Почему современные дети не умеют учиться, не хотят ждать и с трудом переносят скуку – рассказывает Виктория Прудэй, врач — эрготерапевт из Канады.
Я эрготерапевт*. Я много лет работаю с детьми, родителями и учителями. И я вижу, что современные дети становятся все хуже и хуже во многих отношениях.
Я слышу практически одни и те же жалобы от преподавателей и родителей, с которыми встречаюсь. И, как профессиональный терапевт, я наблюдаю устойчивое снижение социальной, эмоциональной и учебной активности у современных детей и резкое увеличение числа детей с пониженной обучаемостью и другими нарушениями. Родители и учителя постоянно сталкиваются с новыми проблемами.
Ни для кого не секрет, что наш мозг податлив. Окружающая среда активно влияет на него, поэтому именно благодаря ей мы можем сделать наш мозг «сильнее» или «слабее». Я считаю, что, несмотря на все наши лучшие побуждения, мы развиваем мозг наших детей в неверном направлении.
Потому, что:
1. Дети получают все, что хотят, и когда хотят
«Я хочу есть!» – «Сейчас куплю тебе что-нибудь». «Я хочу пить». – «Вот автомат с напитками. Выбери, что хочешь». «Мне скучно!» – «На мой телефон/планшет».
Способность подождать с удовлетворением своих потребностей – это один из решающих факторов будущего успеха. Мы очень хотим сделать наших детей счастливыми, но, увы, делаем их счастливыми только в настоящий момент времени и несчастными – в их будущем.
Умение отложить удовлетворение своих потребностей даёт возможность жить и работать в состоянии стресса.
Наши дети же становятся менее подготовленными к преодолению даже незначительных стрессовых ситуаций, что по итогу становится серьёзным препятствием на их пути к собственному успеху.
Мы постоянно становимся свидетелями того, что дети не могут отложить удовлетворение своих желаний в классе, торговых центрах, ресторанах и магазинах игрушек. Всем прекрасно знакома реакция уже не малышей на родительское «Нет», потому что родители ещё в раннем детстве приучили своего ребёнка немедленно получать всё то, что он хочет.
2. Ограниченное социальное взаимодействие.
Мы постоянно заняты чем-то важным, поэтому и даем детям гаджеты, чтобы они тоже были заняты. Если раньше дети играли на улице, где в естественных условиях развивали свои социальные навыки, то сейчас гаджеты заменили детям прогулки на свежем воздухе. А ещё технологии сделали родителей менее доступными для собственных детей.
Телефон, в котором «сидит» ребенок, не научит его общаться. Это должны сделать взрослые, причём на собственном примере! У большинства успешных людей хорошо развиты коммуникативные навыки. Это приоритет!
Мозг, как и мышцы, обучается и тренируется. Если вы хотите, научить ребёнка ездить на велосипеде, вы учите его кататься. Если вы хотите, чтобы ребенок умел ждать, его надо научить терпению. Если вы хотите, чтобы ребенок научился эффективно общаться, необходимо социализировать его. То же самое относится к любым другим навыкам. Разницы нет!
3. Бесконечное веселье
Мы сами создали для наших детей искусственный мир. в котором просто нет скуки. Стоит лишь ребёнку затихнуть, мы бежим его развлекать, потому что иначе, как нам видится, мы не исполняем свой родительский долг. Плохими родителями быть мы не хотим, поэтому и живем в двух разных мирах: дети в своем «мире веселья», а взрослые — в «мире работы».
Почему дети не помогают нам на кухне или в прачечной? Почему они не убирают свои игрушки?
Это простая монотонная работа, которая тренирует мозг работать без «выключений» во время выполнения скучных обязанностей. Это та же самая «мышца», которая требуется для обучения в школе.
Когда дети приходят в школу и наступает время освоить письмо, но они говорят: «Я не могу, не справлюсь, это слишком сложно, слишком скучно». Почему? Потому что работоспособная «мышца» не тренируется бесконечным весельем. Она тренируется только во время простой достаточно однообразной работы. Обычной простой домашней работы.
4. Технологии
Гаджеты уже давно стали бесплатными няньками для наших детей, но за эту помощь нужно платить. Мы расплачиваемся нервной системой наших детей, их вниманием и способностью отложить удовлетворение своих желаний.
Повседневная жизнь по сравнению с виртуальной реальностью скучна. Поэтому, когда дети приходят в класс и сталкиваются с обычными голосами людей и рядовыми визуальными образами, в противовес графическим взрывам и спецэффектам, которые они привыкли видеть на экранах, им становится скучно!
После часов, проведённых в виртуальной реальности, детям все сложнее становится обрабатывать информацию в классе. Ведь они уже адаптировались к высокому уровню стимуляции, который предоставляют видеоигры. Так дети теряют способность обрабатывать информацию с более низким уровнем стимуляции, и это ощутимо снижает их способности решать учебные задачи.
Технологии и эмоционально отдаляют нас от наших детей и наших семей. Эмоциональная доступность родителей – это основное питательное вещество для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем наших детей этого.
5. Дети правят миром
«Мой сын не любит овощи». «Ей не нравится рано ложиться спать». «Он не любит завтракать». «Она не любит игрушки, но хорошо разбирается в планшете». «Он не хочет одеваться сам». «Она ленится есть сама».
Это то, что я постоянно слышу от родителей. С каких пор дети диктуют нам, как их воспитывать? Если разрешить им делать то, что они хотят, все, что они будут делать – есть макароны с сыром, пирожные и пить колу, смотреть телевизор, играть на планшете и никогда не будут чистить зубы и ложиться спать.
Разве мы помогаем нашим детям, если даем им то, что они хотят, а не то, что хорошо для них? Без правильного питания и полноценного ночного сна дети приходят в школу раздраженными, тревожными и невнимательными. Кроме того, мы отправляем им неправильное послание. Они учатся, что могут делать все, что хотят, и не делать того, что не хотят. У них нет понятия – «надо делать».
Большинство взрослых, к счастью, понимает, чтобы достичь наших целей в жизни, часто надо делать то, что необходимо, а не то, что хочется. Если ребенок решил, что хочет стать студентом, то ему нужно хорошо учиться, а не играть в онлайн-игры. Если он хочет быть футболистом, необходимо тренироваться каждый день, а не проводить часы у телевизора с банкой попкорна.
Большинство детей знает, чего хочет, но им тяжело делать то, что необходимо для достижения этой цели. И, если родители оставляют их без помощи, это приводит к недостижимым целям и оставляет детей разочарованными в себе и в мире.
Что же делать, чтобы дети получили все возможности для своего будущего успеха?
ТРЕНИРУЙТЕ ИХ МОЗГ!
Вы можете натренировать мозг ребенка и изменить его жизнь так, что он будет успешен в социальной, эмоциональной и академической сфере. Поступайте вот как:
1. Не бойтесь устанавливать рамки:
Они необходимы детям для того, чтобы вырасти счастливыми и здоровыми.
– Составьте расписание приема пищи, подготовки к занятиям, прогулок, отведите время для домашних дел, сна и гаджетов.
– Исходите из того, что хорошо для детей, а не из того, что они хотят или не любят. Позже они скажут вам спасибо за это.
– Воспитание – тяжкий труд. Вам придётся быть креативным, чтобы заставить их делать то, что хорошо для них, хотя большую часть времени это будет вовсе не то, чего им хочется.
– Детям нужны завтрак и нормальная здоровая пища. Им необходимо гулять на улице и ложиться спать вовремя, чтобы на следующий день прийти в школу готовыми учиться.
– Превратите то, что им не нравится делать, в веселье, в эмоционально-стимулирующую игру, в которой вы, родители, примете активное участие.
2. Ограничьте доступ к гаджетам и восстановите эмоциональную близость с детьми:
– Подарите им цветы, улыбнитесь, пощекочите их, положите записку в рюкзак или под подушку, удивите, вытащив на обед из школы, танцуйте вместе, ползайте вместе, деритесь подушками.
– Устраивайте семейные обеды или ужины, играйте в настольные игры, отправляйтесь вместе на велосипедную прогулку и гуляйте с фонариком вечером.
— Спрашивайте их совета, интересуйтесь мнением и просите помочь. Ребёнок не раз вас удивит, заметив то, что вы упустили, и предложив более простое решение сложного вопроса.
3. Научите их ждать!
– Скучать – нормально, это первый шаг к активному творчеству.
– Увеличивайте понемногу время ожидания между «я хочу» и «я получаю».
– Старайтесь не использовать гаджеты в машине и ресторанах. Научите детей ждать, беседуя или играя.
— Не позволяйте использовать гаджеты или читать во время еды.
– Ограничьте количество перекусов. Научите детей получать удовольствие от красиво сервированного домашнего обеденного стола и самого процесса еды.
4. Научите ребенка выполнять монотонную работу с раннего возраста, ведь это станет основой его будущей работоспособности:
– Складывать одежду, убирать игрушки, вешать пальто, распаковывать продукты, заправлять кровать.
– Будьте креативными. Сделайте эти обязанности веселыми и интересными, чтобы мозг ассоциировал их с чем-то позитивным.
— Обязательно замечайте и хвалите достижения ребёнка в плане самостоятельности, закрепляя желание поступать так и в будущем.
5. Научите их социальным навыкам
— Научите делиться, уметь проигрывать и выигрывать, хвалить других, говорить «спасибо» и «пожалуйста».
— Научите извиняться и предлагать помощь тем, кто в ней действительно нуждается.
— Научите понимать свои чувства и чувства других.
Исходя из моего опыта работы терапевтом, могу сказать, что дети меняются только тогда, когда родители меняют свои подходы к воспитанию. Помогите своим детям добиться успеха в жизни путем обучения и тренировки их мозга, пока не стало поздно!
ВИКТОРИЯ ПРУДЭЙ
*Эрготерапия — это область медицины, имеющая своей целью оказание помощи человеку в повседневной жизни, развитие, восстановление и поддержание навыков, необходимых при выполнении действий, важных и значимых для здоровья и благополучия данного индивидуума.
Ещё интересные материалы:
Выбираем детский лагерь на зимних каникулах 2018-2019 |
|
Поколение Z. Как их понять? |
|
Как и за что нужно наказывать?
|