Мы не рабы, рабы – не мы или пару слов о патриотизме.

Патриотическое воспитание ещё в советские времена так набило оскомину, что даже упоминание о нём вызывает скептическую усмешку.  Однако  патриотизм – это социальное чувство, которое не только и не столько требует от своего обладателя жертв во благо Отечества, как мы привыкли считать, сколько помогает развитию и самореализации человека.
Чувство патриотизма – одна из важных жизненных опор, которые  могут дать мудрые родители своим детям.
Оговорюсь сразу, в данном материале речь пойдёт не об идеологическом экстремизме или «гоп-патриотизме», которыми сейчас изобилуют СМИ, этот материал о той самой «точке опоры», которая может много.

Если вспомнить исторические традиции нашей культуры, то важным критерием при оценке социумом  благонадёжности человека было поведение его предков, и очень важно было знать их, минимум, до седьмого колена. В противном случае человек считался безродным, и, кроме как на роль наёмного работника, ни на что рассчитывать в социуме не мог, — не было бонуса доверия, заработанного предками и поручителей — тех, кто знал их лично.
Даже в толковом словаре слово «безродный» имеет два значения:
— не имеющий или не знающий родственников;
— незнатного происхождения, неродовитый.

Это сейчас принято считать, что дети за родителей не отвечают, а в старину отвечали, как и родители за детей,  и не считали это зазорным.
«Говорят, в роду её по женской линии кто-то отступился от веры. Полюбишь такую, и не вздумай в дом вести, сразу готовь две пули – одну на неё, вторую – на себя, всё равно жизни не дадут.»
«Наследственность у меня дурная — не было у меня в роду предателей и не будет. Видно, так и умру.»

Незнание истории собственного рода прощалось только рабам. Потому что их к деньгам и власти не допускали, а доверить мотыгу можно было и без гарантий со стороны родственников. К тому же обращался с ней раб исключительно под присмотром надзирателей, а вот эту должность уже нужно было заслужить, причём сделать это было не просто. Официально рабство давно отменили,  а традиции вот остались.

Говорят, что мы не выбираем страну, родителей и соседей. Сложно сказать так ли это,  маленький ребёнок считает своих родителей самыми лучшими на свете и любит их несмотря ни на что. Это потом у него начинают появляться желания, с которыми родители не всегда знают что делать, он начинает сравнивать, сопоставлять и выдвигать претензии. А в детстве  мнение своих родителей ребёнок считает единственно верным и принимает его на веру безоговорочно.

А ещё, в каждом из нас заложена потребность быть любимыми и важными – «хорошими». И, если родители считают, что ребёнок хороший, и регулярно ему это показывают, дитя расцветает – раскрываются его таланты и душевные качества. Если ребёнка постоянно попрекают и наказывают, обещая любить только тогда, когда он будет хорошим (поступать исключительно так, как хотят родители), ребёнок растёт в страхе, зажимаясь и боясь поступить вопреки ожиданиям дорогих ему людей. Каким вырастет ребёнок, который чувствует себя «нехорошим»? Он прячет свой огромный внутренний мир в душе, которую отдаёт по кусочкам за любовь и внимание. Места становится меньше, его мир прячется глубже. И, наконец, он отдаёт им всё, включая себя  – и остаётся ни с чем.

А что чувствует человек, у которого ничего нет? При том, что у других – есть и даже много.  Унижение? Зависть?  Отчаяние? Злость? Печаль? Боль? Обиду?

Никто из родителей не желает этого своим детям.

Но самые замечательные на свете родители говорят, что страна, в которой родился ребёнок, — не самая лучшая, предки его – не очень хорошие, а вот у других есть лучшие – и страны, и родственники. Так у ребёнка появляется комплекс неполноценности – он «нехороший» в своей биографии, а «нехорошее» нужно спрятать, иначе его не будут любить.  И этот «скелет в шкафу» мешает взрослеющему человеку реализоваться: он начинает искать ту самую «хорошую» страну, возможность  «хорошо» зарабатывать,  ищет способы «хорошо» отдохнуть.  А, если не получается получить то, что родители и окружение считают «хорошим», он присоединяется к хору недовольных собой и своей жизнью, обвиняющих всё и всех в собственных проблемах, вместо того, чтобы самим наладить собственную жизнь.

И получается, что умные взрослые, неосторожно хающие свою Родину,  программируют ребёнка не на раскрытие его собственных талантов, реализацию их в материальном мире, и увлечения, которые сделают его счастливым, а на попытки избежать «плохой» страны, работы и всего остального.  Сравните среднестатистических американца и белоруса, говорящих о своей Родине. Первый горд и самоуверен, второй — стыдливо нерешителен.  И дело не в материальном достатке, если в Беларуси работать по 12-14 часов в сутки, как в США, то жаловаться особо будет не на что. Дело в отношении: для американцев их страна великая, а для белорусов?
Это действительно выглядит странно, когда выходцы из крупнейшего государства Евразии, не говоря о Европе в Средние века, перенимают к себе отношение средневековых европейцев, называвших славян — sclav  (раб).  Тех самых, которых Анна Ярославна (королева Франции) называла «дикими и грязными». Но, с другой стороны,  наши дети не знают ни своего языка, ни своей истории – выходит, что это справедливо.

Поэтому, дорогие родители, если не хотите растить рабов, учите своих детей (и сами учитесь вместе с ними) ценить свою родину, уважать своих предков  и чтить их традиции – вы ведь тоже когда-то станете предками ваших потомков.

Ещё интересные материалы:

Школа раннего развития — коммерческий трюк или необходимость?

Как, о чём и для чего говорить с ребёнком?
Синдромы сказочных героев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *