Уважаемые взрослые, как вы оцениваете себя, по каким критериям? А ваши дети? Они правильно это делают?
Нас всегда настораживает завышенная самооценка, но ведь заниженная доставляет, по сути, намного больше неприятностей…
Поговорим о том, из чего складывается самооценка и как научить детей воспринимать себя правильно.
Самооценкой принято считать оценку (сравнение с некими существующими стандартами) человеком самого себя: своих возможностей, потребностей, качеств, поведения.
Самооценка обусловлена сочетанием знаний о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно она регулирует поведение и деятельность каждого, так как позволяет сопоставлять потребности с возможностями и выбирать оптимальный путь развития. Каждый для себя решает сам: что он может и чего достоин, бороться или уйти, добиваться или забыть.
От самооценки напрямую зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе и другим, отношение к успехам и неудачам, амбиции и способы их удовлетворения и многое другое. Самооценка — это слишком важный вопрос, чтобы не уделять ему внимания, ведь фактически успех человека в жизни зависит от его самооценки.
База для самооценки формируется в достаточно раннем возрасте (до 5 лет) под воздействием отношений в семье.
Ребёнок перенимает ценности родителей («хорошо» — «плохо»), способы их поведения и основные типы реакций на происходящее (от привычки переодеваться в домашнюю одежду по приходу домой, до потребности бурно выяснять отношения). Именно соблюдение этого «морального кодекса» станет основным критерием для оценки себя во всех проявлениях: от мыслей до результатов. И процедура внесения изменений в этот подсознательный «документ» ощутимо сложнее, чем правок в Конституцию.
Поэтому, уважаемые родители, прежде, чем обвинять ребёнка во всех смертных грехах и карать за них, понаблюдайте за собственными привычками. Это ваш ребёнок, и ценности, которые для него важны, — тоже ваши, вне зависимости от того, нравится вам это или нет. Учителя начальных классов практически всегда знают, что происходит в семье ребёнка, и не просто знают, а понимают причины. Жаль, что родители далеко не всегда готовы их слушать.
В тот же период закладывается подсознательное отношение человека к себе. Основанием всё так же служат отношения родителей к ребёнку, друг к другу, ко всему миру. Основной проблемой, которую выносят многие (но по счастью не все!) из детства становится низкая самооценка, или униженное чувство собственного достоинства. Но далеко не все позволяют этому чувству сделать их жизнь чередой драм. Встречаются те, кто, стараясь доказать что они «чего-то стоят», действительно, достигают хороших результатов. Но, если быть честными, их меньшинство. Обычно убеждение «не по Сеньке шапка» не даёт детям стать ни успешнее, ни счастливее своих родителей.
Не стоит думать, что низкая самооценка – результат постоянной брани и рукоприкладства родителей. На самом деле есть ещё одна категория неглупых, но сверхзаботливых родителей, которые ничего не позволяют делать ребёнку самостоятельно, чтобы не испортил, не поранился, не выпачкался и т.д. Ребёнок таких родителей вырастает с чувством полной «безрукости», переходящим в подозрения о собственной никчемности и страстным желанием забыть об этих фактах. Способы «забытья» дети выбирают разные. Проблемными подростки в обеспеченных семьях обычно становятся не от отсутствия воспитания, а по причине низкой самооценки (чувстве «ненужности» родителям).
Постоянное стремление «быть хорошим», а ещё быть «важным» и «нужным», заставляет человека совершенствоваться. Достижение целей и получение хороших результатов в одной или нескольких сферах деятельности позволяет человеку повысить самооценку в этих областях. А неудача или их серия в какой-то из сфер жизни, неизбежно её понижает. Поэтому структура самооценки непостоянна и неоднородна: можно обладать высокой или даже завышенной самооценкой, например, в профессиональном плане, и иметь очень низкую – в личном. Поэтому мы встречаем одиноких «умниц и красавиц», «глянуть не на что» брачных аферистов и весьма распространён мезальянс «красавица и чудовище». Фактически в самооценке отражается эмоциональный опыт человека — результаты реализации его притязаний.
Самооценка состоит из двух взаимосвязанных аспектов:
Самоэффективность — ощущение личной эффективности («правильности»).
Сюда входит уверенность в собственной психике; в способности мыслить, в процессах, посредством которых делается выбор; уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу своих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе; уверенность в способности учиться и находить решения в различных жизненных ситуациях.
Если родители забывают объяснять ребёнку, что он умён, талантлив, решителен, целеустремлён и т.д, то уже выросший ребёнок до конца своих дней будет периодически сомневаться в собственных способностях, а то и адекватности.
Дети делают ошибки только по одной причине – из-за стремления быстрее компенсировать нехватку опыта в этом мире. И поэтому «неправильным» может быть только поведение, но никак не ребёнок, и то в каждом конкретном случае. Например, установка «кричат только плохие дети» только навредит ребёнку, если он окажется в критической ситуации, когда необходимо звать на помощь пожарных, милицию или даже «скорую».
Самоуважение — ощущение личного достоинства («важности» и «нужности»).
Это уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость — неотъемлемое право человека.
У маленьких детей с этим проблем нет, но родители, которые считают, что ребёнка нужно «воспитывать», а не «растить и адаптировать к этому миру», обычно к 5 годам преуспевают в развитии заниженной самооценки по этому аспекту. Да и традиционное мышление старшего поколение «сначала думай о Родине, а потом о себе» на самом деле ничем не лучше девиза современного поколения «за чужим забором трава зеленее». Как бы тривиально это не звучало, но умениям быть счастливыми и радоваться взрослым нужно учиться у маленьких детей.
Итак, как же учить детей адекватно себя оценивать?
- Сравнивать свои результаты и достижения не с чужими, а с более ранними собственными. Каждый учится и живёт в своём темпе. У других можно поучиться и даже перенять их способы и методы действовать, чтобы самому стать эффективнее. И быть готовым делиться своими наработками с другими.
- Результат каждой работы в социуме оценивается по определённой шкале качества (от отметок в школе до рейтинга парламентариев). И тот, кто имеет высший бал, просто эффективнее выполняет данную работу, т.е. он более профессионален, но он не лучше и не хуже других. Просто он больше и дольше «тренировался» и, возможно, использовал собственные методы в достижении цели. Было бы желание. А, если желания нет, незачем и сетовать.
- Если цель важна, но никак не получается её достигнуть, нужно пересмотреть способы и пути её достижения, проанализировать опыт достижения аналогичных целей другими, выявить ошибки и попробовать ещё раз. Ошибки – не в том, кто действует или думает, ошибки в процессах: самих действиях или умозаключениях.
- Отрицательный результат – тоже результат. И иногда он более ценен, чем положительный. Ошибки обычно возникают там, где недостаточно информации, а это повод для того, чтобы поучиться.
- Без ошибок невозможны достижения. Пока ребёнок научится ходить, он столько раз упадёт, что редкий взрослый на его месте научился бы ходить вообще. Напоминайте детям (и себе!) об этом почаще.
- Поражения болезненны, но иногда они уберегают нас от больших бед. Мы обычно не знаем, что скрывается за красивой обёрткой желаемого. А всё имеет обратную сторону, ведь каждый «плюс», чтобы существовать, должен быть уравновешен «минусом». И любуясь красивым результатом, мы далеко не всегда знаем какая цена оплачена за эту красоту. Поэтому иногда поражение – это настоящая победа. Главное, что ребёнок не боится заявлять о своих желаниях и действовать ради их реализации.
- Никто не может успеть всё и быть всем , поэтому надо уметь расставлять приоритеты и отслеживать свои результаты в соответствии с ними. У окружающих собственные приоритеты, правильная именно для них, учитывайте это, когда выслушиваете их мнения.
- Злобная критика и жалость одинаково ядовиты. Поддержка веры в себя – лучшее, что могут дать любящие родители. Создавая «ситуации успеха», родители сделают для ребёнка намного больше, чем «читая морали» или задаривая игрушками и выполняя за него работу.
Уважайте и цените себя, дорогие родители, тогда Вам легче будет научить этому и ваших детей!
Видео о том, как поднять самооценку
Автор: Оксана Терляева
Ещё интересные материалы:
![]() |
Дети нового поколения. Как их понять? |
![]() |
Детские лагеря на зимних каникулах. Обзор 2022 — 2023
|
![]() |
Деньги детям — как без ошибок? |