Зачем ребёнку выполнять исследовательские работы?

Автор: эксперт проекта Светлана Иванюшина

В последнее время стали очень популярны конкурсы исследовательского характера. Причём эти проекты предназначены не только для старшеклассников. Но что могут исследовать или изобрести дети? И вообще, все велосипеды давно изобретены. Зачем это? Когда это? Для чего? Поверьте, такие вопросы задают себе и родители, и многие педагоги, но дети — никогда!
Факультатив по исследовательской деятельности – любимый урок у моих воспитанников. Однако, всё по порядку.

Исследование, как его видят взрослые, и исследование глазами ребёнка – это разные вещи. Ведь всё то, что взрослому кажется очевидным (реакция соды и уксуса на кухне, сила трения и другое) для ребёнка – открытие. Дети по своей природе исследователи. Им нравится открывать новое, делать выводы, проводить эксперименты, опыты. Но сама прелесть исследовательской работы иногда уничтожается условиями конкурса: оформлением текстовой части работы, стенда, подготовкой доклада. Как сделать этот процесс приятным и полезным? Как не навредить, а заинтересовать?

Делюсь опытом:

Шаг 1. Сложные термины: методы, цели, задачи, гипотеза, выводы… Не стоит объяснять их излишне теоретизированно. Ребёнок сам поймёт, проникнется этими понятиями, если они будут включены в занятия. Дома или в школе?
Мы с учениками знакомимся с этими терминами на факультативе. В ходе исследовательской и экспериментальной работы. Для этого я разработала свои «Дневнички исследователя», где на страничках есть и новое слово, и упражнения по его введению, разъяснения и закрепление понимания смысла.
Например, по работе с методами я предлагаю детям визуальные «запоминалки» и упражнения, где они выбирают нужный для ответа на вопрос метод

При работе с понятием «Гипотеза» мы упражняемся с тем, что есть под рукой. Например, с магнитом:

Детям предлагается дома самостоятельно сформулировать гипотезы по аналогии с теми, что отработаны в классе (например: «Если между магнитом и скрепкой поместить лист бумаги, скрепка примагнитится» или «Если между скрепкой и магнитом будет стекло – скрепка не примагнитится»).
Гипотезы на уроке формулируем обо всём: о завтрашней погоде, о том, что произойдёт или не произойдёт на переменке. И к концу занятия у ребёнка это слово вызывает улыбку и удовольствие, не вызывает паники по поводу: «А что такое гипотеза? Я не знаю!». В ходе простейших упражнений дети понимают, что гипотеза – это просто и интересно.

Какие ещё странички входят в состав «Дневничка исследователя», можно посмотреть по ссылке.

Шаг 2. Определение  направления для исследования.
Как правило, это самый сложный этап. Если задать в поисковике «Юный исследователь», выйдет множество ссылок. Чего только не изучают сегодняшние дети! А стоит ли повторяться, когда всё уже изучено? Вот на этот вопрос я прошу ответить детей. Они, в отличие от взрослых, не гуглят. Они просто решают, что им действительно интересно: растения, животные, сказки, физические явления, химические процессы. Часто у ребёнка уже есть увлечение, о котором он может рассказывать бесконечно, почему бы его не сделать темой исследования.
Вот только в какое русло повернуть тему – задача взрослого. Например, у меня девочки были в восторге от бабочек. Но ведь бабочки исследованы вдоль и поперёк. Предложила детям самим определиться. Их вопрос был отличным, исследовательским, детским. Да, они не открывали Америку, но придумали своё направление: «Кто и для чего раскрасил крылья бабочек, сделав их разными». Изучили всё о крыльях, форме, раскраске, предназначении. Придумали, где ещё можно использовать свойства крыльев бабочек – вот и получилась замечательная работа, которая оставила довольными всех участников.

Шаг 3.  Важно составить план. С чего начать? Что делать дальше? Как использовать полученные знания? Что можно создать/проверить/придумать на основе исследования?

Сначала определяемся с целями: для чего всё это надо? И с задачами: какие шаги будем делать для достижения цели?
А дальше работаем с теоретическими сведениями. Где их может черпать ребёнок? В интернете, книгах, у взрослых, в фильмах и видео, на рисунках.
Важно помнить о вероятности недостоверной информации (например, ещё совсем недавно популярностью пользовался ролик о воде, которой говорили приятные и неприятные слова, который оказался псевдонаучным). Именно на этом этапе важна помощь взрослого: мягкое и ненавязчивое сопровождение, подсказка. На какой сайт заглянуть? Где узнать? Как проверить?

Что дальше? Обобщить, систематизировать, провести необходимые опыты, эксперименты, опросы, сделать выводы. Затем важно продумать, для чего будет полезно это исследование. Возможно, найдётся для него некое практическое применение. И приступить к его реализации. Может, это будут поделки из вторсырья, возможно, это будут макеты/модели/схемы. Всё зависит от темы, цели и задач.

Шаг 4. По окончанию исследования обычно, наступает самый неприятный для взрослых момент: оформление. Взрослые, идя своим научным путём, выбирают слова и рисунки для работы исходя из их, взрослой, позиции научности, точности. И в этот момент часто случается «разрыв». Детское исследование и работа, свёрстанная взрослым, могут быть совершенно непохожими друг на друга. Как быть? Здесь мне помогает диктофон (или видео). После каждого этапа третьего шага дети уже обмениваются опытом, делятся друг с другом (или со взрослым) информацией о достижениях (открытиях). Это подготовка к дальнейшей защите. Я предлагаю детям фиксировать всё, что они исследовали, что узнали, что получилось, в виде пиктограмм:

Таким образом информация систематизируется, запоминается, выстраивается последовательность (здесь может вмешаться и взрослый, направив ход мыслей и изложения, подсказав то, на что ребёнок не обратил внимание).
Когда же готова полная «пиктокартинка» исследования, записывается именно детский текст: его теория, его понимание практики. И вот по этой записи можно начать оформлять работу. Как правило, 5-минутного видео с рассказом ребёнка о работе достаточно, чтобы оформить полностью документ, который необходим для конкурса. Если же исследование не предназначено для оформления а идёт просто для развития ребёнка – это уже и есть верхняя ступенька, выше которой будет только оформление стенда. Детскими усилиями (рисунками) или взрослыми (распечаткой и фото) – решать вам.

Шаг 5. Собственно публичная защита своей работы. Она необходима детям: и тем, кто готовит работу для конкурса, и тем, кто исследует ради развития, для удовольствия. Почему? Умение публично выступать – одно из основных умений современного общества. А такая детская тренировка – большой вклад в будущее.

Здесь со мной могут не согласиться многие коллеги, но я выскажу свое, абсолютно субъективное мнение. Публичный доклад должен быть детским. Пусть он будет немного сбивчивым, со слегка «хромыми» фразами (хотя, этого можно избежать на этапе создания пиктограмм). Но он будет понятным ребёнку, логичным для ребёнка, и именно этим ценным. Но для многих гораздо проще написать красивый текст, дать ребёнку его выучить и позволить проявить артистизм. Возможно, слушать выученные стройные слова и приятнее взрослому уху. Но будет ли это детским исследованием – вопрос.
Есть «золотая середина»:  текст, составленный ребёнком, и откорректированный с его согласия взрослым. И после этого заученный. Но мне ближе живая речь. Повторюсь, это субъективно.

И ШАГ 6. Собственно, награда за труд – обыкновенная грамота Юного исследователя, где указано, над какой темой работал юный учёный. Просто, но приятно. Не важно, было ли это выступление на классном часу перед одноклассниками или на конкурсе перед жюри. Получилось всё так, как задумывалось, или ребёнок растерялся. Был проделан большой путь, финальной точкой которого является обычная для взрослых и такая важная для ребёнка грамота.

Но, чаще всего, это совсем не финальная точка. В большинстве случаев это многоточие, которое уже в скором времени превращается в запятую и рождает множество новых идей и задумок для детских исследований.

Дерзайте и исследуйте – столько интересного вокруг! Не останавливайтесь на достигнутом, не погружайтесь в шаблоны! Снежинка, первые цветы, устройство авторучки, полёт воздушных шаров – всё это увлекает детей, побуждает их делать свои маленькие ежедневные открытия, наполняя их жизнь радостью познания. А, возможно, это подтолкнёт их и к собственному изобретению, ведь у огромного количества известных изобретений в мире авторы – дети.

Светлана Иванюшина

Ещё интересные материалы:

Родительское собрание: как быть услышанным?

Детские лагеря на весенних каникулах. Обзор.

Наказание — профилактика преступления. Или о том, как правильно наказывать, если…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *