Деньги на сегодняшний день такой же ресурс в человеческой жизни, как здоровье, интеллект и интуиция. И с ними тоже нужно учить детей правильно обращаться. Чем чреваты родительские ошибки и как сделать так, чтобы наши дети научились жить в достатке?
При том, что дети подсознательно наследуют отношение к миру у родителей, история знает немало случаев потери состояний детьми или внуками людей, которые их нажили. Поэтому не стоит убеждать ребёнка, что деньги решают в жизни всё. Счастливыми человека сами по себе деньги не сделают, как нас не делают счастливыми наличие кислорода в воздухе, воды — в реках и твёрдой поверхности — под ногами. Ценность этих ресурсов мы можем оценить лишь в тех случаях, когда обладание ими становится вопросом выживания. Большинство детей из благополучных семей воспринимают деньги примерно так же.
Дети воспринимают деньги, как и любой другой жизненно важный ресурс, которые нужны человеку для достижения целей – удовлетворения его потребностей и желаний. Но иногда родители забывают объяснить, что в жизни есть цели совсем другой категории, для достижения которых нужны совсем не деньги, а время, желание и труд. Возникает попытка замещения деньгами глубинных человеческих потребностей.
Так ребёнок, у которого не реализовано творческое начало, вырастая, пытается покупками компенсировать удовольствие, которое природой суждено испытывать от творчества и самореализации. Уже созданные кем-то вещи не могут удовлетворить эту потребность, поэтому приобретаются новые вещи, которые новее и технологичнее, — человек с детства втягивается в «погоню за совершенством» в форме приобретения вместо развития и реализации собственных способностей и талантов.
Ещё один распространённый способ компенсации деньгами – любви – усваивают дети родителей, которые по тем или иным причинам не уделяют им достаточного внимания. Зачастую занятые «делами мирового значения» родители не дают ребёнку испытать чувство собственной значимости в общении с ними, зато регулярно делают дорогие подарки и не отказывают во всевозможных развлечениях. Ребёнок принимает на веру выводы, которые делает: вещи – показатель благополучия, а развлечения — это всё, что могут дать близкие люди. В лучшем случае такой ребёнок находит дело по душе, которое позволяет испытывать удовольствие от жизни, и единомышленников, действительно близких по духу и дающих ему чувство значимости. В худшем – общество получает циничного потребителя, не способного к близким отношениям.
Достаточно часто встречается и ещё одна ситуация – попытка родителей «купить» любовь своих детей. Заботливые родители отдают своим детям всё лучшее, что могут позволить: самые дорогие гаджеты, лучшую одежду и обувь, отдых и развлечения. В самом по себе желании дать детям «лучшую жизнь» нет ничего зазорного, но только в том случае, где ребёнок не только потребляет, но и творит, активно участвуя в жизни семьи. Проблемы начинаются там, где родители оберегают своих детей от труда, обслуживая их (деньги за выполнение работы по дому к этому тоже относятся) и откровенно жертвуя своими потребностями ради желаний детей. Родители рассчитывают на беззаветную любовь и заботу в старости, но ребёнок привыкает к тому, что его желания всегда должны быть в приоритете, а любой его труд должен быть оплачен, и ничего не хочет менять даже с наступлением совершеннолетия. Обиженные родители не получают желаемого, но и положение такого только физически выросшего ребёнка завидным назвать сложно, ведь его инфантилизм доставляет ему самому не меньше проблем, чем окружающим.
И ещё одна ситуация, которую тоже нередко можно наблюдать, — «ограждение» детей от денег. Зачастую родители сами не понимают, и поэтому не могут объяснить детям причины различной стоимости продуктов и вещей, а также разницу в оплате труда различных специальностей. Реже, но встречается отсутствие планирования семейного бюджета. А детям и вовсе объясняют эту «математику» немногие родители, по причине отсутствия времени, желания, да и быть «подателем благ» для ребёнка очень льстит самолюбию. Это рождает почти суеверное, но вполне потребительское отношение к деньгам у детей. А того, чего мы не понимаем, того мы избегаем.
Поэтому, дорогие родители, если вы заинтересованы в будущем благополучии своих детей:
— возьмите на себя труд изучить и объяснить детям правила «семейной экономики»,
— разрешите вносить свою лепту в жизнь семьи,
— поощряйте его в стремлении самореализации,
-и заметьте, наконец, что у вас есть рядом очень интересный собеседник, у которого есть чему поучиться.
Автор: Оксана Терляева
Ещё интересные материалы:
![]() |
Детские лагеря на каникулах 2021 |
![]() |
15 книг, чтобы быть умным и счастливым |
![]() |
Признаки таланта у детей |