Три тренда в обучении: осознанность, самостоятельность и критическое мышление

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Во все времена в системе образования существовал тренд «обучать качественно», но на разных этапах развития общества в него вкладывали разный смысл. Например, лет 30 назад под качественным обучением понимали методичную зубрежку, большое количество однотипных упражнений, доводящих навык до автоматизма, и опору на принцип сознательности. Спустя 10 лет в методику проникли проектные, а также игровые технологии и качественное обучение стали рассматривать под другим углом. Чуть ближе к нашим дням начали внедрять зарубежные новации и понятие «обучать качественно» стало синонимом к словам «интересно», «интерактивно» и «смена ролей в учебном процессе».

Три относительно новые технологии в обучении, которые выводят его на качественно новый уровень, уже функционируют в Беларуси. Не нужно далеко ездить за мастер-классом. Стратегия активной оценки, медиаобразование и технология «Перевернутый класс» уже внедряются педагогами в самых разных школах Беларуси и являются базой для формирования осознанности, самостоятельности и критического мышления у учащихся. Познакомимся с ними, чтобы быть в тренде качественного и современного обучения.

Осознанность: стратегия активной оценки (aacenka.by) Эта система пришла в Беларусь в 2009 году из Польши и Великобритании. Сейчас ее продвижением в нашей стране занимается «Таварыства беларускай школы», которое организует дистанционный курс для учителей с опытными менторами.

Понятие «Активная оценка» схоже с термином Formative Assessment, которое принято в зарубежной методике. Идея этой технологии заключается в том, чтобы давать своим ученикам возможность постоянно видеть свой прогресс, а также понимать свои ошибки и уметь работать с ними. Активная оценка помогает постепенно формировать знания, подсказывая ученикам, в каком направлении двигаться. Педагог позволяет доработать тему и усовершенствовать знания каждому отдельному обучающемуся благодаря постоянной обратной связи. Отметка в виде баллов перестает быть маркером знаний. На первый план выходит мотивация, доброжелательное отношение педагога, ответственность ученика за свои результаты. Полученный навык, усвоенный материал и умение его применять на практике – вот главная цель, которую преследует учитель и ученик.

В стратегию активной оценки также включается работа с родителями. Традиционно мамы и папы считают, что именно отметки отражают успех обучения ребенка. Придя домой со школы, первый вопрос, который задают ученику: «Что ты сегодня получил?». Такой подход формирует лишь одну цель: заработать высокий балл. Но на самом деле каждый обучающийся должен стремиться к осознанному получению знаний, навыков и умений. Активная оценка учит, как организовать учебный процесс, чтобы ученики гнались не за высокими баллами, а были нацелены на знания и навыки как на самое важное в учебном процессе. Во всем в этом педагогу помогают родители.

В процессе освоения технологии «Активная оценка» педагог узнает, как наладить взаимодействие с семьей обучающегося, как создавать критерии оценки, как писать цели на языке ученика, как правильно давать обратную связь и как научить учеников задавать вопросы. Технология понравится как учителям общеобразовательных школ, так и преподавателям негосударственных учреждений.

Критическое мышление: медиаобразование.
Это еще одна технология, которой можно научиться благодаря «Таварыству беларускай школы», активно популяризирующему новые технологии в обучении. Эта  программа возникла как средство помощи ученикам, которые живут в информационном обществе и зависят от технологий. Фактически медиаобразование – это процесс обучения медиаграмотности т.е. умению получать информацию, критически ее оценивать, ответственно и этично пользоваться этой информацией, а также принимать участие в ее распространении или создавать что-то новое при необходимости.

В процессе медиаобразования педагог работает с печатными СМИ, аудио, видео, телевидением и интернетом. Он обучает учеников, как правильно отбирать информацию и работать с ней. В частности, обучаемые знакомятся с такими понятиями как «медиамеседж», «деконструкция медиатекстов», «манипуляции в СМИ» и др. Ученики умеют распознавать скрытый подтекст в информационных сообщениях, ведут медиадневник и развивают критическое мышление. Последнее является основной целью для педагога. Критическое мышление не может появиться у ученика в результате получения готовых советов, рецептов и алгоритмов от учителя. Это сложный процесс, которому можно и нужно научить в школе. Именно с ним тесно связано умение задавать вопросы, формулировать проблему, доказывать свою точку зрения, анализировать догадки, избегать эмоциональных суждений, рассматривать возражения и интерпретировать информацию. Медиаобразование дает все вышесказанное.

Курс будет особенно полезен для учителей общеобразовательных школ, а также многие приемы найдут полезными преподаватели ВУЗов и негосударственных учреждений.

Самостоятельность: технология «Перевернутый класс».
Это модель смешанного обучения, которая активно проникает во все сферы образования. Смысл заключается в том, что вне класса обучаемые смотрят видео-лекции, слушают подкасты преподавателя, изучают правила и с помощью упражнений проверяют понимание материала. Непосредственно на занятии ученики закрепляют навыки и учатся применять полученные знания. Роль учителя меняется. Теперь педагог становится ментором. Ученики становятся активными участниками образовательного процесса: они сами учатся получать знания, анализировать их и применять. Задача педагога — составить учебную программу и материал таким образом, чтобы он был понятен и доступен для самостоятельного изучения. Трудоемкость работы со стороны учителя увеличивается в разы на начальном этапе, однако, это дает результат. У обучаемых полностью меняется представление о «домашней работе». Теперь это активная работа по усвоению знаний. Уроки в классе становятся более интерактивными и прикладными.

«Перевернутый класс» можно реализовать по любому предмету. Существует большое количество готовых видео-уроков по разным предметам на портале YouTube или на специализированных площадках, посвященных этой технологии. Педагог может использовать готовые материалы или создавать свои, используя современные технологии.

В Беларуси технология «Перевернутый класс» работает у отдельных педагогов и, как правило, на показательных уроках. Однако это вопрос времени, и «Перевернутый класс» сможет покорить наших  учителей и учеников.

 

Ещё интересные материалы:

Онлайн инструменты современного учителя и не только

Бесплатные видеоуроки, решебники и тренажёры по школьным предметам
Итальянское образование и беженцы. Интервью с директором миланской школы.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *