Домашнее задание: казнить нельзя помиловать

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Кто любит делать домашнее задание, тот, наверное, уже взрослый человек, которому повезло с учителем и кто объективно понимает важность и значимость того, что он делает. Во всех остальных случаях домашнее задание – это зло.  Ну, или, по крайней мере, это просто дома-а-ашка (читать унылым голосом), которую просто надо сделать. Наверное, мы утрируем. Может, спросим тех, кто обязан выполнять домашние задания изо дня в день?

Мы подготовили 3 вопроса, которые точно должны прояснить ситуацию с домашними заданиями в школе.

  • Какое домашнее задание было для Вас самым страшным? Опишите его, пожалуйста.
  • Какое было одним из самых смешных или интересных. Опишите его, пожалуйста.
  • Какое задание Вы бы хотели получить после новой темы на уроке, чтобы её можно было закрепить дома?

Отправили их школьникам из разных городов и были удивлены тем, что получили.

Андрей:
Если честно, я бы с радостью ответил на Ваши вопросы, но проблема в том, что домашние задания я делаю просто, как «нужно сделать» и такое не особо запоминаю.

Ульяна:
Я даже не знаю что ответить. Не было ни страшных, ни смешных заданий.

Подобных минималистичных ответов у нас много. Они все  про то, что ничего не приходит на ум, и намекают, что автор не желает обсуждать эти вопросы. Нас удивило то, как сильно отнекиваются школьники рассуждать о домашних заданиях.  И тогда мы начали  просто  ждать хоть один полный ответ, чтобы вдохновиться на разговор о домашнем задании. Благодаря ученику 11 класса мы его получили.

Даниил:
Самое страшное задание — то, о существовании которого ты узнаешь только на уроке. Если же я знаю о задании, то самым страшным является написание конспекта именно на проверку, т.к. учитель зачастую может снизить балл за отсутствие в конспекте информации, которая для ученика может являться очевидной и хорошо изученной. Так что да, конспекты на проверку являются самыми «напряжными».

 Обычно доклады на «свободную» тему из некоторой сферы являются самыми интересными, т.к я выбираю темы, из которых я знаю пару интересных фактов. Так  в процессе подготовки я углубляю свои знания по теме, и они лучше запоминаются.

 Думаю, задания по составлению таблиц являются одними из лучших для меня в плане запоминания и систематизации полученной информации. Можно четко записать и запомнить, что и как связано, если же я что-то забуду, достаточно найти интересующую строку, а не копаться в пласте текста с «водой». Но это лично для меня.

 

Ну, наконец-то хоть кто-то анализирует и осознаёт то, что делает. Хотя, глядя на картину целиком,  складывается ощущение, что учителя задают домашнее, просто потому что так надо, а ученики обязаны выполнить его как повинность.  А вдруг это так  и есть: домашка  — это просто НАДО и лишь в некоторых случаях, которые скорее являются исключением,  ученикам нравится делать то, что им задаёт учитель на дом? Ситуацию, наверняка, можно увидеть с разных сторон. Взглянём?

Домашнее задание – это повинность:

На каждом уроке учитель обязан задать домашнее задание. Если вдруг этого не происходит, то это подарок для учеников. К сожалению, такие презенты случаются редко, обычно по праздникам или просто по чистой случайности. В любом случае, они приятны и расцениваются как ученическое счастье. А всё потому что домашка – это повинность. Её надо делать, потому что так заведено: сходил на урок, выполни задание после него сам. По логике всё так и должно быть: тебе на уроке объяснили материал, вы попрактиковались вместе, и дома тебе учитель даёт возможность попробовать это самому, чтобы потом в классе проверить задание и закрепить еще раз тему. Также домашнее задание однозначно нужно, если педагог просит тебя дома в комфортной обстановке, где время не лимитировано, подготовить что-то творческое или исследовать тему глубже, чтобы представить потом результаты в классе. Вот если с такой стороны рассматривать домашние задания, то всё прекрасно. Но если бы так было.

Зачастую в домашнее  идут задания, которые ученику без помощи учителя выполнить сложно, или которые как будто бы тренируют твою  выносливость и неугасающий оптимизм.  Прочитайте самостоятельно правило и выполните упражнения; изучите новые слова и выучите их наизусть; прочитайте несколько параграфов и перескажите их; сделайте все упражнения на странице 10.  Возникает ощущение, что  учитель даёт столько заданий, как будто бы ничего кроме его предмета в жизни ученика не существует. Ну хорошо, допустим такой объем необходим. Но почему тогда это всё не проверяется на следующем занятии? Зачем выполнять задания, если на уроке «мы идём дальше» и непонятно правильно ты сделал или нет.  Зачем тратить время на заучивание куска текста, если тебя,  как всегда, не спросят? Неужели учителю самому нравится себя наказывать проверкой огромных  домашних заданий со всего класса, которые однажды он решает проверить?

Домашнее задание – это вера в ученика:
Учитель задаёт что-то на дом, рассчитывая на совесть учащегося, который должен понимать, зачем он учится. Тогда не возникает вопросов, почему нужно выполнять домашние. Учёба  — это в первую очередь для себя. Если учитель задаёт на дом, значит, надо делать, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Хорошо бы, чтобы ученики понимали, что они не единственные в этом мире. У учителя таких, желающих получить знания, много и выслушать всех и проверить после каждого урока домашнее задание каждого просто физически невозможно. Но это не означает, что проверять никто не будет. Проверка тетрадей проходит регулярно и отметки за работу дома тоже идут в журнал. Поэтому надо работать дома.

Домашнее задание – это забота родителей:

Контроль за выполнением домашних заданий лежит всегда на плечах родителей. Именно им пеняют за то, что ребёнок что-то не сделал. Тот факт, что задание может быть некорректно сформулировано или для его выполнения у школьника не хватает знаний или навыков, никого не волнует. Проблемы начинаются уже в средней школе, когда знания родителей существенно сужаются и помочь с английским и физикой уже не представляется возможным. В ответ на требования выполнять домашние задания регулярно и желательно правильно, единственное, что приходит на ум, — это репетиторы (сайты с готовыми ответами не в счёт).  Они же специалисты в своей области, берут нормальные деньги за свои уроки, значит, смогут  помочь с выполнением домашних заданий и  заодно помогут  ребенку догнать школьную программу.

 Домашние задания – это необходимость:

Самостоятельная работа нужна учителю и ученику. Первому, —  чтобы проверять свою эффективность, второму,  — чтобы учиться.  Мы, действительно, учимся, когда не просто что-то там слушаем, а когда на основе того, что нам рассказали или показали, сами пробуем что-то сделать. Домашние задания – это как раз та ситуация, когда ученик должен, используя материал с урока, попробовать самостоятельно  выполнить задание.

Домашнее задание – это важное звено, которое даёт отличный результат и в долгосрочной и краткосрочной перспективе, но только в том случае, если  учитель  даёт на дом то, что связано с занятием; то, что посильно;  то, что было объяснено. Если ученик в состоянии удовлетворительно или хорошо справится с домашним заданием, значит, педагог эффективно провёл занятие. Пусть результат самостоятельной работы ученика дома будет не идеальным.  Но на следующем занятии учитель проверит задание и еще раз на уроке отшлифует тему. Это необходимая последовательность для формирования навыков. Домашнее задание  — это не НАДО (читать занудным голосом) , это нужно.

Уважаемые читатели, а на какой стороне вы? Какой взгляд из прочитанных выше вам сейчас ближе?

Чтобы домашние задания не были наказанием:

Лично мы, коллектив авторов Nastavnica by, разделяем позицию тех, кто верит,  что домашнее задание может быть интересным, приятным и эффективным всегда.  Это в силах любого заинтересованного учителя. Предлагаем список действий, которыми пользуемся сами и которые советуем коллегам:

 — использовать принцип «Лучше меньше, но качественнее». Зачем задавать  большое количество упражнений, которые всё равно не сможешь проверить на следующем уроке и которые просто будут висеть грузом для всех?

объяснять, как делать домашнее задание. В конце урока есть смысл выделять время, чтобы объяснить, что именно требуется в упражнениях и как это можно выполнить.  Либо если учитель работает онлайн, то прописывать инструкции с пояснениями или делать видео с объяснением (с помощью программы захвата экрана) . Этот  вариант очень удобен. Можно сохранять все свои инструкции и в следующий раз, когда снова нужно будет вести этот класс, то можно будет просто копировать текст.

—  внедрять критерии для выполнения заданий. Это очень актуально по филологическим дисциплинам, но работает на всех дисциплинах.  Критерии или в белорусской версии НАШТОБУЗУ= на што буду звяртать увагу (прим. ред: взято из стратегии «Активной оценки») – это пункты, которые ученик изучает перед тем, как приступить к упражнению. Например, учитель даёт задание написать про свой рабочий день на английском языке. Критерии могут быть: 1) использовать настоящее простое время  (правило можно найти на стр.10 в учебнике или нашем конспекте) 2) использовать наречия частоты = слова типа always, usually  3) соблюдать порядок слов в утвердительном и отрицательном предложениях (можно найти на стр 12 в синей рамке) 4) использовать слова по теме (со страницы 13) 5) минимум 6 предложений.  Такие критерии учителю нужно создавать самому. Но опять-таки, один раз сделал, потом просто копируешь текст.

—  проверять домашние задания на каждом уроке. Если домашнее задание было создано по вышеописанным принципам, то оно может стать отличным инструментом для закрепления. Можно обменяться тетрадями и проверить друг друга по критериям, дав обратную связь друг другу по разным схемам (они здесь). После этого разобрать наиболее сложные моменты вместе, как говорится, у доски.  Можно подойти к проверке домашнего задания и по-другому: проверять фронтально и просить каждого исправлять ошибки, затем выборочно посмотреть тетради. Показать ученикам ответы на домашнее задание    — это нормально. Они в состоянии проверить себя сами. После этого, стоит дать шанс задать вопросы о том, что было непонятно, и потом, используя упражнения из домашнего, сделать мини проверочный тест.  Еще можно придумать  и другие способы регулярной проверки домашнего задания. Стоит только задаться целью.

—  научиться использовать домашние задания для совершенствования навыков. Если цель  учителя просто исправить ошибки и на этом всё, то это бесполезно. Ученик должен работать со своими ошибками. Смысл именно в этом. Как?  Ввести работу над ошибками.  Кстати, она может стать отличной частью урока. Учитель должен стремиться к тому, чтобы дать знания и сформировать навыки. Так почему бы не использовать для этого домашние задания и их проверку на уроке?

—  установить правила выполнения и не выполнения заданий.  Ситуации в жизни бывают разные. Иногда мы плохо себя чувствуем, иногда мы не в той обстановке, чтобы фокусироваться на заданиях.  Однако, если есть правила, то каждый знает, как поступить в ситуации разового невыполненного задания. С самого начала нужны правила, которые знают все.  Например, допускается не сделанное задание 1 раз, если  2 раза подряд – то это значит сделать задание и выслать скриншот его перед уроком, 3 раза подряд – это уведомление родителей и установка дедлайна срока сдачи всех заданий с отметкой в журнал. Можно придумать правила под себя.

—  понять и принять идею: домашнее задание – это так же важно, как и урок. Хорошо подобранная домашка может дать даже больший эффект, чем само занятие.

—  объяснить своим ученикам важность выполнения домашнего задания. Хвалить своих учеников за то, что они выделяют своё свободное время на работу дома. Мотивация и вдохновение всегда дают результаты.

 

Если мы вдохновили Вас высказать своё мнение о домашних заданиях, нам будет любопытно его прочитать. Оставляйте свои мысли в комментариях. Давайте обсуждать вместе!

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Что делать если …? (версия для родителей подростков)

Разговор о школе. На чьей стороне Вы?

Самообучение: тренировка обоих полушарий

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *