Автор: эксперт проекта Оксана Терляева
Было ли многоло-татарское иго на белорусских землях? И платила ли Литва дань татарам? Вопросы, ответ «нет» на которые, заставляет задуматься над причинами.
О причинах отсутствия ига в ВКЛ и поговорим, избегая версий о весенних распутицах и прочих неудобствах, которые татарам никогда не мешали.
История монголо-татарского нашествия на Русь начинается с печально-известной битвы на Калке, причиной которой было заступничество русских князей за половцев, которые, собственно, о нём и просили. Татары пытались отговорить русских князей от этой затеи, но татарские послы были убиты, о чём, русские князья, полагаю, неоднократно пожалели впоследствии.
Возможность напасть на ВКЛ у Батыя была и во время похода на Черниговское княжество, и после захвата Киева, и во время подготовки похода на Европу, когда татары были сосредоточены во Владимире Волынском. Но Батый явно не собирался нападать на Литву и на Полоцкую Русь, которая как раз в 40-х годах 13 века образовала с Литвой единое государство.
Ещё интересный момент был. Около 1246 года Крутогорье (сейчас Дзержинск) меняет название на Койданово. Официальная версия смены названия вещает нам о победе под Крутогорьем над татарским ханом. Но Ватерлоо в «Наполеоново» никто не переименовал, нет такой практики менять названия в честь побеждённых, да и татары на Литву не нападали. Зато незадолго до описываемых событий со страниц хроник исчезает соратник Батыя «хан Кодан» после неудачной попытки захватить короля венгерского Беллу в Далмации. Одно лицо? Очень даже возможно, учитывая, что династия Гиреев, поднявшая флаг ВКЛ над Крымом, до своего прихода к власти проживала в Лиде. Похоже, что речь идёт о распространённой в те времена практике.
Но что могло объединить Литву и Орду?
Давайте начнём с того, что проанализируем, против кого же, на самом деле, воевал Батый?
Это только в школьных учебниках татары захватывали всё подряд, современники считали иначе.
Посмотрим, что говорят о нашествии Батыя (или Бату) западные хроники:
«[Послание Генриха Распе, ландграфа тюрингенского герцогу Брабантскому о татарах. 1242 г.] Я услышал от брата Роберта из Фелеса, что без колебания тартары эти разорили семь монастырей братьев его.
[Послание аббата монастыря Святой Марии в Венгрии]:Они спят в церквях с женами своими, а из других мест, богом освященных, о горе! делают стойла для коней. [Послание Иордана, провинциального викария францисканцев в Польше].:
…а места, освященные богом, оскверняют…
Знайте же, что уже пять монастырей проповедников и две кустодии братьев наших целиком уничтожены …» (Матвей Парижский)
«Папа… удивляется такому огромному избиению людей, произведенному Татарами, и главным образом христиан, а преимущественно Венгров, Моравов и Поляков, которые подвластны ему…» (Иоанн де Плано Карпини, Архиепископ Антивариский).
Выходит, что татары и Батый были ненавистниками христиан, которых нещадно уничтожали в Европе?
А как относились татары к христианам на Руси?
В 1261-м году в столице Орды Сарае была учреждена Сарайская православная епархия и правящий на тот момент Берке (религией которого считается ислам) не препятствовал этому. Татары не просто лояльно относились к православию, они даже поддерживали его, освободив духовенство от уплаты дани, а Орда давала православной церкви ярлыки, по которым любое поношение веры и, тем более, разграбление церковного имущества карались смертной казнью.
И даже Татищев упоминает о том, что большинство современных ему христианских монастырей и храмов построены в период подчинения Руси Орде.
Выходит, что татары позитивно относились к православию, но негативно воспринимали католицизм?
Что же говорят о вероисповедании самих татар хроники?
Русские летописи называют татар «окаянными», «беззаконными» и «иноплеменцами погаными», но, увы, это никак не характеризует их в плане вероисповедания. Обратимся к западным хронистам.
Матвей Парижский: «Это сказал Петр, архиепископ Руссии, бежавший от тартар:
Когда его спросили о вероисповедании [их], он ответил, что они веруют в единого владыку мира, и когда отправили посольство к рутенам, поручили [сказать] такие слова: «Бог и сын его — на небе, Чиархан — на земле«.
Об обрядах же и верованиях их сказал: «Повсюду утром они воздевают руки к небу, поклоняясь творцу. … И говорят они, что предводитель их — святой Иоанн Пресвитер. »
Они полагают и говорят, что будет у них суровая схватка с римлянами, ибо они называют всех латинян римлянами, и они боятся чудес, [так как веруют, что] приговор о будущем возмездии может меняться.
[Послание некоего венгерского епископа парижскому епископу] …Я спросил, кто те, что учат их грамоте; они сказали, что это люди бледные, они много постятся, носят длинные одежды и никому не причиняют зла… [Донесение о татарах, сообщенное в Лионе доминиканцем Андре 1245 г]:Также брат, которого спросили о религии их, ответил, что они верят, что есть один бог, и имеют свои обряды, которые всеми должны соблюдаться под угрозой наказания.»
Иоанн де Плано Карпини, Архиепископ Антивариский описывает татар так:
«…, более повинуются своим владыкам, чем какие бы то ни было люди, живущие в сем мире или духовные, или светские, более всех уважают их и нелегко лгут перед ними. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран, человекоубийства между ними не бывает никогда. Там не обретается также разбойников и воров важных предметов…
Взаимной зависти, кажется, у них нет; среди них нет почти никаких тяжебных ссор; никто не презирает другого, но помогает и поддерживает, насколько может, по средствам. Женщины их целомудренны…
Раздоры между ними возникают или редко, или никогда…»
О Батые:
«Говорили нам также христиане, принадлежавшие к его челяди, что они твердо веруют, что он должен стать христианином; и явный признак этого они видят в том, что он держит христианских клириков и дает им содержание, также пред большой своей палаткой имеет всегда христианскую часовню; и они поют всенародно и открыто и звонят к часам, согласно обычаю Греков, как и прочие христиане, как бы велика там ни была толпа Татар или также других людей; другие вожди этого не делают.»
Учитывая, что описывается народ XIII века, а в тот период в рамках христианства было не одно течение, то очень трудно предположить, что татары не имеют никакого отношения к учению Христа, хоть «христианами» их католические духовные лица и не называют.
Рассмотрим дальнейший текст отчёта Карпини, в котором он описывает географию похода Батыя: «Совершив это, они вступили затем в землю Турков, которые суть язычники, победив ее, они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии.
Возвратившись оттуда, они пришли в землю Мордванов, которые суть язычники, и победили их войною.»
Мордванов и турков Карпини смело причисляет к язычникам, употребляя «суть язычники», однако он избегает применять этот термин к русским и никак не называет Татар. Если Татары были язычниками, проще было написать: «Татары – суть язычники», но он по какой-то причине никак их не называет, акцентируя внимание читателя на «языческих элементах» обрядов. А ведь с точки зрения человека несведущего любой христианский обряд выглядит, как идолопоклонство чистой воды.
И русских архиепископ не называет ни язычниками, ни христианами, но о принятии Русью крещения по греческому обряду задолго до рождения архиепископа хорошо известно (и ему самому в том числе).
Есть ещё один интересный момент в хронике Матвея Парижского:
«[Послание от Г., главы францисканцев (?) в Кёльне, включающее послание от Иордана и от главы в Пинске (?) о татарах. 1242] …а мирных людей, которых побеждают и подчиняют себе как союзников, а именно великое множество язычников, еретиков и лжехристиан, превращают в своих воинов, возникает опасение, как бы все христианство не подверглось уничтожению…»
Католический монах говорит о «еретиках» и «лжехристианах», разберёмся с этими терминами.
Эпоха средневековья в Европе ассоциируется у большинства с инквизицией и сожжёнными ею еретиками. Но кого же католическая церковь называла «еретиками» и «лжехристианами»?
Как уже упоминалось, в период становления христианства как религии (в период выработки единой «идеологической базы»), существовали различные группы последователей учения Христа, которые имели собственные особенности: арианство, манихейство, несторианство, катаризм, богумильство и т.д. Часть из них были признаны «ересью» и византийцами (восточной, православной или греческой церковью) и латинянами (римско-католической или западной церковью). Другая же часть (к примеру, катаризм и богумильство) была признана восточными христианами православными, а прелатами западного течения христианства объявлена «ересью» и последователи этих течений методично уничтожались инквизицией и в ходе специальных карательных операций — крестовых походов.
Фактически западные летописцы употребляют термин «христиане» только по отношению к верующим римско-католического толка, называя остальных последователей учения Христа «схизматиками», «лжехристианами» и «еретиками».
Добавлю, что предложения от католических прелатов государи получали регулярно. Согласно хронике Матвея Парижского, в 1244 году папа Иннокентий 4 предложил Батыю «…принять истинную веру…», на что тот ответил требованием покорности всех европейских правителей, подтвердил своё царское происхождение и право на владение миром на основании христианской Псалтири и поставил под сомнение право Папы говорить от имени бога.
В свете вышеизложенного получаем, что татары явно не были язычниками… Даже само название «татары» имеет два варианта написания: [tatari] (приписываемое Людовику, который обещал отправить армию завоевателей в библейский Тартар) и [tutor] (опекун, защитник – в переводе с латинского).
Продолжим рассматривать события века XIII. В Европе Батый, действительно, воевал исключительно против крестоносцев. Об «антипатии» к римско-католической церкви говорит и благосклонность Батыя к Александру Невскому, известному своими победами над крестоносцами (Александр Ярославич получил во владение Владимир и даже Киев).
Явная симпатия Батыя прослеживается и по отношению к «нехристианской» Литве (которую даже Папы избегали называть «языческой»)
Какой же была Литва в 13 веке?
Ливонская Хроника Генриха Латыша:
«(1204) После его отъезда литвины, ненавистники христиан, вместе с ливами, еще язычниками, из Аскрадэ и Леневардена, числом до трехсот, подошли к Риге и, захватив городской скот на пастбищах, уже второй раз пытались угнать его»
Похожая ситуация уже встречалась, почему ливы – ещё язычники, а литвины – ненавистники христиан? Выходит, что литвины – уже не язычники, но и не католики. Православные?
Новгородская летопись; «В лѣто 6745 [1237]. …идоша на безбожную Литву; и тако, грѣхъ ради нашихъ, безбожными погаными побѣжени быша…
Бяше у Миндовга, князя литовьского, сынъ, имя ему Воишелгъ; того избра господь поборника по правои вѣрѣ: шедъ бо в гору Синаискую от отца своего и от рода своего и от поганыя вѣры своея, позна истиньную вѣру христьяньскую …»
Лаврентьевская: «[1248]… Тоє же зимъı . оубьѥнъ бъıс̑ Михаило Ӕрославич̑ ѿ поганъıӕ Литвъı»
И не православные, выходит, были литвины, если Войшелк познал «истинную веру христианскую» на Синайской горе.
Ещё один интересный источник о распространении религии будущих белорусов:
«В … 1913 г. К. Буга писал (перевод с литовского): «В своем [т.е. в современном литовском] языке мы имеем немало прямых указаний на то, кто были первыми распространителями христианской религии в Литве… Языковые факты заставили меня признать, что для литовцев христианство не было совершенно чуждым еще до крещения при Ягайле. Названия христианских понятий показывают, что литовцы учились вероисповеданию у Востока, точнее, у белорусов. О том, что белорусы были учителями религии, свидетельствуют следующие слова: 1) названия дней: nedelia, utarnikas, sereda и др., 2) названия праздников: kucia или kucios, velykos, verbu nedelia, bloviescios, 3) krikstas, kumas, gavenia, 4) христианские личные имена: Alena, Ilijona, Povilas, Algenia (Alge, Algute).
Большинство из указанных терминов вошло в литовский язык не ранее второй половины 12 века; только два слова, а именно krikstas и Povilas, были получены еще до 12 века… Жемайтский диалект сохранил для нас cirkva – очень старое название белорусской церкви. Данное слово является лучшим свидетельством того, что у белорусов были свои церкви на жемайтской земле в 11 и первой половине 12 века.»
Булла папы римского Иннокентия IV властям Тевтонского ордена в Пруссии от 1 февраля 1245 года: призывает их к выступлению против «perfidios christianos ac Letoinos» — «вероотступных христиан, то есть литвинов».
Источники подтверждают, что литвины язычниками не были, они имели свои церкви, и были «вероотступными христианами», неугодными папе, т.е. ранними христианами, с которыми он боролся по всей Европе.
Более того, дружеские отношения Литвы и Орды комментирую даже католические прелаты: булла папы Климента VI (от 20 января 1268 г.) вспоминает о крестовых походах, которые чешский король проводил против «литвинов и других неверных (Lituanorum et aliorum infidelium), которые соединены, как сообщают, проклятым союзом с татарами«.
Булла Папы Урбана IV от 4 июня 1264 г.: «русские схизматики и литвины, как и другие жители в их соседстве, не чтят Бога, но злословят имя Его, вместе с их союзниками татарами [Tartaris], с которыми они соединены проклятым союзом».
Союз просуществует долго. Сын первого великого князя Литвы и Руси Миндовга Войшелк, поедет «молиться на гору Синайскую» (согласно летописи), где как раз проходила сирийская военная компания монголо-татар. А меньше чем через год, в 1259, хан Бурундай приведёт в Литву войска и настоятельно пригласит Данилу Галицкого, уже уничтожившего по настоянию татар свои крепости, принять участие в военной кампании. Данила решит собой не рисковать и вышлет войска под командованием брата Василька.
Тохтамыш в 1392 году напишет Владиславу Ягайле: «…как отцы наши и деды вместе были заодно, так и мы будем заодно… твоим людям путь чист у меня, моим — у тебя… а если понадобится какая-то помощь — я всегда с силой моей готов прийти к тебе на помощь…».
Мамай, которого Никоновская летопись описывает как «… навождениа диавола въздвижется князь от въесточныа страны, имянем Мамай еллинъ верою, идоложрец и иконоборец, злый христьянский укоритель» также найдёт в своё время пристанище в Литве, а его потомки Глинские со временем перейдут на службу в Московию, влив свою кровь в династию Рюриковичей.
Но это будет потом, когда изменится политическая ситуация, религии, отношения, возникнут новые союзы и противостояния. А в 13 веке, фактически только возникнув как государства, Литва и Орда уже оказались в союзе.
Почему монголо-татары напали на Русь?
Если, как мы убедились, Батый воевал с католиками, то чем же объяснить его нападение на Русь? Ведь Русь приняла христианство византийского обряда задолго до описываемых событий.
В 1204 году Константинополь захвачен крестоносцами, на территориях Византии создаётся Латинская империя и несколько других государств. Греческие государства: Никейская империя (1205-1261), Трапезундская империя (1204-1461), Эпирское царство (1204-1479).
Фактически мы видим, что Византия, с которой Владимир заключал союз в 988 году (приняв христианство восточного обряда), прекратила своё существование. Русские князья оказались в достаточно сложной ситуации в плане подчинения: с одной стороны, на престоле в Константинополе находился латинский патриарх, а кафедра православного патриарха с 1206 года находится в Никее (которую, в тот период, отнюдь не все признавали наследницей Византии)
Известно письмо папы Иннокентия IV Александру Невскому, в котором есть следующие строки: «… Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из Ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни.»
Сам Карпини сообщает, что на выборах в Каракоруме Ярослав находился с ним рядом в отдалении от других. Возможно, что убийство князя Ярослава в Орде и было вызвано его откровенным интересом к латинской вере. А архиепископ сам описывает, что общался он не только с Ярославом. В списке тех, с кем общался Карпини, значатся: Данила Галицкий с братом, князья Роман и Алога, и некий князь(?) – посол князя Черниговского.
Известна переписка с папой «Гюрги Владимирского», того, который безвозвратно уничтожил Старую Рязань, а население угнал к себе ещё за 30 лет до прихода татар.
Русские князья обратили свои взоры на запад, а восток этого не оценил.