Как, о чём и для чего говорить с ребёнком

Жизнь иногда складывается так, что со своими детьми в их детстве мы мало общаемся потому, что неинтересно нам, а в нашей старости — потому что неинтересно им. Как построить отношения так, чтобы сохранить доверие и уважение наших детей? На какие темы и как с ними нужно разговаривать?

Начнём с того, «как».  Вы когда-нибудь задумывались, чем на самом деле отличаются дети от взрослых? Самостоятельностью? Ответственностью? Развитием?

Вы же сами приведёте примеры «взрослых» детей и «застрявших в детстве» взрослых.

Дети, по большему счёту, отличаются от взрослых только наличием меньшего опыта действий в этом мире.

Именно поэтому существует возраст «почемучек», когда от родителей требуется максимальная концентрация на передаче теоретического опыта любопытствующему поколению, и возраст ершистых подростков, которым кажется, что ничего нового взрослы им рассказать уже не могут.

Если принять, что дело только в опыте, то рядом с вами уже с самого рождения находится личность.

Личность требует уважительного к себе отношения.
Вы сами, если придётся осваивать новую специальность, как отнесётесь к «отстань» в ответ на ваш вопрос? Поэтому и ребёнок, осваивающий новую специальность — жизнь в нашем мире, тоже ждёт от вас максимально понятных ему ответов и корректного поведения — с полным уважением к подрастающей личности.

Поэтому, если вы обнаружили у вашего ребёнка дедушкины глаза, мамины губы и папины ямочки на щеках, то это совсем не значит, что он будет любить рыбалку, как дедушка, обладать маминой страстью к пению и папиной любовью к гоночным болидам.

Наблюдайте за своим ребёнком, возможно его музыкальные способности — это обратная сторона математических, а лёгкость в усвоении иностранных языков — побочный эффект абсолютного слуха. Важны его, а не ваши, интересы и выбор способностей, которые он хочет и будет развивать.

Ребёнок должен пробовать и выбирать сам.

Разумеется, если вы хотите, чтобы он самостоятельно и ответственно прожил свою жизнь, помогая (а не мешая) в старости вам.
Принимайте его интересы (он же вам не указывает), помогайте разобраться, поощряйте, стимулируйте, не навязывая своих решений.
Уважение само по себе способно открыть многие двери, а уважение к собственному ребёнку — ключ к его сердцу и уму.

Когда дети хотят разговаривать со взрослыми?

В тех же случаях, когда и взрослые хотят общаться друг с другом: когда в ходе общения чувствуют свою важность и нужность.

Это когда вы смотрите на рисунок и искренне пытаетесь в нём разобраться и хвалите то, что можете искренне похвалить — пусть это будет подбор цветов, улыбка солнышка, единственная ровная линия и та заслуживает родительской (и учительской, кстати, тоже) похвалы.
Это когда мама говорит прибежавшему на кухню возбуждённому школьнику: «Я сейчас заканчиваю готовить, ты переодеваешься, потом мы садимся и говорим.» И выполняет сказанное. Причём больше слушает, чем говорит. И не читает нотаций, понимая, что перед ней — равный.

Понимаю, что сложно это, но на других условиях дети искренне общаться с родителями не станут. Они учатся выживать и адаптируемость у них в разы выше нашей. Они приспосабливаются к нашим требованиям, вырабатывая в себе качества, которые мы в них регулярно тренируем. И каждому родителю есть смысл обращать внимание на качества, которые он вырабатывает у своего ребёнка.

О самостоятельности у детей есть отдельная статья, но о том, как она развивается у детей, позволю себе напомнить.

Самостоятельность рождается там, где нет отрицания, а есть возможность принимать решения и их последствия самостоятельно.

А ещё — без чувства вины находить и исправлять собственные ошибки.

И обо всём этом надо с детьми разговаривать.

О чём вы разговариваете с человеком, с которым планируете провести ощутимую часть собственной жизни?

Обо всём. Или почти обо всём.
Вы сами задаёте вопрос,  когда Вам нужна информация, и вы наверняка рассчитываете на ответ. Ваш ребёнок поступает также.

Понятно, что вы не можете ответить на все его вопросы, но вы взрослый — значит в глазах маленького ребёнка почти бог, а бог не может чего-то не знать. Лучше не попадаться в ловушку собственного тщеславия, дети вырастают и меняют кумиров. Просто скажите, что пока не знаете ответа на его вопрос, и предложите найти ответ вместе в книге, интернете, спросить компетентного человека.  Так вы покажете ребёнку его важность для вас и научите находить ответы на свои вопросы.

И напоследок перечень тем, которые нужно обязательно обсудить с ребёнком в его детстве, чтобы ему было о чём с вами поговорить в вашей старости:

  1. Личностные ценности. Какие вообще ценности присутствуют в человеческой жизни. Откуда берутся и почему у разных людей разные ценности. Как могут меняться ценности на протяжении человеческой жизни.
  2. Материальные ценности. Почему материальные блага нужны людям. Какие способы их получения существуют. Какие способы допустимы и недопустимы в вашей семье. Почему.
  3. Религия. Что такое религия и зачем она нужна. Почему существуют разные религии.
  4. Семья. история вашей семьи и её традиции. Отношения между родственниками. Почему они именно такие, как есть.  Какие ещё бывают отношения в семьях.
  5.  Отношения с противоположным полом. Что, как, когда и почему.
  6. Устройство быта. Почему ваш быт устроен именно так, а не иначе. В каких ещё условиях могут жить люди. Почему.
  7. Финансы. Бюджет семьи. Откуда приходят и куда уходят деньги.
  8. Работа и учёба. Как выбрать занятие в жизни.  Почему оно должно быть по душе.
  9. Окружение. Как среда влияет на человека. Как правильно выбирать друзей.
  10. Смерть. Что происходит после смерти. Почему смерти не нужно бояться.

Помните, что ваш собеседник — полноценная личность, которая имеет такое же право на собственное мнение, как и вы.

И прежде, чем попытаться оборвать «бред» своего ребёнка и прочитать очередную нотацию, вспомните английскую поговорку:

Не воспитывай детей, они всё равно станут такими же как ты, воспитывай себя.

Ещё интересные материалы:

Как приучить ребёнка делать уроки? О том, как прививаются полезные привычки.

Девочки и мальчики : вместе, но по-разному
Синдромы сказочных героев. О несказочных комплексах реальных людей.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *