Начальная школа: Клуб для родителей

Научиться понимать людей вокруг тебя – это мой ответ на вопрос: «Какую суперспособность ты бы хотела иметь?»  Я уверена, что если взглянуть на человека с позиции «изнутри», а не со стороны, то можно увидеть совсем другую жизнь.  Понять другого человека означает открыть для себя новую планету. Очень хочется  видеть больше, чтобы принимать более взвешенные решения, чтобы не идти на поводу эмоций. Наверное, этому умению понимать других нужно где-то специально учиться?
К моему счастью, для ответа на этот вопрос Вселенная прислала мне мою коллегу Веронику Юхновскую, завуча одной из школ в Минске. Мы встретились с Вероникой, чтобы поговорить о её проекте, а в результате я получила ответ на свой вопрос.
Вот, как  всё было.

Я узнала, что Вероника Николаевна Юхновская, заместитель директора по учебной работе в средней школе №36 г. Минска, реализовала вместе со своей командой (в ней: учитель начальных классов Шейман Екатерина Валентиновна, учитель начальных классов, отличник образования, Прохорова Ольга Васильевна и педагог-психолог Котикова Екатерина Ивановна) уникальный проект —  клуб для родителей «Учимся вместе». Идея великолепная.  Так думаю не только я, но и Мингорисполком, который  вручил коллегам грант  для дальнейшего развития их инициативы.


Клуб «Учимся вместе» вырос из зернышка-идеи Вероники. По ее словам  каждый   жизненный этап давал ей что-то для его реализации. Придя работать в 36 школу, она смогла собрать всё воедино и вырастить из своих мыслей, наблюдений и наработок этот проект.

Вероника Юхновская:

«Я работаю в начальных классах, и соответственно я часто становлюсь свидетелем разных ситуаций взаимодействия с родителями.
Я помню, как-то пришёл один отец. В процессе обсуждения его вопроса он рассказал нам, как  заставляет своего первоклассника читать, какие воспитательные меры принимает. Я слушала его, и в голове постоянно крутились мысли, что ему всё нужно было делать наоборот: не заставлять, а вдохновлять, не силой, а любовью.  Мы начали разговаривать об этом, и в какой-то момент он сказал: «Это же вы, учителя, заканчивали институты, университеты. Это же вас учили, как надо воспитывать детей, а меня никто не учил. Научите меня!»

Эти слова стали отправной точкой. Я поняла, что это именно то, что я всегда хотела сделать: рассказать и подсказать родителям, как можно лучше взаимодействовать с детьми. Я решила организовать клуб, где можно было бы в неформальной обстановке делиться знаниями. Конечно, коллеги делают похожие вещи на родительских собраниях.  Но я считаю, чтобы расположить человека к себе, нужна непринужденная обстановка. Клуб «Учимся вместе» базируется на 3-х китах: участие – только добровольное, темы – актуальные, обстановка – доброжелательная.

Мне интересны люди, которые не боятся реализовывать свои идеи. Но по-настоящему меня восхищают  именно те, кто идёт за своей идеей и вкладывает в неё свой труд, время, терпение и любовь.
Только послушайте, что мне рассказала Вероника дальше.

Вероника Юхновская:

«Каждое лето я специально остаюсь работать в школе  в июне и июле. Именно в этот период большинство родителей подают документы в первый класс.  Для меня это очень важный период. Сначала, ещё в апреле,  я выступаю на собрании родителей будущих первоклассников, где  рассказываю об особенностях нашего школьного клуба. Потом, уже летом, я общаюсь с родителями каждого будущего школьника лично. Я интересуюсь запросами и ожиданиями от школы, приоритетами родителей в выборе первого учителя, программ обучения, особенностей каждого класса и школы в целом.  Моя главная цель  — с самого начала  выстроить доверительные отношения.

Во время общения я каждому рассказываю о клубе. Всем говорю, что наша первая встреча состоится где-то 15-го сентября и будет посвящена готовности к школе. Я объясняю, что клуб – это неформальная встреча родителей. Они увидят объявление о событии и нужно будет записаться, потому что количество мест  —  15 человек. Любопытно, что родители первоклассника всегда  удивляются, почему так мало мест, если родителей намного больше. Но я всегда объясняю, что это не лекция, где нужно сидеть и слушать. Я не заставляю приходить в клуб. Я приглашаю. Мы будем пить чай со сладким и общаться. Это встреча родителей, а не собрание. К каждой встрече готовится интерактив – задания и вопросы продумываются таким образом, чтобы каждый присутствующий мог принять участие в обсуждении, в игре, никто не остался в стороне.

В итоге  после нашего знакомства родители уходят с осознанием того, что в школе будут внимательно относиться к их чаду, и что мы, учителя,  заинтересованы во взаимодействии с ними.

Я скажу честно, что в самом начале развития проекта у меня на первую встречу записывались буквально 5 человек. Я совершенно не понимала, почему так, ведь все демонстрировали заинтересованность при первой встрече, а потом   —  как в воду канули уже на 2-й школьной неделе. Я даже просила своих коллег подсказывать некоторым родителям, что им есть смысл прийти на встречу клуба, ведь там будет обсуждаться как раз их случай.  Сейчас я уже понимаю, что это всё было так, пока клуб не набрал свою популярность, пока сарафанное радио не разнесло среди родителей убеждение, что наш клуб  — это  интересно, познавательно, душевно. Сейчас у меня родители заранее записываются  и иногда даже просят разрешить прийти на встречу их друзьям из другой школы, потому что у них такого нет, а «у нас есть, и это очень интересно». Я чувствую востребованность и вижу результат».

Опыт Вероники, мне кажется, уникален, ведь я не слышала, чтобы где-то родители так легко шли на контакт с учителем вопросах воспитания их детей и сами предлагали помощь и участие.  Часто чувствуется отчужденность и отстраненность мам и пап. Вероника это тоже чувствует  вот, что она мне сказала на это:

«Я чувствую оппозицию: родители vs школа. Как будто бы стенка на стенку. Я замечаю перекидывание ответственности. Они говорят: «Это ваша работа —  ваши дети». Мы им говорим: «Нет, это Ваши дети —  Ваша ответственность». Я не хочу, чтобы родители и учителя стояли друг напротив друга.  Должно быть партнерство, как особый тип совместной деятельности, который характеризуется  доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития».


Лучше и не скажешь. Школа – это партнер. Мне нравится эта идея. Если Вы тоже  чувствуете симпатию, читайте дальше. Вероника расскажет про внутреннюю кухню клуба «Учимся вместе».

Вероника Юхновская:
«У нас 3 первых класса. Из каждого всегда кто-то приходит на встречу. В итоге у нас получается 15 человек.

На первой встрече, посвященной подготовке к школе, я специально уделяю много времени, чтобы спросить каждого, как прошли первые  две недели  учёбы  и узнать, что они заметили в жизни ребенка. Каждый пришедший делится своими наблюдениями, возникшими вопросами или проблемами. Все слушают друг друга и постепенно  вовлекаются  в обсуждение.   Я вижу, как люди становятся более открытыми. Когда я чувствую их симпатию и интерес, я перехожу к обучающей части.

К каждой встрече в «Учимся вместе» я усердно готовлюсь. Я  бы сказала, что я  готовлюсь к клубу, как ни к чему другому. Я понимаю, что ко мне вечером придет мама, которая специально   нашла для  этого время. У нее есть желание узнать что-то новое. Мне нужно оправдать ее доверие. Если это не случится, то она просто больше не придет. Поэтому каждый раз я  придумываю то, что будет интересно и полезно  для  родителей моих учеников.

(В начале года с целью определения реальных потребностей в приобретении «родительских» знаний проводилось анкетирование, в котором приняли участие 180 законных представителей учащихся и 110 педагогов учреждений образования. Были разработаны анкеты с разными типами вопросов, которые позволяли оценить актуальность, востребованность родительского просвещения, перспектив его развития, а также запрос родителей по темам, связанным с формированием и развитием родительских компетенций. Результаты можно увидеть здесь).

Например, на первой встрече по обсуждению готовности ребенка к школе, я специально делаю игры и раздаточный материал. Вначале  я спрашиваю своих гостей, какие виды готовности они знают. Затем даю карточки  и прошу их рассортировать  согласно моему заданию. В  игровой форме и с визуальной опорой я даю родителям информацию  о том, что должен знать и уметь ребёнок к началу учёбы в школе, какие поручения ему можно доверить, мы вместе это обсуждаем, аргументируем свою точку зрения, приводим примеры из жизни своих детей.  Я обязательно объясняю, почему важно то, о чём я говорю и как это можно применить. У меня нет домашних заданий, но мне приятно, когда мои родители приходят на следующую встречу и объявляют всем, что сделали, изучили или заметили то, о чём мы говорили в прошлый раз.  Для меня такая обратная связь – это лучшее доказательство эффективности клуба».

Родительский клуб «Учимся вместе» существует уже 3  года  в 36-й школе.  По словам Вероники, за это время существенно снизилось количество обращений родителей к администрации школы с жалобами и проблемами.

Вероника Юхновская:
«Сейчас «Учимся вместе»  — это клуб для родителей первоклассников, но есть идея и запросы  сделать такие же встречи и для второклассников. Те, кто ходил ко мне весь первый класс, хотят приходить и общаться тоже. Тем более, что эти родители уже стали коллективом за время посещения клуба, не хочется терять эти отношения. Тем более, что их дети продолжают учиться в нашей школе, только стали на год старше. А это значит, что возникают новые вопросы и идеи по их решению.

Я всегда планирую встречу продолжительностью час.  Но вы не поверите! Мы сидим по три часа и общаемся. Мои родители не хотят расходиться в конце, но все же я благодарю всех, и мы завершаем.  Они уходят,  я обычно  навожу порядок, убираю со стола, складываю раздаточный материал возле окна и вижу, как они все еще весело щебечут возле ворот. В такие минуты я чувствую себя счастливым и немного уставшим человеком. Но, поверьте, это приятная усталость от выполненного с удовольствием большого дела.

И, пользуясь случаем, я бы хотела выразить благодарность родителям наших учеников  и коллегам, которые поддержали идею создания клуба «Учимся вместе». Сейчас я понимаю, что этот проект – это  не только их, но и моё развитие.  Благодаря этому клубу я полюбила родителей. Мне приятно с ними общаться. Я вдохновляюсь ими. Более того, я теперь всем учителям  рекомендую: «Посмотрите на своих родителей. У них есть много того,  чему можно научиться».

Но главное – это все-таки то, что я научилась  понимать их.  В клубе они  делятся тем, что для них важно, они открывают мне свою жизнь. А я их не просто слушаю, я пытаюсь  увидеть ситуацию их глазами и если нужно вместе  с ними решить их проблему, на их языке. Я помогаю им, а взамен они учат меня».

Татьяна Размыслович.

Ещё интересные материалы:

 Ритуалы завершения урока

Кому и зачем нужны библиотеки?

Сказочный урок: как это?

 

 

Начальная школа: Клуб для родителей: 1 комментарий

  1. ОЧЕНЬ жизненно-красивая и эффективная педагогическая инициатива, которая нужна и для взаимодействия учителей и родителей, и для педагогической грамотности родителей, и для благополучия учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *