Изучение английского — это приключение!

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Этот материал сначала хотелось назвать «5 вещей, которым взрослым нужно поучиться у детей в изучении английского», ведь речь пойдёт о том, как взрослые непроизвольно усложняют себе изучение иностранного языка.

Среди учителей английского языка бытует мнение, что взрослых обучать куда интереснее, чем детей, ведь мужчины и женщины приходят изучать язык, уже имея мотивацию, и их не нужно заставлять учиться, как школьников. К тому же, со взрослыми можно разговаривать на любые темы. Также они более самостоятельны и им не нужно объяснять по 10 раз, что и как делать. А еще совершеннолетние ученики могут вынести большие нагрузки. Самое главное:  они точно не будут списывать и халявить на уроках, ведь они же знают, что выучить язык без практических упражнений невозможно.
К сожалению, это всё заблуждения, как и то, что английский очень сложный язык, который нужно сначала понять, прежде чем на нем заговорить. Исходя из своего опыта преподавания у детей, подростков и взрослых я обнаружила 5 фактов, опровергающих приведённые стереотипы. Делюсь ими со всеми взрослым, которые  старательно борются с английским и всё еще никак не могут вывесить свой флаг на главной башне этой цитадели в честь победы.

  • Дети умеют говорить ерунду.

Кто самый лучший сказочник?  Кто может пересказывать события так похоже на реальность, что непроизвольно задумаешься о том, правда это или нет. Кто, даже если не знает, то придумает? Ответ очевиден: это школьники и студенты.  Они шедеврально умеют находить ответ на любой вопрос, если не запрещать им фантазировать. Думаю, что для школьных учителей – это не самое любимое качество детей, ведь педагоги чаще всего требуют четкости и правильности, а не креативности и фантазий. Но для изучения английского языка – это прекрасно. Я лично разрешаю всем свои студентам-подросткам говорить все что угодно, но по-английски. Именно поэтому у меня в группе уже организовалась группа верящих, что Майкл Джексон все еще жив, и абсолютно мирная группировка тех, кто хотел бы ограбить банк и уехать жить на Мальдивы.

Возвращаясь ко взрослым, замечу, что  многие из них настолько вжились в свои профессии и социальные статусы, что не позволяют себе говорить не то что о единорогах, а о совсем простых и вовсе не концептуальных вещах. Я искренне разделяю мнение некоторых о том, что не хочется говорить банальные фразы, типа «Сегодня я встал в 6 утра. Я  люблю картошку и не люблю чипсы», но для уровней Beginner, Elementary и даже Pre-Intermediate это необходимо. Нужно  проговаривать как можно чаще простые предложения с изучаемой лексикой. Фактически это выполнение механической работы: подстановка новых слов в конструкцию. Поверьте, именно так привыкают говорить, и запоминают слова и структуры. Со временем предложения усложняются. Но нужно привыкнуть к этому говорению, пусть даже и не содержащему серьезных идей и мнений.

  • Дети не бояться пробовать новое.

Школьников легко вдохновить на какой-нибудь непривычный поступок. Нужно только объяснить, почему это будет круто и интересно. Чтобы проверить эту теорию, я предложила своим тинейджерам разучить несколько диалогов, а затем выступить прямо на улице, засняв это всё на видео. Получилось отлично! Причем мне не пришлось никого долго уговаривать или заставлять.  Чтобы проделать тоже самое с взрослыми студентами, мне нужно сначала объяснить им, как важно при изучении английского выходить из зоны комфорта, поработать с их возражениями, лично вдохновить каждого сомневающегося и обязательно несколько раз повторить, как это постановка и съемка на видео поможет им улучшить английский. Студенты 25+ тоже бывают разные, но уровень раскрепощённости у детей намного выше, чем у большинства взрослых.

  • Дети легко погружаются в творчество

Предложения попеть, порисовать или потанцевать  с применением английского языка всегда воспринимаются детьми «на ура».  Чтобы предложить те же задания взрослым, нужно быть готовым к тому, что кто-то обязательно будет утверждать, что он не умеет рисовать, принципиально не готов петь, а про движения  —  и речи нет.  Я понимаю, что дети ещё не отвыкли от привычки творить, и их легко на это сподвигнуть, но, уважаемые взрослые, примите во внимание 2 факта:
1) никто не ждёт от вас, что вы будете рисовать, петь или танцевать на профессиональном уровне. Я всегда говорю своим студентам, что я не оцениваю ваше умение рисовать. Я просто показываю инструмент для запоминания новых слов с помощью изо-деятельности, например. Так же и с пением: мы поем на занятиях для тренировки фонетики, лексики и грамматики, а не для того, чтобы вы сравнивали себя с Элтоном Джоном.
2) творчество позитивно влияет на настроение. Когда человек делает что-то креативное, он расслабляется, отвлекается от повседневных забот и усваивает новую информацию качественнее. Всем тем, кто приходит ужасно уставший после работы на курсы, это просто необходимо. Поэтому не упускайте возможности творить на уроках английского языка.

  • Дети меньше боятся ошибок

В любом возрасте, сделав ошибку, чувствуешь себя глупо, некомпетентно и неприятно. А, если вы еще по характеру перфекционист или просто амбициозны, то ошибка для вас – это повод для самоосуждения вне зависимости от её серьёзности. В итоге, многие взрослые тотально бояться сказать что-то не так. Они сначала в уме придумывают правильное предложение со всеми структурами (как преподаватель учил), а потом с паузами (чтобы не ошибиться) его воспроизводят.
Что делают дети? У них «сказал» происходит быстрее, чем «подумал». Они не переживают из-за ошибок, если понимают, что отметки в дневнике или журнале не будет. Содержание разговора для них важнее формы. Да, они, возможно, сделают больше грамматических ошибок, чем взрослые студенты, но как собеседники они будут гораздо более привлекательны.  На самом деле, ошибка – это не страшно (если вы, конечно, не являетесь профессиональным переводчиком на важных переговорах, где каждое неверное слово может стоить денег).
Чтобы избавиться от страха «сказать неправильно», подумайте над следующими моментами:
1) а в русском языке вы говорите 100% правильно? И тоже ругаете себя, если неправильно выбрали падеж?
2) а если вы сделаете ошибку, то что с вами за это сделает ваш собеседник? Больше никогда не будет общаться, потому что вы перепутали Present Simple с Past Simple? А он сам никогда не путает?
К тому же, ошибки делают нас живыми, настоящими и даже привлекательными. К примеру, одна из моих студенток перевела слово likely to (вероятно, скорее всего) как «Дай Бог!». Посмеялись и запомнили.

  • Дети «ловят» язык в воздухе

Я уже давно замечаю, разницу в том, как учат язык дети и взрослые. Если нам, серьезным дядям и тётям, нужно понять структуру, разобраться в правиле, рассмотреть несколько примеров, и подумать, как это можно использовать, чтобы воспроизвести предложение, то у детей всё проще. Они просто видят или слышат структуру, а затем воспроизводят ее. Учитель при этом просто  корректирует ошибки. Школьники прекрасно ловят материал на слух и улавливают из контекста.  В виду того, что сейчас многие из них помешаны на ютюбе и всяких англоязычных играх, то они легко усваивают разговорные выражения и конструкции, которые потом без стеснения воспроизводят. В целом, у детей знание языка выглядит фрагментарно: они могут хорошо знать одну тему и совсем не знать другую, но это абсолютно не мешает им говорить. Взрослым же нужна системность, причем, если в их структуре языка не хватает какого-то компонента, то прогресс в изучении языка сразу замирает.

Что  я хочу донести до взрослых:

Во-первых, не хочу сказать, что у каждого взрослого, изучающего английский есть вышеописанные затруднения. Студенты бывают разные, и у меня есть реальные примеры взрослых, которые у меня на уроках безо всякого стеснения танцевали и агитировали других. Есть такие, которые настолько не бояться делать ошибки, что им стоит иногда задуматься о грамматике. А способности выходить из зоны комфорта некоторых я просто иногда завидую.
Но, тем не менее, я очень хочу донести до всех своих настоящих и будущих учеников, что изучение языка – это приключение, которое нужно прожить интересно и с удовольствием! Позвольте себе делать необычные вещи на уроках, позвольте себе быть чуточку несерьезным, позвольте себе делать ошибки! English is fun!

Ещё интересные материалы:

Английский за рулём

Как запомнить то, что учишь?

Магическое средство для изучения английского

Изучение английского — это приключение!: 1 комментарий

  1. Друзья, делюсь с вами одним из роликов, которые мы сняли с ребятами. Это наша первая проба, поэтому будьте пожалуйста снисходительны к качеству видео:)
    https://youtu.be/YeEdhUc2ZXQ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *