Ассоциации или рецепт для памяти и креативности

Автор: эксперт проекта Наталья Прокопович

Лауреат Нобелевской премии по литературе, колумбиец Габриэль Гарсиа Маркес утверждал: “Жизнь – не те дни, что прошли, а те – что запомнились”.

Если согласиться с этой мыслью, то надо запоминать всё, что с нами в жизни происходит. Но как же удержать в голове обыденность,  которая сопровождает многих из нас?

Один из способов — вести дневник, описывая изо дня в день состояние под названием “День Сурка” — это когда в жизни не происходит ничего нового, как у сурков в период зимней спячки. (Groundhog Day отмечается 2 февраля).

Другой выход — выбираться из повторяемости. Анатоль Франс говорил: “Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома”. К сожалению, сейчас мы не можем свободно путешествовать, так как частично находимся в режиме «Lockdown» — блокировки, изоляции.

Ещё один рецепт – это развитие эйдетической памяти. Слово «эйдос» в переводе с греческого языка означает «образ». В эйдетике используются нетривиальные образы, ассоциации, эмоции, что помогает не только без труда запоминать, но и генерировать яркие идеи.  “Неплоское” мышление ценилось всегда. Именно присутствием “выпуклых” образов лирика отличается от рифмовок. Считается, что эйдетической памятью обладали Тесла и Айвазовский.

И в наше время HR-менеджеры  (по-старому, это заведующие отделами кадров) при приёме на работу наряду со знаниями (hard skills), оценивают «гибкие навыки» (soft skills), включая уровень дивергентного мышления (оригинальность, гибкость, адаптивность, спонтанность,  ассоциативность). А в ближайшем будущем некреативные люди не смогут найти работу, так как всю рутинную работу будут выполнять роботы.

 

Метод звуковых ассоциаций – один из самых популярных в эйдетике. Французский художник Рене Бро сказал: «Обычный учитель объясняет сложности, а талантливый показывает простоту».    Поэтому вместо зубрёжки, которую В. А. Сухомлинский называл отупляющей, учителя часто используют ассоциации. Давайте посмотрим на примерах из английского языка как легко и просто можно запомнить слова:

chin – подбородок (чиновник гордо держит подбородок),

sleep – спать (глаза слипаются),

corner – угол (в углу икона),

mesh – петля (мешок завязали петлёй),

forgot – забыл (забыл  фагот),

muzzle — морда (измазал muzzle),

puddle — грязь, лужа (падал в грязь),

feline [ˈfiːlaɪn] — кошачий  (филин похож на кота),

dream — сон (дремать),

whistle — свистеть (висел и свистел),

tired — усталый (тает от усталости),

oak — дуб (окно из дуба),

skull — череп (скальп),

narrow — узкий (нора),

ship — корабль (корабль с шипами),

derivation — происхождение (деревенщина),

revert — возвращаться, обращаться (корень vert “вертеться”. Кстати, в русском языке «вертеться» и «время» – однокоренные слова).

Легко проводить ассоциации с именами и названиями:

(a) heel — пятка (пята Ахилла);

saturation — насыщение (Сатурн насыщен водородом);

“Horror Show”- шоу ужасов (хорошо). Может поэтому мы говорим “ужасно хороший, ужасно красивый”;

harm — вред (хам),

Pale Man – бледный человек или человек с белым лицом (пельмень),

afraid — бояться ( э, Фрейд или э, рейд / облава)

аddict — наркоман (Эдик),

eminent — знаменитый (Еминем – американский рэпер и актёр),

justice – справедливость (Джастин),

rim — обод (Рим. Колизей),

donkey — осёл  (Дон Кихот),

suntan — загорелый (Санта не загорает).

Часто, если слово заканчивается на – ash, — ush, то значит действие происходит быстро и жестоко:

smash – не только напиток, но и громить,

dash – не только тире, но и мчаться, сокрушать,

slash – не только косая черта, но и рубить, полоснуть,

gash – не только женщина в непристойном сысле, но и рана,

crush – не только красавчик или влюбиться (crush in love), но и деформировать.

Интуитивно понятны звукоподражания. Например,

bang – удар;

trumpet – трубить;

murmur – борматать;

roar – рычать;

mumble – мямлить;

rustle – шелестеть;

giggle – хихикать;

splash – брызги;

click – щелчок;

сlip — clop – цоканье,

а  значения tick-tock, ding-dong, super-duper, Okey-dokey очевидны и без перевода.

Нужно отметить, что “креативное” запоминание на ассоциациях часто фонетически неточное и может исказить значение исходных слов или фраз. Этот феномен называется мондегрин (Однажды ребёнок расслышал «And Lady Mondegreen» вместо «and laid him on the green» — «и положил его на траву»). Можно привести следующие весёлые примеры мондегринов. Так русскоязычные часто интерпретируют название песни All That She Wants «Всё чего она хочет» (хит шведской музыкальной группы Ace of Base) в “Овощевоз”. А фразу «Here we are now, entertain us» — «Мы здесь, развлекай нас» из Smells Like Teen Spirit «Повеяло юностью» (композиция американской рок-группы Nirvana) некоторые   слышат, как «Here we are now, in containers» — «Мы здесь, в контейнерах». А недавно в США во время интервью гонщика по имени Брендон, толпа скандировала “Долой Joe Biden”. Журналистка, чтобы спасти ситуацию, быстро придумала ассоциацию: «Они говорят «Let’s go (вперёд) Brandon». Многие люди между собой стали говорить Let’s Go Brandon, а смысл понятен.

Тренировать слухо-произносительные навыки помогает просмотр видео с субтитрами. Воздействуя на чувства, видеоролики позволяют запомнить манеру говорить, интонации, интересные фразы. Можно «смотреть» без изображения и представлять, что происходит на экране, можно перенести сценарий в другую эпоху и посмотреть, как трансформируется сюжет. Неплохие задания для развития креативности и критического мышления, не так ли? А попробуйте отключить звук и постараться понять и озвучить, что говорят с экрана и проассоциировать изображение с музыкой, а потом сверить свою версию озвучки с авторской. А вдруг окажется, что ваш вариант не хуже, а это не только повысит вашу самооценку, но, возможно, и вдохновит на создание собственного фильма или ведение своего влога.

Наталья Прокопович

Ещё интересные материалы:

Словообразовательные фокусы или средство от зубрёжки

Английские бонусы для белорусов

Wordplay or English is Easy Peasy!

 

 

 

 

Ассоциации или рецепт для памяти и креативности: 2 комментария

  1. Здравствуйте
    Я прочитала ваши идея они очень креативние и интересные . С вашего разрешения я буду их использовать в своих уроках.Заранее благодарю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *