Жизнь иногда складывается так, что со своими детьми в их детстве мы мало общаемся потому, что неинтересно нам, а в нашей старости — потому что неинтересно им. Как построить отношения так, чтобы сохранить доверие и уважение наших детей? На какие темы и как с ними нужно разговаривать?
Начнём с того, «как». Вы когда-нибудь задумывались, чем на самом деле отличаются дети от взрослых? Самостоятельностью? Ответственностью? Развитием?
Вы же сами приведёте примеры «взрослых» детей и «застрявших в детстве» взрослых.
Дети, по большему счёту, отличаются от взрослых только наличием меньшего опыта действий в этом мире.
Именно поэтому существует возраст «почемучек», когда от родителей требуется максимальная концентрация на передаче теоретического опыта любопытствующему поколению, и возраст ершистых подростков, которым кажется, что ничего нового взрослы им рассказать уже не могут.
Если принять, что дело только в опыте, то рядом с вами уже с самого рождения находится личность.
Личность требует уважительного к себе отношения.
Вы сами, если придётся осваивать новую специальность, как отнесётесь к «отстань» в ответ на ваш вопрос? Поэтому и ребёнок, осваивающий новую специальность — жизнь в нашем мире, тоже ждёт от вас максимально понятных ему ответов и корректного поведения — с полным уважением к подрастающей личности.
Поэтому, если вы обнаружили у вашего ребёнка дедушкины глаза, мамины губы и папины ямочки на щеках, то это совсем не значит, что он будет любить рыбалку, как дедушка, обладать маминой страстью к пению и папиной любовью к гоночным болидам.
Наблюдайте за своим ребёнком, возможно его музыкальные способности — это обратная сторона математических, а лёгкость в усвоении иностранных языков — побочный эффект абсолютного слуха. Важны его, а не ваши, интересы и выбор способностей, которые он хочет и будет развивать.
Ребёнок должен пробовать и выбирать сам.
Разумеется, если вы хотите, чтобы он самостоятельно и ответственно прожил свою жизнь, помогая (а не мешая) в старости вам.
Принимайте его интересы (он же вам не указывает), помогайте разобраться, поощряйте, стимулируйте, не навязывая своих решений.
Уважение само по себе способно открыть многие двери, а уважение к собственному ребёнку — ключ к его сердцу и уму.
Когда дети хотят разговаривать со взрослыми?
В тех же случаях, когда и взрослые хотят общаться друг с другом: когда в ходе общения чувствуют свою важность и нужность.
Это когда вы смотрите на рисунок и искренне пытаетесь в нём разобраться и хвалите то, что можете искренне похвалить — пусть это будет подбор цветов, улыбка солнышка, единственная ровная линия и та заслуживает родительской (и учительской, кстати, тоже) похвалы.
Это когда мама говорит прибежавшему на кухню возбуждённому школьнику: «Я сейчас заканчиваю готовить, ты переодеваешься, потом мы садимся и говорим.» И выполняет сказанное. Причём больше слушает, чем говорит. И не читает нотаций, понимая, что перед ней — равный.
Понимаю, что сложно это, но на других условиях дети искренне общаться с родителями не станут. Они учатся выживать и адаптируемость у них в разы выше нашей. Они приспосабливаются к нашим требованиям, вырабатывая в себе качества, которые мы в них регулярно тренируем. И каждому родителю есть смысл обращать внимание на качества, которые он вырабатывает у своего ребёнка.
О самостоятельности у детей есть отдельная статья, но о том, как она развивается у детей, позволю себе напомнить.
Самостоятельность рождается там, где нет отрицания, а есть возможность принимать решения и их последствия самостоятельно.
А ещё — без чувства вины находить и исправлять собственные ошибки.
И обо всём этом надо с детьми разговаривать.
О чём вы разговариваете с человеком, с которым планируете провести ощутимую часть собственной жизни?
Обо всём. Или почти обо всём.
Вы сами задаёте вопрос, когда Вам нужна информация, и вы наверняка рассчитываете на ответ. Ваш ребёнок поступает также.
Понятно, что вы не можете ответить на все его вопросы, но вы взрослый — значит в глазах маленького ребёнка почти бог, а бог не может чего-то не знать. Лучше не попадаться в ловушку собственного тщеславия, дети вырастают и меняют кумиров. Просто скажите, что пока не знаете ответа на его вопрос, и предложите найти ответ вместе в книге, интернете, спросить компетентного человека. Так вы покажете ребёнку его важность для вас и научите находить ответы на свои вопросы.
И напоследок перечень тем, которые нужно обязательно обсудить с ребёнком в его детстве, чтобы ему было о чём с вами поговорить в вашей старости:
- Личностные ценности. Какие вообще ценности присутствуют в человеческой жизни. Откуда берутся и почему у разных людей разные ценности. Как могут меняться ценности на протяжении человеческой жизни.
- Материальные ценности. Почему материальные блага нужны людям. Какие способы их получения существуют. Какие способы допустимы и недопустимы в вашей семье. Почему.
- Религия. Что такое религия и зачем она нужна. Почему существуют разные религии.
- Семья. история вашей семьи и её традиции. Отношения между родственниками. Почему они именно такие, как есть. Какие ещё бывают отношения в семьях.
- Отношения с противоположным полом. Что, как, когда и почему.
- Устройство быта. Почему ваш быт устроен именно так, а не иначе. В каких ещё условиях могут жить люди. Почему.
- Финансы. Бюджет семьи. Откуда приходят и куда уходят деньги.
- Работа и учёба. Как выбрать занятие в жизни. Почему оно должно быть по душе.
- Окружение. Как среда влияет на человека. Как правильно выбирать друзей.
- Смерть. Что происходит после смерти. Почему смерти не нужно бояться.
Помните, что ваш собеседник — полноценная личность, которая имеет такое же право на собственное мнение, как и вы.
И прежде, чем попытаться оборвать «бред» своего ребёнка и прочитать очередную нотацию, вспомните английскую поговорку:
Не воспитывай детей, они всё равно станут такими же как ты, воспитывай себя.
Автор: Оксана Терляева
Ещё интересные материалы:
Как приучить ребёнка делать уроки? О том, как прививаются полезные привычки. |
|
Девочки и мальчики : вместе, но по-разному | |
Синдромы сказочных героев. О несказочных комплексах реальных людей. |