Нет насилию или о том, для чего же нужна сила воли.

Когда я слышу призывы собрать волю в кулак или приложить усилие, то сразу вспоминаю хрестоматийный анекдот о том, как сила есть, воля есть, а силы воли — нет. Почему же волевое усилие далеко не всегда возможно и чаще всего приносит совсем тот эффект, на который мы рассчитываем?

Сейчас сила воли в откровенном фаворе — её  пропагандируют наравне со спортом, призывают воспитывать с самого детства, приводя в пример национальных (и не только) героев, и не стесняются упрекнуть в её отсутствии тех, кто не готов участвовать в самоистязании даже из самых благих побуждений

Почему я называю современное понимание силы воли самоистязанием, я объясню дальше, сейчас я прошу вас, уважаемые читатели, подумать, что же такое воля лично для каждого из вас. А ещё вспомнить опыт, связанный с использованием этой силы в своей жизни, чтобы сравнить его с тем, который я опишу ниже.

Вообще как-то сложилось в нашей традиции, что человек, который по каким-то личным причинам отказывается делать что-то нужное и предполагаем полезное для себя или других, считается человеко со слабой волей. 

Но единиц измерения силы воли никто не изобретал, поэтому и измерить эту силу объективно никто не может. А свои оценки мы проводим опираясь на результаты, которые получает человек, и затраты, которые приложили бы сами, реализуя нечто аналогичное.
Но все мы разные: у нас разные приоритеты, желания и способности, не говоря уже о знаниях и навыках. Судите сами: один студент может зубрить, а другой — нет. Кто из них затратит больше сил на заучивание материала до степени «отлетания от зубов»? А у кого будет лучше результат? А отметка на экзамене?
На первые два вопроса вы ответите легко, а вот ответ на третий зависит от особенностей проведения самого экзамена и требований преподавателя, который его принимает. Ведь многие ждут от студентов понимания материала и умения использовать его при решении практических задач, а не дословных цитат из учебника. 

Если рассматривать поведение детей, то легко заметить, что они часами великолепно удерживают внимание, занимаясь тем, что их увлекает, и слышат требования родителей напрячь волю ровно через 5 минут после начала подготовки домашней работы. Если детям неинтересно, то их внимание рассеивается как луч фонарика  в угрюмом подземелье. Считается, что дети не умеют управлять своим вниманием. А мы умеем?

На самом деле мы не так уж сильно отличаемся от детей, а внимание — от луча. Мы с трудом делаем то, что нам по сути неинтересно: сидим на диетах, пишем нудные отчёты, разбираем накопившийся хлам и т.д. При этом луч внимания соскальзывает на вещи более приятные, постоянно устраивая каверзные ловушки недоделать, отложить или вообще сделать когда-нибудь потом, желательно в следующей жизни. Мы пытаемся напрячь волю и заставить себя выполнить то, что решили. И начинается борьба, изматывающая сильнее любой настоящей схватки. Если нам удаётся выполнить задуманное, мы гордимся собой и презираем тех, у кого не получилось. Если не получается — грызём себя, обвиняя в слабохарактерности и слюнтяйстве. В целом ни то, ни другое благотворно на нас не влияет. Да и не может насилие иметь хороших последствий. Что же делать?

А что делать с маленьким ребёнком, который не хочет есть кашу? Насильно же кормить вы его не станете, вы же цивилизованные люди!
А что станете?

  1. Убеждать, если он в том возрасте, когда уже понимает «важность» и «нужность» вещей и событий в этом мире.
    Так и себя: рассмотрите все выгоды того,  что собираетесь сделать. Рассматривайте до тех пор, пока не возникнет страстное желание выполнить задуманное. Если желание не возникло, пробуйте следующий вариант.
  2. Торговаться: если ты это сейчас съешь, мы с тобой пойдём в парк на твои любимые карусели. Взрослых карусели прельщают редко, поэтому ищите то, что послужит желанной наградой за выполненное непосредственно для вас.
  3. Заговаривать зубы песнями, сказками и танцами. Вы действительно можете себя развлечь, разбирая шкаф или подметая полы: от пения вслух,  проговаривания скороговорок или иностранных слов до разучивания танцевальных па. Помните, как Золушка научилась танцевать? Правильно, натирая паркет. Выбирайте то, что вы будете делать с интересом как минимум, тогда и нудная работа под это дело пойдёт легче.
  4. Ублажать: давай ты покушаешь из твоей любимой тарелочки с уточками твоей любимой ложечкой с глазками. У взрослых это называется созданием комфортных условий на рабочем месте. Когда вы сыты, довольны жизнью и имеете всё необходимое под рукой, тогда легче взяться за то, что требует сфокусированного внимания.
  5. Хвалить и вдохновлять: смотри, ты регулярно кушаешь кашу и так быстро растёшь, да и у тебя так красиво получается кушать самостоятельно, так аккуратно, как у взрослого. Для вас это будет припоминание ваших достижений в области жизни, к которой относится выполнение задания. Например: смотри, ты прошлый отчёт написал за час, а предыдущий писал два, а первый и вовсе половину рабочего дня. Молодец, с каждым разом всё профессиональнее и профессиональнее, ты растёшь!

Какой бы вы способ или комбинацию способов не выбрали, главное — выполнять работу без внутреннего сопротивления. Тогда усталость будет меньше, результаты — лучше, а вы останетесь довольны собой.

Оксана Терляева

Ещё интересные материалы:

Как научиться говорить «нет»?

Секреты исполнения желаний. Эмоциональный интеллект.

Выученная беспомощность — лень или диагноз?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *