Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Каждый учитель хочет привести к успеху своих учеников. Каждый родитель хочет видеть своих детей счастливыми и по возможности успешными. Чтобы добиться успеха приходится, как правило, много трудится. Но это необязательно. Успех можно почувствовать на каждом уроке, в каждом действии. Белорусские педагоги разработали инструмент «НaШтоБуЗу» в рамках Стратегии Активной Оценки, который помогает быть успешным после каждого занятия. Стратегия уже работает в белорусских школах на уроках тех, кто хочет её использовать, а «НaШтоБуЗу» заслуженно стал героем нашего материала.
НaШтоБуЗу – это критерии успешности, которые учитель создаёт для своих учеников. Они могут использоваться для всего занятия или отдельного вида деятельности. За аббревиатурой НaШтоБуЗу скрывается фраза «на што буду звяртаць увагу» (=на что буду обращать внимание). Такое любопытное сокращение специально было придумано педагогами, чтобы привлечь к сотрудничеству учащихся. Оно звучит просто и интересно. Точно такими же являются сами критерии.
Не секрет, что учитель продумывает цели урока. Как правило, они остаются загадкой для учеников. Нет смысла посвящать в них учащихся, ведь цели учителя – это сложные профессиональные слова, которые мало что скажут ученикам. Совсем другое дело — НaШтоБуЗу. Эти критерии успешности специально написаны на языке ученика и выражают они именно то, что понятно и важно для ученика.
Например, НaШтоБуЗу для 1го класса на уроке трудового обучения:
— Безопасная работа
— изображение не выходит за рамку
— использование 3х свойств листьев: их резали, крошили, разрисовывали
— наличие сюжета в аппликации
Или НaШтоБуЗу для урока английского языка в 7м классе:
— Я могу назвать правильно все виды спорта (=I can pronounce all the types of sport)
— Я могу рассказать о своих предпочтениях в спорте ( = I can speak about my sport preferences)
— Я могу рассказать, какой спорт популярен в нашей стране (= I can tell you what sport is popular in our country)
Или НaШтоБуЗу на уроке русского языка в 9м классе:
— в предложениях выделены союзы и союзные слова
— найдено главное и придаточное предложения
— нарисована схема предложения со скобками, союзом или союзным словом.

Учитель раздаёт подготовленные НaШтоБуЗу или прописывает их на доске, например. Если это критерии ко всему уроку, то он знакомит с ними в начале занятия. Если они для конкретной работы, то перед ней. Эти критерии успешности — это чек-лист учащегося. Используя их, он знает, что нужно сделать, чтобы стать успешным на этом уроке или в этом задании. Ничего не является тайной. Сделай то, что от тебя требуется, проверь себя по критериям, и ты молодец. Это очень честный подход.
Для учителя внедрение критериев успешности – это возможность наладить партнёрство с учеником. К тому же, это экономия времени. Ты раздал или объяснил критерии, провёл необходимую подготовку, а затем ученик сам работает и проверяет себя по ним. Можно также наладить взаимопроверку по критериям. Это прекрасный механизм, который формирует адекватную самооценку ученика. После того, как работы были выполнены, учитель просит проверить себя согласно критериям, а затем обменяться работами и проверить друг друга по ним. Если научить ребят давать обратную связь, то любой урок станет не просто содержательным, но и эмоционально полезным.

НaШтоБуЗу уже интегрировано в некоторые пособия в Беларуси. Это достижение белорусских педагогов. Можно найти учебники, в которых есть, так называемая, рапортичка, в которой ученик оценивает себя по критериям успешности (они уже размещены в пособиях). Это очень удобно для учителя.
Также их легко создавать самостоятельно. Нужно понять, чему конкретно Вы хотите научить ребёнка на этом уроке и что он должен сделать, чтобы это получилось. Это должны быть маленькие и простые действия, которые реально сделать в течение занятия и проверить. Записать их нужно максимально простым языком. Как будто бы это список дел по дому на листочке.
Можно создавать НaШтоБуЗу совместно с учащимися. Для этого нужно попросить учеников подумать, что важно, чтобы успешно выполнить работу или проект. Записать все идеи и отсортировать наиболее подходящие. Ученикам однозначно понравится быть активной и инициативной частью учебного процесса.
Использование критериев успешности на каждом уроке развивает чувство уверенности в себе. НaШтоБуЗу помогает выстроить учебный процесс с опорой на принцип сознательности и активности. Уверенные в себе, осознанные и трудолюбивые дети – это именно то, что мы, родители и учителя, хотим видеть в наших успешных детей в будущем. Поэтому НaШтоБуЗу в каждый класс!
Ещё интересные материалы:
![]() |
SEL: социо-эмоциональный тренд |
|
![]() |
|
|
![]() |
Сказочный урок: как это? |