Наивное искусство для не наивных людей

Знаете, почему я люблю народную культуру? Я люблю свою Родину. Но не только поэтому.  Народная культура – это больше, чем просто признание и уважение своего наследия. Это загадки, поиски, исследования и ценные открытия. Народная культура даёт доступ к сакральному, важному и часто тому, что уже затерто временем, но от этого не является менее ценным. Народная культура   — это клад и я хочу сегодня приоткрыть вам один из ларцов. Он называется iнciтнае мастацтва или по-русски наивное искусство. Это стиль искусства, который включают в народную культуру. Он достаточно обширный. В этом стиле создают скульптуры, арт-объекты, рисуют картины, иллюстрации и даже  строят здания. Я хочу показать вам наивное искусство в живописи и рассказать то, что сама открыла для себя в этом стиле. Рассчитываю, что вам будет интересно.

Это картины разных мастеров (Вольгi Ярэська, Елены Волковой, Валентина Губарева), которых объединяет наивное искусство. Они были написаны в разный период и представляют разную культуру.
Благодаря им можно  выделить  черты наивного искусства:
—  Двухмерное т.е. плоское пространство. (Хотя современные художники, работающие в этом стиле,  не всегда стремятся к этому).
—  Картина и то, как она нарисована, напоминает мультик или сказку. Чувствуется детскость.
—  Герои выглядят ненастоящими, часто с причудливыми чертами.
—  На портретах изображены  люди, которые смотрят прямо перед собой. Их глаза выразительны и как будто бы глядят именно  тебе в глаза.
—  Сюжет картины часто очень простой и  незатейливый.

Именно эти черты и сформировали мнение о том, что наивное искусство  — это творчество художников-самоучек или просто любительский вид народного искусства, который отражает сказочные сюжеты и что-то милое, смешное. Однако, это часть правды. Действительно, изначально в этом стиле писали те, кто не имел художественного образования. Например, Анри Руссо, Нико Пиросмани, Елена Волкова. Это произошло, во-первых, потому что в том же 19 веке не у всех был доступ к профессиональному образованию. Более  того, живопись которой обучали в академиях искусств, к примеру, — это была классическая школа, которая готовила художников по всем канонам. Поэтому  наивное искусство со своей детскостью и отрицанием художественных стандартов – это волна, которая зародилась среди тех, кто видел и чувствовал мир по-другому. А критики, ученые и те, кто пишет учебники с художественным образованием, конечно же, классифицируют его как любительское и искусство художников-самоучек. Что, кстати, можно уже сейчас опровергнуть, потому что современные создатели наивного искусства  — это уже не самоучки, а  художники с профильным образованием. Пусть визуально картины в стиле наивного искусства выглядят как что-то простое, рисовать в этом стиле берется далеко не каждый. Потому что здесь  не всё так просто…

Ключи к пониманию наивного искусства:
1) Детское, но не детское!
Зрители и часть авторов утверждают, что наивное искусство – это что-то детское, т.е. выглядит как будто бы ребенок это рисовал. Эмоционально картина нас тоже отправляет в детство. Я не буду отрицать это. Наоборот хочу сказать, что ДА, это «детское искусство». Вот только детство стоит воспринимать вот  так:  детство – это период, когда человек максимально естественен и время, когда он видит и воспринимает мир без выученных социальных стандартов и приобретенных убеждений. Т.е. это  чистый период. Время, когда ты максимально ТЫ.

Наивное искусство возвращает нас к этому периоду, т.е возвращает в начало. В беларуском языке мы говорим iнciтнае мастацтва. Инситный происходит от латинского in situ, что означает  «на месте», «в месте происхождения», «в естественной среде». Термин можно воспринимать как  «оригинальность, первоначальность».
Таким образом, инситное искусство возвращает нас к  детству, т.е. к себе первоначальному.


2) Не простое, а сложное!
Все картины этого стиля выглядят простыми для восприятия. Вот тебе котики, а тут  тебе красивые узоры, домики и еда. Всё понятно. Да, понятно, если смотреть на картину с позиции иллюстрации. Но, учитывая информацию о том, что инситное искусство возвращает тебя к первоначальному, здесь всё совсем не так просто.
Картинки, которые зритель видит, — это зашифрованные архетипы  и образы. У современных обывателей не всегда хватает знаний, чтобы их расшифровать. Но тут главное желание узнавать новое.
Вы можете часто увидеть эти образы на картинах наивного искусства:
—  Рыба   — символ христианской веры. Ассоциируется с именем Иисуса Христа. Может говорить о религиозности человека.
—   Волк —  оборотень, изгой, хищник. Намёк на состояние или положение человека.
—   Вода —  символ жизни.
—  Луна —  символ цикла, эмоций, интуиции.
—  Дорога —  символ движения, перемен.
и др.

Есть мнение, что образы на картинах часто личные. Даже если и так, они все равно  связаны с культурой, которой человек владеет. Анализируя «личное» можно выйти на общепринятые для той или иной культуры образы и расшифровать картину.

3) Не личное, а народное!
Я стремлюсь к идее, что наивное искусство  — это вид народной культуры. Народный  — значит  входящий в систему мировоззрения и взглядов какого-то конкретного народа. Каждая культура (если только это не глобализация) – это отражение личности народа. Глядя на картины художников наивного искусства из разных стран можно прочитать культурный код народа. Не весь, конечно, но что-то типичное и важное можно точно увидеть. Это, кстати, главное отличие  наивного искусства от других стилей. Если взять тот же импрессионизм или реализм, то там главное – техника. А в наивном  искусстве главное – использование  образов народа.  Я хочу показать, как это работает на примере  iнciтнага мастацтва  Беларусi.

Маляванкi (расписные ковры) – это пример наивного искусства беларусов. Маляванкi существовали в культуре несколько стран, но беларуские имеют свои отличия. Если вы посмотрите на беларуские маляванкi, то заметите, что все они имеют чёткую узнаваемую структуру. Например, для всех характерно наличие обрамления, которое подчеркивает четыре угла. Это художественное решение, но также здесь есть сакральный смысл: четыре угла = четыре стихии. Уважение стихий и жизнь в согласии с правилами общения с ними записаны в культуре беларусов. Чтобы убедить вас в этом больше, попрошу взглянуть на фольклорные песни, обряды вызова дождя, общения с землей и ветром, взаимодействием с водой.  Всё это доказательства.

Идём дальше. Часто на классических маляванках изображали цветы. Вы можете увидеть большой раскидистый букет с плодами, птицами по сторонам. Это тоже можно рассматривать как декоративный элемент, но также это отсылка к образу Мирового древа. Такой же мотив можно найти в декоративном искусстве  Древнего Рима. Просто загуглите и вы найдете примеры. Если вы хотите узнать, как предки беларусов связаны с Древним Римом, то переходите по ссылке и вы попадаете на материал «Культурный код беларусов». Там есть объяснение.

Еще хочу заметить, что наши маляванкi (в отличие от польских, например) никогда не содержали религиозных сцен. У нас часто присутствовали так называемые пасторальные сцены. Это очень красивая природа, где есть птицы, звери, вода.  С одной стороны, это выглядит как просто красивый декор, но, с другой стороны, это отсылка  к  теме рая или к микрокосмосу в нашей культуре. Предки беларусов находятся в гармонии с природой. Жить на своей земле, быть хозяином, почитать природу, уважать окружающий мир, принимать себя как часть природы – вот, что значит быть беларусом. Об этом иносказательно рассказывают старые маляванкi.

Если изучить картины инситного искусства художников из других стран, тоже можно открыть для себя сакральные принципы их культуры. Они не меняются с веками. Это заложенная основа. Понимая основополагающие вещи, проще ориентироваться в том, что происходит вокруг.

А еще инситное искусство за счет своей визуальной простоты и внутренней насыщенности можно и нужно внедрять в учебный процесс. Как учитель английского я хочу предложить несколько идей, как naïve art можно добавить на уроки.  Я составила список заданий для учителей.  Вы можете скачать их здесь. 

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

 Гербарий по-новому!

Ритуалы завершения урока

Детские лагеря на осенних каникулах в Минске и за городом 2022

Наивное искусство для не наивных людей: 3 комментария

    1. Здравствуйте, Мария.
      Есть несколько подходов. Страна «Белоруссия» , гражданин — белорус, прилагательное: белорусский.
      Страна «Беларусь», гражданин — белорус, прилагательное : белоруский
      Страна «Беларусь», гражданин — беларус, прилагательное: беларуский.

      Автор материала выбрала вариант «беларус, беларуска»

      1. Страны “Белоруссии“ не существует, поэтому существует только два последних варианта. И только третий правильный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *