Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Уважаемые коллеги, вы читаете методический материал от учителя английского языка. В нём я делюсь своими проверенными идеями и материалами для темы Past Continuous. В тексте вы найдете мою версию, как объяснить учащимся эту видо-временную форму и конкретные упражнения для тренировки, закрепления и вывода в речь. Я заинтересована в обратной связи. Мне будет приятно, если Вы поделитесь своими идеями или упражнениями по этой теме.
Что такое Past Continuous:
Это видо-временная форма. Мы говорим ученикам проще: «Это время». Оно описывает незавершенные действия в определенный момент в прошлом.
Английская версия из учебника B.Azar: The PAST PROGRESSIVE expresses an activity that was in progress (was occurring, was happening) at a point of time in the past (e.g. at 6:10) or at the time of another action (e.g. when Tom came).
Из книги R. Murphy: I was doing something = I was in the middle of doing something at a certain time. The action or situation had already started before this time, but had not finished.
Из «English for everyone. Grammar guide”: The past continuous is used in English to talk about actions or events that were in progress at some time in the past.
Как можно объяснить это время:
Вначале я показываю ученикам предложения в Present Simple и Present Continuous. Прошу переделать фразы таким образом, чтобы они выражали прошлое.
I work well. → I worked well.
She’s reading a book → She was reading a book.
Далее я помогаю ученикам догадаться о названии времён. («I work well — это Present Simple. I worked well – это Past Simple. She’s reading a book — это Present Continuous. She was reading a book. — это?)
Я напоминаю, как строятся отрицательные и вопросительные предложения в Present Continuous. А дальше по аналогии с Present Continuous ученики должны сделать отрицание и вопрос для Past Continuous.
Важно:
На этапе введения формы я обязательно обращаю внимание на произношение слов was/were. Особенно were. Ученики не должны его произносить, как слово where.
Затем я показываю следующую иллюстрацию и прошу учеников догадаться о значении Past Continuous.
Учащиеся приходят к идее, что Past Continuous используется для ситуаций, когда мы описываем действие в процессе в какой-то момент.
Указывая на картинку, я обращаю внимание, что Past Simple используется для завершенных действий в конкретный момент в прошлом. На картинке мы видим, в каком году началось строительство Эйфелевой башни и в каком завершилось. Started, finished — это завершенные действия. Сравниваю с were building. Это незавершенное действие.
Я добавляю, что Past Continuous выражает идею, как говорящий видит событие. «Представьте, что сейчас ночь. У Вас есть фонарик. Вы включаете его и освещаете им дорогу. Вы видите, как пробегает собака. Вы видите исключительно то, что освещено светом фонарика. Вы видите только этот момент. Вы не знаете, когда началось и когда закончится действие. Ситуация кратковременная и незавершенная Вот это — идея Continuous».
Важно:
Если работаете с учениками, которые уже изучали эту тему, проверьте наличие заблуждения, что Past Continuous – это длительное действие в прошлом. Есть категория изучающих английский, которые для себя определяют Past Simple как «короткое время», а Past Continuous как «длительное». Я рассказываю своим ученикам, что понятия «короткий» и «длинный» очень субъективные. Для кого-то час — это много, а для кого-то — мало, поэтому нельзя объяснять суть Past Continuous такими субъективными понятиями. Нужно что-то гораздо более объективное и универсальное. И это будет — завершенное или незавершенное действие.
Далее я показываю фразу с stative verb и спрашиваю верно ли предложение.
I was wanting to sleep when you were trying to talk to me.
Ученики вспоминают, какие еще глаголы не употребляются в Continuous tenses.
Следующий этап — это демонстрация примеров употребления Past Continuous. Я ввожу разные случаи употребления этого времени один за другим и сразу их тренирую.
Тренировка Past Continuous:
Отработку этого времени я начинаю с первого случая употребления: «Past Continuous описывает незавершенные события в какой-то момент в прошлом».
Ученики видят пример: I was taking a shower at 7 pm yesterday.
Я задаю вопрос, который остаётся виден как пример: What were you doing yesterday at 6 pm? Помогаю сформировать ответ. Затем прошу задать мне такой же вопрос. Далее учащиеся в парах тренируют вопрос-ответ по образцу.
После этого я перехожу к сочетанию Past Simple и Past Continuous в одном предложении.
Я демонстрирую примеры:
I was sleeping when you called me.
While we were having lunch, my dog stole a piece of meat.
Задаю ученикам вопросы:
— Как переводятся слова when и while?
— Какие действия в этих предложениях завершенные? Какие незавершенные?
Я объясняю, что Past Simple часто встречается в одном предложении с Past Continuous. Важно только определить, где завершенное, а где незавершенное действие. На этом этапе я обычно показываю, как сочетаются времена с помощью жестов. Показываю руками длинную линию, как будто бы растягиваю в руках жвачку или резинку. Проговариваю, что это Past Continuous. Прошу любого ученика «врезаться» в мою невидимую линию. Действие моего партнера — это Past Simple. Прошу повторить эти действия в парах, проговаривая, где какое время.
После этого мы выполняем упражнения на тренировку этой конструкции. Таких заданий очень много. Я здесь поделюсь лишь одним любимым из Speakout Pre-Intermediate.
Далее я показываю ученикам пример, когда Past Continuous сочетается в одном предложении с Past Continuous.
While they were sunbathing, I was drinking my juice.
Эту идею я тренирую с помощью упражнений «Раскройте скобки». Также на этом этапе можно выполнить следующее: 2 человека (здесь они будут актеры) выполняют различные действия параллельно. Остальные учащиеся смотрят на них и составляют предложения по образцу.
Я даю ученикам достаточное количество тренировочных упражнений, прежде чем мы перейдем к этапу вывода этого времени в речь.
Как вывести Past Continuous в речь:
Я использую тексты для чтения, пересказа и обсуждения.
У меня есть 2 любимых текста. Я их всегда беру для этой темы, потому что они маленькие и их удаётся полностью отработать, пересказать за урок.
Вначале я прошу учеников нарисовать дом с разбитым окном, 2 людей с сумками.
Я сообщаю ученикам, это иллюстрация к тексту, который они прочитают. Прошу догадаться их о содержании.
Далее я ввожу важную незнакомую лексику или просто даю им текст с подписями этих незнакомых слов. Для меня здесь важна отработка Past Continuous. Задача учеников — прочитать текст и рассказать мне оправдались ли их ожидания о сути текста.
Затем ученики отвечают на вопросы или выполняют ”True/False” задание. После этого мы начинаем вместе составлять план текста и проговаривать последовательность событий. Я обязательно прошу придумать продолжение истории.
Перед следующим заданием я говорю, что ученики будут пересказывать текст дважды. Во время первого раза можно и нужно пользоваться текстом. Второй раз — без опоры на текст.
Учащиеся пересказывают материал, подглядывая в рабочий лист, затем добавляют в конце истории свою развязку. Ученики рассказывают текст дважды. Первый раз они всё еще подглядывают в текст. Я слежу, чтобы обязательно прозвучали фразы с Past Continuous. На второй раз пересказ всегда звучит более уверенно. Это то, к чему я и стремлюсь.
Для этого текста я прошу нарисовать девочку, сидящую на скамейке и медведя. Снова ученики должны догадаться о содержимом.
После чтения этого текста я объясняю, что Past Continuous используется для описаний. Это очень важный приём в художественных текстах и историях. Я даю примеры: People were shopping in the stores. Children were laughing and running up and down the sidewalk. The sun was shining.
Далее всё по схеме: проверка понимания, подготовка к пересказу, пересказ.
Кроме этих текстов я использую и другие задания для вывода в речь этого времени. Я собрала их здесь.
На этом я завершаю основную работу по тренировке Past Continuous, и после этого эта тема уходит в банк для повторения. Это значит, что далее я буду регулярно давать ученикам небольшие упражнения на повторение. Также я буду просить находить это время в текстах, аудиоматериале и др.
Уважаемые коллеги, надеюсь, что я была вам полезна. Буду благодарна за обратную связь и ваши идеи по теме.
Ещё интересные материалы:
Как найти лучшего учителя? |
|
«Мой английский роман…» |
|
Чиним английскую грамматику |
That’s great, thank you for sharing! ♥️