в английском школьном лагере, где создана среда, в которой ребёнок использует язык вне стен и рамок урока. Это обеспечит образовательное равенство, доступность качественного обучения, рациональное использование времени каникул школой, учителем и ребёнком. Мы искренне верим, что лагерь позволит каждому ребёнку, участвующему в нём, осознать, зачем он учит английский язык на школьном уроке. Это повысит внутреннюю мотивацию детей к изучению английского языка, что со временем, надеемся, приведёт и к улучшению показателей успеваемости. Мы не ставим это как приоритетную задачу английского школьного лагеря. Мы просто предполагаем, что это произойдет само собой, как «побочный эффект».

В 2020-2021 учебном году с поддержкой проекта english BY camp в Беларуси прошло 7 английских школьных лагерей. В них приняли участие около 100 школьников и 12 учителей. Все лагеря получили массу положительных отзывов детей и родителей. В финальных анкетах было отмечено, что за короткую лагерную смену – всего 5 дней каникул – дети не только раскрыли свои таланты, нашли новых друзей, получили новые знания по тематике лагеря, но и приобрели чувство уверенности в том, что они могут использовать английский язык вне рамок урока и хотят это делать.

Разве английский школьный лагерь и урок английского языка не тоже самое?

Нет. Отличий между ними очень много, и одно из них – разные роли педагога. На школьном уроке с детьми работает взрослый в качестве учителя (teacher), а в лагере с ними – вожатый (camp counsellor). Хотя та и другая роли – педагоги, но разница между ними огромна.  Традиционно школьный учитель воспринимается как носитель и передатчик информации, который учит языку и контролирует его усвоение. Школьные учебники английского языка для белорусской школы написаны в соответствии с коммуникативным методом обучения иностранным языкам, но, по нашим наблюдениям, во многих школах до сих пор применяется грамматико-переводной метод и пересказ как способ проверки понимания прочитанного. И даже если школьный учитель следует современным методикам обучения языка, в его обязанности на уроке входит научить и проверить. Вожатый в языковом лагере не учит языку и не оценивает успехи детей. В модели английского школьного лагеря, о которой мы говорим, нет обучения языку, а есть погружение в него. Основная роль вожатого заключается в организации языковой среды, в которой иностранный язык используется детьми и вожатыми как инструмент для участия в деятельности и для общения. Кроме того, вожатый не стоит в стороне, когда дети играют, танцуют или мастерят поделки, а участвует вместе с детьми в играх, танцах и мастер классах. Кроме этого вожатый работает над созданием коллектива в отряде, создаёт ситуации, где дети могут проявить свои лидерские качества, делать выбор, принимать решения, самостоятельно выполнять задания и давать друг другу обратную связь.

Почему важно прийти к Вам на курсы вожатых, чтобы начать работать в english camp? Почему нельзя просто взять у Вас материалы и просто их использовать? Что даёт Ваша подготовка?

Команда проекта english BY camp создаёт тематические программы для английского школьного лагеря, проводит вожатские тренинги для учителей, которые принимают решение провести такой лагерь, а также оказывают учителям-вожатым профессиональную поддержку до, во время и после  лагеря. Участие в тренинге и программа лагеря бесплатны для учителей государственных школ Беларуси. По мнению english BY camp, участие школьного учителя в проведении английского лагеря может быть только добровольным, но учитель нуждается в поддержке школьной администрации – как моральной, так и материальной.

Основная цель тренинга – начать переформатирование мышления участников с роли учителя на роль вожатого. Конечно, мы знакомим участников тренинга с базовыми знаниями по организации английского школьного лагеря, а также вдохновляем учителей на работу в новом качестве, в новой среде, с новыми целями и новыми средствами. Участники тренинга естественным образом включаются в сообщество коллег-единомышленников, которым интересна тема английского школьного лагеря.  Всех участников наших курсов ждёт постоянная поддержка на любом этапе организации лагеря.

Мы принимаем заявки на тренинг только от учителей, которые обязуются провести лагерь на ближайших каникулах. Мы считаем, что получать знания впрок не имеет смысла. Мы также хотим, чтобы то вдохновение, которое вы получите на тренинге не успело улетучиться, если между тренингом и лагерем пройдёт много времени.

 

Как организовать английский школьный лагерь?

Во-первых, нужно желание учителя.  Во-вторых, учителю нужно договориться с администрацией школы о проведении английского школьного лагеря на каникулах, получить её согласие и заручиться поддержкой. Дальше нужно составить программу лагеря, подготовиться к нему, набрать детей и провести лагерь. Если вам нужны вожатский тренинг и готовая программа, мы, команда проекта english BY camp, можем вам помочь.

Мы также надеемся на содействие со стороны администрации школ. Английский школьный лагерь способен дать учебному заведению много бонусов: (а) качественная организация свободного времени детей на каникулах, (б) повышение профессионального мастерства учителей, (в) повышение мотивации школьников к изучению английского языка, (г) большое количество положительных отзывов детей и родителей о лагере. Однако проведение английского лагеря требует от учителя много временных и эмоциональных затрат. Мы надеемся, что администрация школ, в которых учителя будут готовы проводить английский школьный лагерь, окажут им моральную поддержку, а также найдут ресурсы для материального поощрения учителей-вожатых.

Мы надеемся, что прекрасная идея английского школьного лагеря получит развитие в белорусских школах и со временем станет нормой, а наши школьники будет не только иметь хорошие отметки на уроках английского языка и на тестах, но и смогут использовать английский язык для коммуникации за стенами школы.

Следить за новостями проекта можно вступив в группу english BY camp на Фейсбуке  или  ВКонтакте

 

Ещё интересные материалы:

Зимние городские и загородные лагеря 2021-2022 в Минске. Обзор

3 вопроса воспитателю лагеря

Как создаются успешные проекты? История создания первого в Беларуси детского городского летнего языкового лагеря

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *