Ритуалы завершения урока

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Конец урока приносит радость ученикам и учителю. Если занятие было интересным, то его завершение порождает желание вернуться в процесс обучения.  Если урок тянулся как резина, то его конец воспринимается как долгожданное освобождение после длительного заточения. Так или иначе, конец урока —  важная точка в учебном взаимодействии.  Ее можно поставить грубо, можно не ставить вообще, а можно сделать так, что из этой точки получится запятая. Рассказываю дальше, что учителю можно делать в конце занятия. Делюсь мыслями о том, как концовка урока влияет на прогресс учеников. Следуйте за мной дальше.

Традиционно в конце урока мы, учителя, даём домашнее задание, ставим оценки и прощаемся с учениками.  На открытых занятиях мы проводим рефлексию, улыбаемся и дальше снова даём домашнее задание, ставим оценки и прощаемся. Ничего особенного. Это просто заученная последовательность действий. Но можно делать по-другому.

Попробуйте:
— Вспоминать с  учениками всё, что делали на уроке. Просите своих учащихся перечислить виды деятельности, задания, темы на уроке. Это поможет им осознать тот объем работы, который был выполнен, а Вам даст намёк понять, какие задания были самыми запоминающимися. Как правило, то, что быстрее приходит на ум, было либо последним выполненным действием, либо самым запомнившимся. Как учитель английского, я прошу учеников использовать Present Perfect и называть, что мы вместе делали на уроке. Я даю своим ученикам еще один повод для тренировки грамматики, лексики и говорения.

— Просите учащихся оценить урок. Это может стать логическим продолжением предыдущего действия. После того как было воскрешено в памяти всё с урока, логично спросить, что было интересным, сложным, простым, скучным  или необычным на уроке. Учеников часто просят оценить себя, свои результаты, а здесь нужно оценить именно работу учителя по подбору материала. Я знаю, что для многих коллег  — это будет страшно, а  для кого-то вообще неприемлемо. Но мы ведь создаём уроки именно для учеников, поэтому слышать их мнение  — это естественно.  Создавайте доброжелательную обстановку и приучайте учеников к тому, что они могут высказывать своё мнение на уроке. Если что-то было скучным —  пусть скажут. Спросите у них, почему это было скучным. Есть шанс, что Вы получите ценный комментарий. Главное – это не бояться услышать критику.

—  Проведите рефлексию. Это классическая рекомендация для учителей. Есть много способов организации  рефлексии в конце занятия. У меня есть 2 материала на эту тему. Загляните, пожалуйста, сюда и сюда.


—  Проверьте, выполнены ли цели урока/критерии успешности/НаШтоБуЗу. Коллеги, вы знаете о том, что каждый урок имеет свои цели и задачи. Один из вариантов организации урока – это когда учитель сообщает ученикам, что они сегодня будут делать, чему нужно научиться, что нужно выполнить.  Педагог может написать на доске цели/критерии/НаШтоБуЗу, раздать их на листочках или просто сообщить информацию устно. В конце занятия логично снова прийти к этому и проверить удалось ли добиться поставленных целей. Вот как это можно сделать:
*раздать предложения с написанными фразами Я могу/Я понимаю/Я различаю…… (здесь учитель пишет то, чему ученик научился, что узнал на уроке) и попросить поставить галочку или плюс/минус возле них.
*озвучить еще раз устно цели урока для ученика и попросить поднимать цветную карточку в зависимости от своих ощущений.
*попросить учеников самостоятельно читать вслух предложения с целями и давать свои комментарии (для индивидуальной работы, или в мини-группе).
* попросить учеников нарисовать длинную стрелу, на одном из концов которой будет ноль, а на другой 100. Учитель озвучивает цель, а ученики обозначают на шкале точку, которая соответствует тому, насколько удалось добиться поставленной цели.

-Попросите учеников обратить внимание на своих соседей. Дать установку: вспомнить то, что делал партнер по парте  на уроке и выделить то, что достойно комплимента. Покажите пример: «Сегодня Маша очень быстро дала ответ на вопрос» или «Павел помог мне с уравнением». Попросите учеников озвучить свои комплименты. Это создаст доброжелательную атмосферу, поднимет самооценку и позитивно повлияет на важность каждого. Упражнение «Комплимент» требует тренировки. Это как навык. С течением времени  ваши ученики будут замечать больше деталей и говорить более обдуманные комплименты. Когда «Комплимент» в вашем классе будет работать легко, можно будет перейти на версию «Благодарность» (попросить учеников вспомнить, что было сделано на уроке и выразить, то за что они  благодарны своему учителю, одноклассникам на уроке).

— Давайте обратную связь. Многие учителя выставляют отметки, но отметка – это просто цифра, которая часто еще бывает и несправедливой или неадекватной для наших учеников. Приучите себя  ставить не просто оценку, а еще давать комментарий. Обратную связь можно давать не только тем, кому вы ставите оценку, но и тем, кому не даёте балл за урок. Как давать фидбэк разными способами, я рассказывала здесь. Загляните, чтобы выудить что-то интересное. Там же вы увидите, что вы можете научить своих учеников давать обратную связь друг другу самостоятельно, и тогда это будет работать как форма взаимооценки.

— Объясняйте домашнее задание.  Мы всегда верим в наших учеников и считаем, что самостоятельность и ответственность  — это то, что им присуще. Но, на самом деле, самостоятельность и ответственность  можно более успешно проявлять тогда, когда ты понимаешь, чего именно от тебя хотят и почему это важно.  Давая задание «параграф 15», вы искренне надеетесь, что ученик и так поймет, чего вы хотите. Задание «выучить стих» звучит очень однозначно.  Или нет? Может быть, задание «пересказать текст» выглядит простым в вашем понимании, но нужно встать на позицию человека, который учится и тогда мир заиграет другими красками. Когда ты учишься плавать, будучи взрослым, то ты расспрашиваешь обо всех нюансах своего тренера и где-то даже боишься, что делаешь что-то не то. Инструкции и дополнительные подсказки делают нас увереннее, поэтому объяснять, что именно вы хотите от учеников,  — это означает помогать им преодолевать трудности. Попробуйте попросить учеников в конце урока открыть вместе с вами учебник и посмотреть на задания, которые нужно выполнить. Спросите у них: «А как вы считаете,  с чего лучше будет начать это задание»? или «Где искать правило, которое поможет выполнить задание»? Давайте подсказки и комментарии даже там, где вам кажется всё просто. С течением времени вы уменьшите количество объяснений, но не забывайте о них в начале обучения.

—  Благодарите своих учеников за урок. Как правило, в ответ вы тоже услышите благодарность. Знать, что твоя работа  нравится, и она оценивается, —  это важно. Введите это в привычку и вам понравится.

Регулярное выполнение одного или нескольких (а может даже комбинирование) этих действий приведет к определенным результатам:
1) Вы увеличите чувство осознанности своих учеников.
2) Вы улучшите психологический климат в классе.
3)  Вы станете более открытым к своим ученикам, а они —   к вам.
4)  Вы повысите их мотивацию к учению.
5)  Вы поможете им улучшить свои учебные показатели.

Мне нравятся все эти варианты завершения урока. Они выглядят как приятные ритуалы. Мы часто завершаем урок, потому что время подходит к концу, но окончание чего-то так же важно, как и начало. Я понимаю, что какой-то процент учителей скажет, что у них нет времени на то, чтобы выполнить всё по плану, а не то чтобы оставлять время на эти ритуалы. Я на это готова ответить, что во-первых, эти вещи дают результат и это уже того стоит. Я искренне верю, что ученики должны знать, что мы делаем на уроке, зачем мы это делаем и чётко осознавать свой прогресс. Финал урока  как раз позволяет ученику получить результат, сопоставить свои усилия с тем, что у него получилось.   Во-вторых, от учителя не требуется очень много времени. Достаточно 5-10 минут, чтобы поставить точку, которая будет работать на благо учителя и ученика. В-третьих, учитель – свободная птица, в руках которой есть время. Только вы чувствуете и понимаете, когда нужно завершить урок, просто сказав спасибо, а когда нужно раздать оценки с комментариями.  Я хочу, чтобы вы понимали, что у вас есть выбор.

Я верю в силу учителя и знаю, что уроки можно делать интересными и продуктивными даже при наличии  скромных ресурсов. Ритуалы завершения урока как раз с этим помогают.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

 SEL: социо-эмоциональный тренд

Когда твой ученик устал

Сказочный урок: как это?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *