Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Мы все играем в игры. У каждого из нас есть одна или несколько ролей, которые мы успешно или не очень выполняем. Эрик Берн посвятил книгу игре как системе человеческих взаимоотношений. Если бы я была профессиональным психологом, то, наверняка, смогла исследовать и объяснить вам эту тему на пальцах. Но я не врачеватель человеческих душ. Я преподаватель. Или учитель? Или ментор? Или же я репетитор? А может быть я тренер? Или как сейчас модно говорить не просто тренер, а teacher trainer? Кто я и кого мы ищем себе для того, чтобы научиться новому — этими вопросами я задалась и пытаюсь найти ответ в этом материале. Следуйте, пожалуйста, за мной по моим мыслям и рассуждениям, если вы тоже в замешательстве от этих слов.
Репетитор
Толковый словарь утверждает, что репетитор – это учитель, обычно домашний, репетирующий кого-то. Если точнее, то это домашний учитель, помогающий неуспевающим в прохождении программы.
Когда я произношу слово «репетитор», то у меня возникает образ специалиста, который сидит за одним столом с учеником у него или у себя дома. Перед ними разложены какие-то книги и они вместе штудируют тему, делают домашнее задание.
У меня были репетиторы. Во всех случаях – это была целенаправленная тренировка и, я бы сказала, «натаскивание» на достижение цели.
Я сама была репетитором. Я очень четко помню выезды на дом к ученикам. Для меня – это достаточно некомфортная ситуация. Я не очень люблю вмешиваться в чей-то быт. А еще больше я не любила тратить время на дорогу туда и обратно. Но это карма репетиторов. Либо вмешиваются в твой быт, либо ты сам ездишь.
Мне с тех времен кажется, что репетитор – это домашний тренажер. Я не вкладываю в это определение ничего негативного. Сейчас на рынке образовательных услуг есть модификация репетитора — тренер. Видели ли вы предложения пройти курс с тренером по английскому языку? На мой взгляд, тренер (он же коуч) — это тоже самое, что и репетитор, просто ребрендинг. Новое слово, кажется, поможет избавиться от стилистического оттенка «домашний учитель» и добавит какой-то спортивной конкурентности. Но суть остается прежней: это тренажер.
Есть много ситуаций, когда нужен именно такой вариант. Я помню, как я готовилась к ЦТ. Я до сих пор благодарна своим репетиторам за их труд.
Учитель или преподаватель
Толковый словарь гласит: учитель — это тот, кто преподает какой-то учебный предмет в школе. Синоним: преподаватель. У нас так сложилось, что учителя — в школе, а преподаватели – в вузе. Поэтому вроде как преподаватель звучит престижнее. Я называю и считаю себя преподавателем. Но не только по выше указанной причине. Согласно той системе обучения, которую вижу я в своей стране, у нас учитель – это тот, человек, который как подневольный обязан делать всё, чтобы научить. Преподаватель тоже обучает, но он больше дистанцирован от своих учеников. Ему
не приходится отвечать за прогресс перед всеми сразу: школой, учеником, родителями, страной. У него личный контракт с заказчиком образовательных услуг. (Рассматривайте эту фразу дословно и метафорически.)
В любом случае, быть учителем или преподавателем – это более сложная роль, чем репетитор. Функция последнего – это тренировать по определенной схеме. Безусловно, это тоже серьезная задача, потому что создать систему тренировок, которая даст результат, не так легко.
Работа учителем/преподавателем включает в себя очень много аспектов. Когда я училась в педколледже, нам давали всё, что нужно, чтобы стать Учителем или Преподавателем. В частности: педагогическая этика, психология (возрастная, специальная, школьная), методика преподавания, рисование, ритмика, пение, физкультура, педагогика и др. Нам говорили, что учитель должен уметь нарисовать плакат, поставить танец, спеть песню, провести физкультминутку, организовать работу в саду, с родителями и, если понадобится, то даже с инопланетными существами. При этом учитель – это образец поведения, это человек, который понимает и учитывает в работе психологические особенности своих обучаемых; это человек, который воспитывает, развивает, обучает, вдохновляет и помогает идти вперед. Много всего, да? Но это так! Я в это верю и сама к этому стремлюсь. Продолжением разговора, по моим ощущениям, должна стать заметка о том, как найти СВОЕГО учителя или преподавателя. Я уже писала об этом, поэтому переходите по ссылке.
Ментор
Согласно словарю это руководитель, наставник, воспитатель. В моем понимании, это человек, который наблюдает за тобой, курирует твою работу и, если необходимо, подсказывает, куда идти дальше. Здесь нет элемента воспитания или обучения. Как обучаемому тебе просто показывают и освещают твой путь развития. Кажется, что это мало, но это не так. Нужна большая внутренняя сила, знания и эмоциональный интеллект, чтобы быть ментором. Я думаю, что в ближайшем будущем вырастет спрос и количество предложений на менторов и от них. Но этот вариант еще долго останется недосягаемым для многих. Чтобы работать с ментором, нужно быть готовым смотреть правде в глаза, менять себя, работать над собой, идти самому по пути развития и обучения. Чтобы быть ментором, нужно избавиться от дилетантства, желания давать советы и мании величия.
Послесловие:
Я преподаватель английского и итальянского, филолог. Мне хочется быть «настаўнiкам». Наше белорусское слово такое ёмкое! Оно включает себя возможность быть учителем и наставником, т.е. ментором одновременно. Я буду стремиться именно к этому. А кто Вы сейчас? Кого ищете? Кем хотите стать?
Ещё интересные материалы:
Обучение онлайн: как осилить? |
||
|
||
|