Выученная беспомощность — лень или диагноз?

В детстве большинство из нас смотрело сказку «Марья-искусница» и ставшую крылатой фразу «что воля, что неволя – всё равно» знает.  И практически каждый  может поделиться  воспоминаниями о периодах апатии в своей жизни. Но полное безразличие к жизни посещает, по счастью, далеко не всех. Откуда оно берётся и как с ним справиться?

Американский психолог Мартин Селигман более полувека назад провёл серию достаточно жёстких опытов на собаках, в результате которых открыл феномен выученной беспомощности. И не просто открыл, но и объяснил его природу: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности.

Психологи неоднократно проверяли теорию Селигмана на людях и пришли к выводам,  что апатия и последующая депрессия неизбежны, если:

— систематически испытывать поражения, несмотря на прикладываемые усилия;

— постоянно переживать стрессовые ситуации, в которых действия не могут ничего  изменить;

— длительное время находится среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое действие или слово может привести к наказанию.

Сначала исчезает желание что-либо делать, потом атрофируется воля и человек сдается. Понятно, что у каждого свой «запас прочности», но отсутствие возможности контролировать течение своей жизни рано или поздно приведёт именно к потере интереса к ней.

Череда неприятностей в личной жизни, неадекватные соседи или самодур – начальник, который считает подчинённых виноватыми во всех смертных грехах, да и ещё множество других длительных стрессовых ситуаций способны поставить под угрозу не только наше природное жизнелюбие и оптимизм. Настроение опускается, а вместе с ним руки и жизненный тонус.

К сожалению, всё чаще выученная беспомощность начинает наблюдаться у детей: они ничем не интересуются, не хотят ничего делать ни для себя, ни для других. И, если взрослые могут попробовать справиться с проблемой сами, то детей не нужно обвинять в лени и ругать. Здесь необходима грамотная помощь взрослых. Ведь появление апатии у детей – результат действий родителей в первую очередь.

Что же делать, если выученная беспомощность пядь за пядью занимает территорию вашей души?

  1. Действуйте!

    Не важно, что именно делать: красить стены, копать огород или вышивать крестиком. Действие, точнее его результаты позволяют вернуть ощущение контроля над собственной жизнью. Часто причиной возникновения выученной беспомощности является не сама ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Поэтому выбирая действия по собственному желанию, реализуя их так, как считает нужным, и получая материальные результаты, человек возвращает себе ощущение значимости в этом мире. Вовлечение в процесс творчества не только доставляет удовольствие, но и позволяет абстрагироваться от ситуации, чтобы взглянуть на неё под другим углом. Так человек постепенно начинает двигаться в сторону выхода из тяжёлого состояния.

  2. Перепишите свою историю!

    Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои старания ничего не изменят» складываются из частных случаев. Но жизнь каждого складывается не только из поражений, в ней есть и победы. Важно не только вспомнить предыдущие, но и закрепить этот «опыт победителя» новыми, пусть и небольшими достижениями. Сделайте то, что вы давно откладывали на потом: уберите в гараже, помойте окна или довяжите шарф, который ждёт своего часа уже пять лет. Законченные дела придают человеку сил, а ещё уверенность в умении справляться с тем, что составляет его жизнь. Пусть не сразу, не в один миг, но уверенность в собственных силах обязательно вернётся, а вместе с ней и интерес к жизни.

  3. Смените точку зрения!

    Исследования психологов выявили, что люди, склонные брать вину на себя, чаще страдают от депрессии и состояния беспомощности, чем те, кто не считает себя причиной всех несчастий. Попробуйте, хоть развлечения ради, описать угнетающую вас ситуацию в различных литературных стилях:  как комедию, как водевиль, как триллер, как шоу…  Должно получиться, ведь драму вы уже создали. Взгляните на ситуацию по-другому!

    Если же  никак не получается, то просто примите, что каждый из участников мог сказать «нет», не прийти, уйти раньше, сказать что-то другое или по-другому, но сделал так, как сделал. Потому что каждый считал сделать или сказать именно так «правильным» и «самым лучшим», и вы тоже! И заранее знать, что случиться после этого, мог только Бог. Только он знает всё. Вы же не Бог? Или претендуете?

    Перестаньте мнить себя «великим и могучим», вы – нормальный человек, который учится на ошибках (как и все остальные жители Земли). Так должно было случиться потому, что все участники получали опыт, и вы тоже. Сделайте выводы и живите с удовольствием дальше!

Перестаньте винить за всё себя и научите детей относиться к жизни разумно, если хотите, чтобы они были благополучны и счастливы.

P.S. Если у вас или у вашего ребёнка эта проблема уже давно или выражена достаточно остро, то не стесняйтесь обратиться к специалисту за помощью. Вы же не можете знать всё. Или, всё же, претендуете?

Автор: Оксана Терляева

Ещё интересные материалы:

Английский: с какого возраста и как?

Секреты исполнения желаний. Эмоциональный интеллект.

Нормы выставления школьных оценок

 

 

 

Выученная беспомощность — лень или диагноз?: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *