Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
SEL (социо-эмоциональное обучение) — методика, ориентированная на обучение социальным и эмоциональным компетенциям, которые должны повысить общую продуктивность ученика. SEL опирается на концепции эмоционального интеллекта с учетом базовых педагогических понятий. Всё звучит очень серьёзно и увлекательно для тех, кто следит за трендами и любит внедрять в свой учебный процесс что-то новенькое. У SEL есть все шансы стать новым модным образовательным трендом. Или нет?
Откуда это к нам пришло?
Также как и «4 компетенции 21 века» SEL родом из США. Согласно официальному ресурсу этой методики в 1994 году образовалась группа тех, кто начал работать над социо-эмоциональным направлением в США. В 1997 году завершилась разработка теории и была издана книга. С тех пор эмоциональный интеллект стал существенно популярнее и как результат социо-эмоциональное обучение просочилось в образование.
В чём суть?
В основе SEL 5 компетенций:
— само-осознанность (научиться распознавать свои эмоции и понять, как они влияют на поведение)
— самоконтроль (научиться брать под контроль свои эмоции и мысли)
— социальная осознанность (умение поставить себя на место другого человека, в том числе человека из другой культуры; использовать эмпатию и этику при нахождении в обществе)
— ответственное принятие решений (умение делать позитивный и конструктивный выбор, основанный на социальных и индивидуальных факторах)
— взаимоотношения с социумом (умение общаться и понимать других людей)
SEL является основой для стратегии CASEL, что означает, что социо-эмоциональное обучение распространяют как идею, которая должна стать приоритетной в учебных классах, школах, семьях и сообществах. Увидеть всё это можно в программном документе инициативы.
В 2020 году SEL к своей социо-эмоциональной теории добавили идею о равенстве и совершенстве для всех слоёв населения (особенно тех, что обычно маргинализируются) на уровнях школы-семьи-сообщества. Согласно этому, нужно делать дополнительный акцент на том, как мы все можем учится друг у друга, чтобы создать комфортные школы и сообщества. Также в последней редакции говорится о том, что важно работать со стереотипами и предубеждениями, уметь оценивать социальные нормы и неравноправие, а также стремиться к продвижению благополучия общества.
Кому это нужно?
Судя по тому, что SEL было разработано в Америке для граждан этой страны и их национальных особенностей, это, очевидно, нужно прежде всего им.
Мы, интересующиеся образованием и тенденциями, можем почерпнуть идеи из SEL для своих программ, которые можно будет потом адаптировать с учётом своей страны, школы, класса и учеников.
Что для нас интересно в SEL?
Сама идея SEL не является чем-то принципиально новым.
Например, классическое духовно-нравственное воспитание в советских школах опиралось на идеи воспитания нравственного облика (милосердия, терпения, незлобливости и кротости), а также нравственной позиции и поведения (проявление духовной рассудительности, доброй воли).
Известный педагог Шалва Амоношвили еще в 80-х годах прошлого века начал работать над гуманной педагогикой, которая опирается на принципы любви и очеловечевания пространства вокруг ребёнка. А в начале 90-х Алексей Бодалев, Зоя Малькова и Лидия Новикова предложили сочетать гуманистическое воспитание с ориентацией на социум. В рамках их концепции учащийся должен приобщаться к принятой системе ценностей в стране, увеличивать свой творческий потенциал; у него должно формироваться чувство свободы, уважение к правилам совместной жизни. Также авторы заложили в свою стратегию стремление к развитию объективной самооценки и воспитание положительного отношения к труду. Такой комплексный подход обеспечивает не только работу с эмоциями и своим положением в социуме, но и добавляет более продвинутые понятия: свобода, труд, уважение.
Еще один пример находится в обновленной концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ. Там тоже заложены похожие идеи. Например, 4-я глава посвящена духовно-нравственному развитию, а 10-я — воспитанию психологической культуры, потребности в развитии и саморазвитии. Если внимательно прочитать текст концепции, то можно отследить там идеи не только созвучные SEL, но и даже более концептуальные. Например: учитель должен оказывать учащемуся педагогическую поддержку в вопросе духовно-нравственного самосовершенствования. Если педагог реализует на практике эту программу, то она помогает создать, действительно, всесторонне развитую и гармоничную личность.
Как видите, идеи SEL повторяют давно известные теории и концепции, но, не смотря на это, здесь есть то, что стоит взять на заметку. Научить ученика анализировать свои эмоции – важный момент, который отдельно не рассматривается. Мы везде говорим о том, что нужно воспитать личность, которая в гармонии и с самим собой, и социумом, но не проговариваем, что одна из отдельных задач на пути к этой цели, как раз связана с обучением работе со своими эмоциями. Поэтому вынести несколько пунктов из SEL как отдельные задачи в воспитательном процессе, имеет смысл. Конечно, после этого сразу возникает несколько вопросов.
Первый: а как это делать на практике? На данный момент куда больше разговоров, чем конкретных практических заданий, которые адаптированы для учеников и которые бы давали высокий результат.
Второй: а сами учителя это в состоянии сделать? Дело в том, что научить понимать свои эмоции и что за ними стоит, научить корректировать свои эмоциональные состояния и убеждения, связанные с ними, — может лишь тот, кто это сам УМЕЕТ делать. Как много таких людей вообще?
Именно сейчас хочется, чтобы зажегся свет и появился тот человек, который способен объяснить, как именно можно совместить всё то, что у нас есть в обучении с идеями эмоционального обучения. А еще помог разработать, действительно, толковую программу с учётом особенностей нашей страны и для учителей, и их учеников. Кто знает, может быть, он уже рядом.
Ещё интересные материалы:
Собираем ошибки как грибы |
||
|
||
Что такое «разговориться» на английском и как это сделать? |