Автор: Светлана Иванюшина, учитель начальных классов.
Новый год на календаре — это звоночек тем родителям, дети которых в сентябре 2019 поведут своего любимого ребёнка в первый класс.
В этом материале вы узнаете:
— что означает ребенок «почти» готов к школе;
— всегда ли нужно доверять «сарафанному радио», чтобы выбрать учителя начальных классов;
— как научить ребенка читать без развивающего центра;
— что упускают из вида родители будущих первоклашек.
Я, как мама будущей первоклашки, сама в своё время столкнулась с большинством этих же вопросов и опытным путём нашла на них ответы.
Готовность к школе.
Выделяют психологическую и физиологическую готовность. Достаточно одной из них не успеть сформироваться к сроку, чтобы однозначно ответить: нет, в школу пока рано.
Приведу пример: моя старшая дочь родилась в июле, а её двоюродная сестричка – годом ранее, в конце августа. Мы были однозначно уверены, что племянница не готова к школе, т.к. ребёнок много фантазировал, играл с вымышленными друзьями, был неусидчив, не мог сосредотачиваться долго на одном задании, тяжело справлялся с физическими нагрузками. В будущем году она останется в саду. Что касается собственной дочери, то у меня не было однозначного ответа. Малышка очень усидчивая, внимательная, но — маленькая! Мы долго взвешивая все «за» и «против» и приняли решение отдать ребёнка в школу, тем более, что в саду старшая группа в следующем учебном году будет состоять из 36 детей! Я прислушалась к педагогам, которые работали с ребёнком. По их мнению, дочка физиологически готова, а психологически – почти. И вот это «почти» отзывается нам до сих пор ленью, «уходом в себя» во время уроков, нежеланием читать.
Поэтому скажу однозначно и как учитель, и как мама: не стоит спешить в школу, даже если вам кажется, что ребёнок готов. Часто за этим желанием скрывается внутреннее «любование» собственным ребёнком и его достижениями. Родители не понимают, почему их чадо не готово, ведь их будущий школьник же уже читает/пишет/знает таблицу умножения…
Прислушивайтесь к мнению педагогов и психологов, медиков. Не стоит торопить школу, она и так неизбежна.
Стоит ли выбирать школу/учителя?
Школы сейчас выбирать весьма затруднительно, большинству приходится идти в учреждения по месту жительства. Именно поэтому эта тема — не та, которую мне бы хотелось обсуждать. Что касается учителя, то здесь нет однозначного правильного ответа. Могу только сказать: иногда гораздо важнее коллектив детей, в который попал ребёнок, а не престижность школы. Мы, родители, часто, изучая рейтинги школ и популярность педагогов, руководствуемся стереотипами и шаблонами, которые были созданы кем-то. Из-за этого мы можем позже столкнуться с ситуацией, что именно с этим «заслуженным, самым лучшим и грамотным» учителем наш ребёнок не может найти общий язык.
Рассмотрим ситуацию с 2 сторон: со стороны школы и со стороны семьи.
Школа заинтересована в том, чтобы всем родителям/детям/учителям было комфортно, но как можно удовлетворить запрос, когда 40 родителей хотят попасть к 1 конкретному учителю? В маленьких городах на выбор школы и педагога большое влияние оказывают личные симпатии и неприязнь. Не стоит говорить о том, что субъективный критерий выбора.
Со стороны семьи: кто, как не родители знают, с кем их ребёнок идёт на контакт. С человеком, который очень спокойный и тихий или с молодым и активным? Со взрослым, который любит порядок и аккуратность, чёткость и дисциплину, или с тем, кто будет весело и ярко организовывать школьные уроки? Все предпочтения вполне можно озвучить в тот момент, когда пишете заявление в школу. Нужно определиться с тем, что именно важно вам.
Могу добавить, что те родители, которые рьяно сражались за то, чтобы их ребёнка посадили в класс к определённому учителю, и их битва не принесла результатов по вине обстоятельств, часто потом наблюдают, что их ребёнку очень даже комфортно с педагогом, которого выбрали не они. Дети лишены стереотипов и любят своего первого учителя вне зависимости от званий и регалий, ведь он – первый!
Какими знаниями и умениями должен обладать будущий первоклассник? Как подготовить ребёнка к школе?
Многие родители последние полгода до школы в панике. Все пытаются срочно научить ребёнка читать/писать/решать! Как это: он в школу пойдёт, а ничего не умеет. Родители, остановитесь! Ребёнок – не робот, которому необходим базовый набор функций для выполнения назначенной ему миссии. Не буду сумбурна: обо всём по порядку.
Стоит ли учить ребёнка читать?
Здесь я выскажу свою позицию, которая может отличаться от позиции моих коллег. Я – против обучения чтению через силу, принуждения к чтению. Я знаю, что в Минске сейчас множество школ, где в первый класс набирают детей, обязательно умеющих читать. На периферии же класс представляет собой ужасную смесь: около 30% знают буквы (что хуже) или звуки (что предпочтительнее), около 10% умеют читать (или думают, что умеют: мэ-а-мэ-а – это не чтение!), остальные — не знают букв/звуков или знают не все. И работа педагога по обучению чтению – это настоящий квест по выявлению умений и подбору заданий соответствующих им (или: все учимся одинаково по букварю, а читающие – нам просто образцом чтения будут).
Моя позиция: современный букварь, по которому работают педагоги Беларуси – это книга О.И. Тириновой – интересная, буквально с первых же страниц направляющая на исследование явлений речи, на чтение. С моей точки зрения, для успешной работы по этому букварю необходимо знать звуковое обозначение всех букв заранее. В программу детского сада это входит, и с моим старшим ребёнком даже вопросов не было: в старшей группе все звуки, которыми обозначаются буквы, были молниеносно выучены. Тем же детям, которые букв (вернее, звуков) не знают, будет сложновато.
Как подготовить детей к чтению, если вы не ходите в детский сад или не видите результата там по какой-либо причине? Играйте с ребёнком. Пишите ему слова на листочке. Именно так я научилась в 3,5 года читать сама: просила бабушку писать мне разные слова. Складывайте слоги/слова из магнитной азбуки. Называйте буквы (только звуками, прошу вас), которые вы видите вокруг: на вывесках магазинов, афишах. Но не учите алфавит. А, БЭ, ВЭ, ГЭ… Это только помешает ребёнку в будущем научиться читать. Как прочитать «БАБА», если ребёнок видит здесь «БЭАБЭА»? Складывайте буквы из проволоки, ниток, бусин, но называйте звуки, а не буквы (с йотированными гласными сложнее, но и тут придёт позже понимание).
Что касается письма и математики: не стоит учить ребёнка писать цифры и буквы. Для развития мелкой моторики штрихуйте, обводите, раскрашивайте, как можно больше вырезайте ножницами, лепите из пластилина, играйте с бусинами/бисером/крупами. Представьте себе, дети первого класса часто впервые на уроке видят ножницы, как инструмент для резания и не знают даже, как правильно их взять.
Обучение до школы письму букв и цифр может вызвать отрицательный эффект: в школе детей будут переучивать, если изменились правила написания (а это сложнее, чем научить).
Рекомендую считать ступеньки, карандаши, сдачу (количество монет), решать простые предметные задачи. Учите считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10-20). Находите геометрические фигуры в предметах быта. Играйте в «что спереди», «что сзади», «что под», «что над» для ориентировки в пространстве, ищите правую и левую стороны, определяйте правую и левую руку, ногу, ботинок, варежку.
Хуже всего то, что большинство родителей в погоне за чтением, примерами и письмом не успевают просто говорить с ребёнком, читать ему сказки, наблюдать за окружающим миром. В итоге, дети не ориентируются в днях недели, порах года/месяцах. Не знают деревьев, цветов, птиц. Они не понимают, почему идёт снег/тает лёд. На мой взгляд, это – глобальная проблема старта обучения.
В школе неа понятия месяцев/пор года, например, отводится 1 урок и ребёнок в растерянности: он не может запомнить 16 новых слов в последовательности и взаимосвязи. Но ведь это важно! Говорите со своим ребёнком, играйте, показывайте теневой театр, пускайте кораблики по растаявшим ручьям, наблюдайте за тем, как распускаются цветочки, следите за прилётом/отлётом птиц. Не забывайте дать возможность ребёнку запечатлеть все эмоции с помощью красок. Расстелите на полу обои, выйдите за рамки шаблонов, пусть инструментами будут не только кисти, но и ладошки, пальчики, штампики из картошки, поролоновые губки – всё, что можно придумать и пустить в ход при рисовании. Не стоит переживать из-за того, что ребёнок запачкается, важнее та улыбка, которую вы сможете увидеть в процессе такого творчества!
Относительно подготовки к школе в различных центрах: скажу сразу, я не замечала среди тех моих учеников, которые посещали центры, и тех, кто их не посещал, но ходил в детский сад, разницы. Правда! Центр – полезен, конечно, если в нём нет насилия над детской природой (задания домой на «выучить», «написать», «решить»), и если в нём есть возможность проявить себя, научиться работать в команде, усовершенствовать творческие, спортивные умения (но всё это должен хотеть делать ребёнок, не мама или папа).
Если ваш ребёнок не ходил в детский сад, то ему необходимо научиться работать в команде, взаимодействовать. Центры развития в этом случае могут оказать неоценимую помощь. Но, возможно, спасением станут именно «развивайки» на базе школы, куда планируете в последующем отдать ребёнка: вопросы адаптации к школе тогда будут гораздо легче решаться и не встанут острой проблемой в сентябре.
Я понимаю, что у родителей будущих первоклассников вопросов гораздо больше, чем ответов на них. Главное: сами верьте в то, что все решаемо. Пожалуйста, не вешайте на своего ребёнка собственных ярлыков (я не знал математику в детстве, куда уж ему и не обсуждайте при детях педагогов (это вообще запретная тема).
Подарите ребёнку праздник школьной жизни!
Ещё интересные материалы:
![]() |
Почему дети правят миром? |
![]() |
Деньги и дети: управление финансами |
![]() |
Что не стоит обсуждать с детьми?
|
Отличная статья! Читала, думая о том, с чем бы не согласиться,… так нет же… солидарна😉😃
Друзья, статья правильная по многим позициям. Однако, чтобы не было перекосов, о которых говорит автор (элементарное незнание окружающего мира и т.д.), необходим пересмотр программы дошкольного и начального образования, чтобы была преемственность при переходе в 1 класс. Немного упрощён подход к обучению чтению до уровня житейских навыков, хотя есть отличные легкие методики, посильные родителям. Например, нашего белорусского автора Л.П.Царевой «Мама, научи читать». Да, и сводить подготовку к школе на базе только школы, в которую пойдут дети, по-моему, некорректно. У родителей есть выбор в виде как государственных, так и частных центров. А в этом вопросе не обойтись без отзывов довольных клиентов.
Всем желаю мира и добра!✌️