Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
«Хочу стать лучше» — говорил себе каждый хоть раз в жизни. Достойная цель для реализации, но немного абстрактная. Кто тогда вы сейчас, если хотите поменяться? И кем собираетесь стать, когда изменитесь? Лично я вкладываю в это понятие улучшение когнитивных способностей и «прокачку» эмоционального интеллекта (EQ). Последнее связано с умением контролировать эмоции, а я, как и 90% жителей нашей планеты, не готова назвать себя человеком с высоким уровнем EQ.
Но как опытный преподаватель, который находится в постоянном поиске новых форм и методов работы, я готова поделиться интересными заметками о том, какое влияние оказывают когнитивные способности (т.е. память, внимание, концентрация, воображение, мышление и т.п.) на изучение иностранных языков. Нет, я не собираюсь перечислять теории и высказывать гипотезы о том, как правильно надо учить английский с точки зрения психологии. Я поделюсь мыслями, почерпнутыми из серии вебинаров Евгения Буянова, сооснователя и СЕО 4brain.ru, и научного сотрудника МГУ, который на меня произвел огромное впечатление. Думаю, что эта информация будет полезна как учителям, так и тем, кто что-то учит-учит, но никак не может выучить.
Почему учиться сложно?
Мы все что-то учим. Однако, процент тех, кто доволен процессом и результатами обучения невысок. Одна из самых частых жалоб, которую я слышу от студентов, — это «очень сложно учиться». Наверное, мои школьные учителя на это ответили бы: «Тяжело в учении – легко в бою», но мне самой не очень нравится идея, что учеба – это что-то сложное. Согласно книге Нобелевского лауреата 2002 года Даниела Канемана, человек обладает быстрым и медленным мышлением. Первый тип, или система 1, позволяет принимать решения очень быстро, практически без усилий. Система 2 (медленное мышление) — это осознанные умственные действия, которые требуют большой концентрации и внимания. Пользуясь этой системой, мы способны делать качественно очень серьезную работу. Но человек физически не может постоянно пользоваться медленным мышлением, т.к. это слишком энергозатратно. Поэтому если обучение требует от студента очень частого использования медленного мышления, то оно превращается в каторгу, и рано или поздно обучаемый бросит занятия из-за нехватки ресурсов. Поэтому далеко не всегда, а точнее, чем реже, тем лучше, надо работать на пределе человеческих возможностей.
Работать больше — не значит лучше.
Согласно «Закону Паркинсона», работа заполняет все время, отпущенное на нее. В жизни это выглядит так: если вы ставите себе цель выучить 100 неправильных глаголов за 2 недели, то, скорее всего, большую часть времени вы будете откладывать это дело, а потом незадолго до дедлайна начнете усиленно штудировать тему. Мы все привыкли давать себе дополнительное время и в итоге мы теряем его, откладывая все на последний момент. Но если вы будете сокращать сроки на выполнение задачи, то потери уменьшатся. Заметка для преподавателей: не давайте ученикам слишком много времени на реализацию проекта или даже подготовку к тесту.
Высокая мотивация – это плохо.
Это абсолютно доказанный факт, который в психологии получил название «Закон Йеркса-Додсона». Показатели успеваемости зависят от интенсивности мотивации. Для успешного выполнения какой-либо деятельности уровень мотивации должен быть средним (оптимум мотивации). Интересно, что чем сложнее дело, тем более низкий уровень мотивации является оптимумом. Экспериментально было установлено, что высокая мотивация может привести к стрессу, напряжению, волнению и другим реакциям, которые негативно повлияют на прогресс. Таким образом, если вы хотите, например, пройти 2 языковых уровня за 6 месяцев, то сначала снимите важность с этого события. Не делайте из вашей цели вопрос жизни и смерти. Преподавателям же стоит не создавать ситуаций с завышенными ожиданиями, которые можно реализовать только «призвав себя в армию» и забыв обо всем другом, кроме одной цели. Яркий пример: «Вы можете пройти 3 языковых уровня за год». Как преподаватель, я честно говорю, что можно всё. Но вопрос в том, какой ценой вы этого добьетесь и попадете ли в тот процент людей, которые все-таки смогли выжить, выжав из себя всё.
Нужно правильно учить, чтобы не забывать.
Основная проблема с обучением – это забывание. Я когда-то считала, что то, что не запомнилось, мозгу не нужно, наш «внутренний компьютер» сам отсеивает ненужную информацию. Сейчас я думаю по-другому: возможности человеческого мозга безграничны. Мы можем хранить в памяти тысячи, а может и миллионы терабайтов информации. Мы забываем, потому что неправильно заучиваем. Если воспользоваться «Кривой забывания», то можно кардинально изменить отношение к запоминанию. По данным немецкого психолога Эббингауза основная часть информации теряется именно в первые часы. Чтобы эффективно запомнить новый материал, нужно следовать схеме: первое повторение через 15 минут после заучивания, второе — через 8 часов, третье – через 24 часа. Чтобы основательно усвоить материал, необходимо его проштудировать еще раз не только в первый день заучивания, но и на четвертый, и седьмой. Важно отметить формат повторений: необходимо активно извлекать информацию из памяти, т.е. пытаться сначала вспомнить самому, а потом уже подглядывать в источник. Кстати, желательно менять порядок информации при повторении.
Самодисциплина важнее сильной мотивации.
Наши мамы выразили бы эту идею с помощью поговорки «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Но в современной версии труд можно ассоциировать с самодисциплиной. Как преподаватель я стараюсь привить моим студентам понятие «самодисциплина» с помощью четких дедлайнов и ограничений, с помощью конкретных задач и достижимых целей. По сути, я показываю им то, что каждый может делать сам для себя при обучении любого рода. Я знаю точно, что самодисциплина даёт результат. Это легко объяснить: дисциплинируя себя в определенной сфере, мы начинаем функционировать по определенному алгоритму. Из курса математики известно, что алгоритм – это определенная последовательность действий, направленная на достижение цели. Думаю, что вместо того, чтобы о чем-то сильно мечтать, нужно просто создать свой алгоритм действий и двигаться вперед с учетом «Кривой забывания», «Закона Паркинсона» и «Закон Йеркса-Додсона».
Ещё интересные материалы:
![]() |
Английский за рулём — быть или не быть? |
![]() |
Тренды современного образования |
![]() |
Как запомнить то, что учишь? |