Настоящее и будущее онлайн-курсов

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

«EdTech Space 2017: осень» — одно из самых интересных событий, посвящённых онлайн обучению, — его трендам и проблемам, состоялось 21 ноября 2017 в Москве. По подсчетам организаторов его посетило более 2000 человек.

Мероприятие прошло в формате многочасовой онлайн-конференции с участием признанных практиков онлайн обучения и экспертов IT-отрасли. Услышать об искусственном интеллекте, технологии блокчейн, адаптивных онлайн-курсах и особенностях внедрения технологий можно было из уст тех, кто, действительно, видит взаимосвязь между словами «онлайн» и «обучение». Программа конференции была очень разнообразной и вызывала жаркие дискуссии в чате среди участников. Прозвучало много интересных мыслей от спикеров. Одна из них: есть мнение, что будущее системы образования и обучения в целом — не за партами, книгами и тетрадями, а в цифровой среде. Спикеры конференции пытались это доказать, публикуем лишь небольшую часть интересных тезисов и выводов, подтверждающих это.

Учитель будущего – это «Сократ» среди гаджетов и технологий:
Онлайн обучение — это не новинка, которую нужно отдельно рекламировать. Уже очень давно такой формат практикуют мировые образовательные площадки. Записаться на онлайн-курсы стало так же легко, как и купить хлеб в магазине. Можно даже утверждать, что многие уже «наелись» виртуальным обучением и от безысходности снова вернулись за парты. Онлайн-курсы, сейчас дают абсолютно всем доступ к информации, которую можно конвертировать в знания. Казалось бы, бери и учись! Но это не работает. Дело не в том, что у человека нет силы воли или желания заниматься.
Есть несколько объективных причин:
1) большинство онлайн-курсов, которые сегодня предлагаются, — это просто оцифрованные лекции. Причем не всегда в качестве лектора выступает тот человек, который, действительно, вовлекает в обучение и увлекательно доносит материал.
2) сам онлайн-курс построен так, что это просто передача информации посредством интернета, а не формирование навыков и умений.

В связи с этим возникает вопрос:
«Каким должно быть эффективное онлайн обучение»?

По мнению экспертов конференции «EdTech Space 2017» онлайн-курсы должны быть максимально студенто-центрированными и индивидуализированными. Виртуальный ученик должен иметь гибкий курс обучения с максимальным уровнем вовлечения. Простыми словами это означает, что ты получаешь знания, когда и где тебе удобно. Ты не являешься пассивным слушателем. Ты даешь обратную связь и получаешь ее от своего куратора, ты возвращаешься в любое время к теме, которую нужно повторить или наоборот ты ускоряешься, если чувствуешь, что тебе очень легко. Ты сам выбираешь, как тебе заниматься, и твой виртуальный педагог или компьютерная система помогают тебе в этом.

С точки зрения преподавателей, чтобы обучение в цифровой среде давало результаты, нужно к современным технологиям добавить методические принципы. В идеале мы должны прийти к тому, чтобы технологии заменили преподавателя не в плане человека, который сообщает новую информацию, а в плане обучения навыкам. К слову, роль учителя, который использует современные технологии, должна поменяться. По сути, педагог должен быть современным Сократом. Помните, во времена Древней Греции этот великий философ бродил по саду со своими учениками, наставлял их и мотивировал. Так вот и «педагог будущего» — это ментор, который дает обратную связь, вдохновляет и помогает идти вперед. Это станет возможным, если учитель будет использовать программы и приложения, которые будут сообщать новую информацию и

проверять ее понимание, доводить навыки до автоматизма и фиксировать прогресс ученика. В каком-то смысле, учитель превратиться из попугая в интеллектуального ментора.

Кому нужно онлайн обучение:

Идея онлайн образования не в том, чтобы научиться всему, сидя дома в интернете, а в том — чтобы рационально использовать время для повышения своей квалификации. Вот пример: вы никогда не научитесь делать хирургические операции онлайн, но вы сможете в удобном для вас месте качественно заучить алгоритм, который потом будете применять на практике. Причем вы не будете тратить время на дорогу в образовательное учреждение. Вы будете там, где вам удобно и когда вам удобно, чтобы учиться.

Поэтому онлайн-курсы – это отличная альтернатива для тех, кто хочет повысить свой уровень, приобрести новые знания и навыки, но не готов тратить на это львиную долю своих дней.

Но нужно понимать, что, что в зависимости от того, что нужно усвоить, онлайн-курсы будут предлагать разные формы работы. Это может быть и работа с личным тьютором (учителем), и пиртупирчекинг (онлайн взаимодействие с другими участниками учебного процесса) и ассессмент (оценка знаний) и выполнением проектных работ, и др. Поэтому нужно быть готовым к коммуникации, выполнению поставленных целей и участию онлайн!

Будущее в онлайне:

Технологии развиваются быстро и это уже аксиома. IT-сфера сможет сделать образование и обучение более эффективным, вопрос в том, кто и как этим сможет воспользоваться. Уже сейчас у Apple есть приложение, которое может распознавать эмоции человека с помощью камеры и создавать анимированные стикеры на основании настроения. Можно полагать, что в будущем технологии позволят обучающимся даже через интернет выражать свои эмоции, чувства, а преподавателям – отслеживать настроение виртуальных студентов и в зависимости от этого выстраивать стратегию обучения.

Онлайн обучение будущего – это персонализированные курсы, которые будут учитывать цели и мотивацию каждого, возможности для занятий, предпочитаемые способы запоминания, и подбирать в зависимости от этого объем материала, уровень нагрузки и, возможно, даже лектора.

Послесловие от автора:
Лично мне очень хочется, чтобы образование и обучение стали более эффективными благодаря технологиям. Но, к сожалению, пока у нас наблюдается либо страх ко всему высокотехнологичному, либо неумение думать и пользоваться этим всем. Я верю, что это временное явление и мы сможем качественно обучаться онлайн. А что думаете вы?

Ещё интересные материалы:

Три тренда в обучении

Как запомнить то, что учишь?

Апгрейд для учителя английского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *