Эмо-интеллект на уроках иностранных языков

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Отдаю в добрые руки умелому учителю 5 упражнений по развитию эмо-интеллекта для  уроков иностранных языков. При желании задания можно адаптировать  для внеклассных  и занятий по другим предметам.
Упражнение 1: Эмоциональное окрашивание текста
При работе с текстом или скриптом к аудио на текстовом этапе учитель предлагает ученику читать самостоятельно  и выделять все предложения, которые вызывают эмоции. Важно объяснить  и показать, что значит «вызывает эмоции».  Даём пример: «…больше всего в жизни эта девочка мечтала о собаке, но родители постоянно придумывали отговорки….». Учитель объясняет: «Я выбрала это предложение, потому  я понимаю девочку: у меня в детстве родители делали тоже самое. Я чувствую печаль из-за этого». Ученикам нужно сделать тоже самое.

Когда студент справится с выбором предложений,  нужно попросить зачитывать вслух фразы и объяснять, какие эмоции или воспоминания с ними связаны. Работу можно выполнять в парах, тет-а-тет с учеником или даже в мини-группе. Учителю нужно обязательно обратить внимание учеников, что выделять нужно все предложения, которые имеют связь с эмоциями (конструктивными или деструктивными).

С точки зрения методики это упражнение не только учит распознавать свои эмоции, но и связано с произносительным навыком, чтения и говорения. Если учитель даст готовые клише для ответа с определенными грамматическими или лексическими структурами, то можно сделать акцент и на эти навыки.
Упражнение 2: Эмоциональная маркировка текста
Это задание похоже на предыдущее, потому что оно тоже требует использование текста как основы.  Учитель тоже просит ученика читать и искать то, что вызывает эмоции. Только на этот раз учащемуся нужно читать и делать разметку в соответствии с символами:
?   возник вопрос, мне непонятно

—    не согласен

+  одобряю, поддерживаю

🙂  это смешно, забавно

🙁  это печально, грустно
Далее работа выполняется точно так же, как и в предыдущем упражнении: в парах/ группе/ индивидуально с учителем.

Упражнение 3: Решение проблемы от 3-го лица
Учитель создаёт сложные ситуации на основе той лексики и грамматики, которая на данный момент есть в активе у учеников. Затем просит учеников дать совет  герою ситуации.
Пример: «Я живу с соседями, которые периодически курят  на коридоре. Я понимаю, что это их право и они же не в квартире курят, но запах все равно проникает в дом. Я хочу их попросить не курить, но боюсь, что они обидятся и перестанут снимать со мной квартиру, а мне потом придётся либо переезжать, либо искать новых соседей, что достаточно долго. Не знаю, что делать. Помогите».

Учащиеся думают над решением ситуации и дают свои версии. Ответы помогают активизировать диалогическую и монологическую речь. К тому же, использование определенных грамматических и лексических конструкций вовлечет эти навыки.

С точки зрения эмо-интеллекта это упражнение учит решению проблем. Дело в том, что любую ситуацию всегда легче понять, когда ты рассматриваешь ее от 3-го лица. Если учитель объяснит это своим ученикам, то он даст им механизм для решения собственных проблем: запишите свою проблему как будто бы она произошла не с Вами,а  от 3-го лица, и потом спустя какое-то время напишите ответ-совет  этому человеку. Перечитайте   и это будет решение Вашей проблемы.
Кстати, еще один интересный нюанс затрагивает это упражнение. Люди очень любят давать советы, но эмо-интеллект учит не давать советы, когда тебя не просят. Только если тебя попросят о помощи, ты можешь ёё оказать. Во всех остальных случаях, этого делать не стоит. Внедряя в свою практику это задание, как раз это и можно рассказать ученикам, заодно спросив, почему не стоит давать советы, если тебя об этом не просили.  Кстати, коллеги, а как вы считаете, почему?

Упражнение 4: Перевоплощение
Чтобы научиться видеть одну и ту же ситуацию с разных сторон, учитель может предложить следующее задание: нужно перевоплотиться в определенного героя, представить его жизнь и рассказать о ней как будто это твоя собственная.

С самого начала важно сказать учащимся, что  в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Есть только то, что они чувствуют и как видят. Очень интересно давать одну и ту же ситуацию разным ученика и затем наблюдать за тем, как по-разному они могут их развивать. Также можно создать разные ситуации по одной теме.

Пример ситуации в рамках темы «Мигранты и иммигранты»: «Я иммигрант из Афганистана. Сейчас я нахожусь на территории Беларуси. Я  и мои дети живем в лагере уже 3 месяца. Все люди к нам очень добры, но мы не хотим здесь быть. Мой муж сейчас в Германии  и мы хотим поехать к нему, но это невозможно. Каждый день мы ……»

С точки зрения методики преподавания такое задание позволяет ученикам активизировать лексический запас, использовать изученную грамматику и, конечно же, задействует навык говорения. Ситуации также можно использовать для тренировки полилога и различных под-навыков говорения. О них, кстати, можно прочитать здесь.

Упражнение с перевоплощением подойдет для любой темы, если учитель будет самостоятельно создавать ситуации.  Чем чаще ученики будут практиковать это задание, тем больше шансов у них осознать, что нет единственно верной точки зрения или позиции. Любую ситуацию можно рассматривать с разных углов и чем больше этих ракурсов человек может рассмотреть, тем обширнее его взгляду предстоит картина. Умение видеть больше = возможность понять больше и тщательнее то, что происходит.  Какую прерогативу даёт человеку более обширная и полная  картина мира, вы, коллеги, можете догадаться сами.

Упражнение 5: Комплименты

Учитель предлагает ученикам завершить занятие или блок заданий с помощью фраз:
Я горжусь, что я…

Я хвалю себя, что я….

Я чувствую, что я…..

Моё достижение сегодня….
Как всегда, уместно продемонстрировать пример.
Это упражнение мотивирует учеников рефлексировать над своей учебной деятельностью, рассматривать себя с позитивной стороны и укрепляет обучение с помощью эмоций.  В каком-то смысле это практика осознанного подхода в обучении. Ты оцениваешь всё, что ты сделал и делаешь вывод о том, что ты чувствуешь по этому поводу. Но есть важный нюанс: в этом задании ученик осознанно утверждает конструктивные эмоции. Умение находить плюсы и позитивные аспекты в любой ситуации учит тебя так поступать всегда. Это простое правило, которое действует в жизни: ты находишь то, что ищешь. Поэтому есть смысл искать достойное для себя и работать над тем, как слабые стороны укреплять.

Методически данное упражнение позволяет натренировать определенные грамматические и лексические конструкции, а также активизирует навык говорения.


Упражнения на развитие эмоционального интеллекта хороши тем, что их можно использовать вне зависимости от уровня, возраста и темы.  Они отлично интегрируются в учебный процесс и быстро становятся любимчиками студентов. Коллеги, какие упражнения вы бы использовали в своём классе?

 

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

SEL: социо-эмоциональный тренд

Как расслабиться на уроке?

Учебный тур по рефлексии

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *