Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Слова значат для нас очень много. Хорошо произнесенная фраза может влюбить, мотивировать, покорить или наоборот разочаровать и убить наповал. Мы привыкли уделять словам больше внимания, чем жестам, интонации. А некоторые верят в силу слова так сильно, что забывают о том, что человека красят поступки, а не речевые обороты. Но не будем уходить в высокие материи, а обратимся к цели изучения иностранных языков. Большинство учит английский, чтобы успешно использовать английские слова в устной речи.
Считается, что практиковать говорение лучше всего с преподавателем, который будет исправлять ошибки и объяснять их. Это правильное решение, но есть и другие способы, которые мы рассмотрим в этой статье.
Посвящаю этот материал всем своим студентам, с которыми мы уже закончили краткосрочные курсы, и изучающим английский, еще не нашедших своего преподавателя.
Что студент понимает под навыком говорения?
Говорение – это цель. Люди идут на курсы, занимаются с репетиторами, скачивают программы и покупают самоучители, чтобы свободно изъясняться на языке и понимать, что тебе говорят. Все так, но подвох в том, что большинство изучающих язык не осознают несколько важных вещей.
Во-первых, понятие «говорить свободно» становится доступно только при получении уровня С2 (Proficiency) и желательно продолжительной жизни в англоговорящей стране. Свободно, на любые темы и практически без ограничений по словарному запасу мы с вами говорим на русском языке. Чтобы добиться такого же в английском вам придется сделать изучение английского своей жизнью или профессией.
Во-вторых, большинству и не надо говорить на языке легко и непринужденно, как британская королева. Из моего опыта реальные цели изучения языка – это говорение в типовых ситуациях для путешествий, это общение с коллегами/клиентами/работодателями, дружеское неформальное общение с иностранцами. Если держать в голове эту конкретную цель и/или иметь хорошего преподавателя, который это тоже понимает, то достичь успешного говорения на языке за определенный срок легко.
При сохранении желания совершенствовать язык и постоянной работе над этим вопросом с течением времени можно добиться очень хороших результатов.
Что преподаватель понимает под навыком говорения?
Говорение для преподавателя – это лишь один из навыков, который нужно развить, чтобы свободно говорить по-английски. Если студент хочет свободно общаться, то он должен уделять внимание и грамматике, и аудированию, и лексике, и фонетике. А чтобы завоевать высокие уровни владения языком, нужно обязательно добавить сюда письмо и чтение.
Большинство студентов хотят заговорить с первых уроков. Это, на самом деле, абсолютно реально. Коммуникативная методика, грамотный подбор методов и приемов позволяют студенту с нулевым уровнем языка выйти после первого урока уже с набором конструкций для говорения. Все просто: создавай шаблоны для предложений, наполняй их лексикой и произноси. Кстати, на начальных уровнях говорение именно так и формируется. Сначала вы пользуетесь ограниченным набором структур, но постепенно их становится больше. Ваше говорение разрастается, как куст. Но есть одно «НО», которое, вероятно, не знают многие студенты. Преподаватель оценивает speaking по 2 критериям: fluency (беглость речи) и accuracy (точность, аккуратность речи).
Fluency — это когда вы не думаете очень долго, чтобы сказать предложение и не делаете больших пауз, обдумывая форму глагола.
Accuracy — это когда вы говорите на правильном английском.
Думаю, что на высоких уровнях можно к критериям говорения добавить еще use of English, т.е. использование фразовых глаголов, правильных связок и сочетаний.
Так вот, в понимании преподавателя успешное говорение на английском языке — это сочетание выше упомянутых критериев. Я даже не знаю, чему иногда сложнее научить: fluency или accuracy. Бывают такие ситуации, когда студент отлично владеет грамматикой, но ему очень сложно выражать свои мысли бегло. Это может быть связано с его индивидуальными психологическими особенностями. Лично для меня интроверты — это особый вид студентов, с которыми сначала нужно установить доверительный контакт на русском, чтобы потом выводить их на говорение в английском.
Как студенту заговорить по-английски самостоятельно?
Если вы занимаетесь с хорошим преподавателем, которому вы доверяете, то, я думаю, что он позаботится о том, чтобы развить fluency и accuracy в соответствии с вашими целями.
Если вы временно или принципиально занимаетесь самостоятельно (почему бы и нет?!), то вы должны понимать, что вы не сможете тренировать accuracy без человека, который будет исправлять ваши ошибки. Кстати, указывать на недочеты тоже надо уметь. Если вы решите попросить ваших друзей, знакомых, коллег исправлять вас, то посоветуйте им сначала позволить вам произнести ваш монолог, например, а потом уже разрешите им корректировать вас.
Я исправляю ошибки 2 способами: либо сразу (обычно так делаю с начинающими, когда они совсем неверно строят предложение и это критично), либо после прослушивания всего высказывания с отдельным обсуждением ошибок.
Для того чтобы тренировать fluency вам, к счастью, никто не нужен. Я бы рекомендовала всем своим студентам дополнительно тренировать fluency в комфортной обстановке самостоятельно. Беглость речи надо развивать обязательно. К тому же, это может быть очень приятно.
Есть несколько способов, как это сделать.
1) Выбираем тему, о который хотим поговорить с собой. Готовим список слов, делая ключевые пометки, или пишем небольшое эссе (если совсем в себе не уверены). Далее проговариваем все это. Желательно не один раз. Ваша цель — это говорить свободно, уверенно, представляя, что вы носитель английского языка и сейчас вы просто делитесь с кем-то своим мнением.
2) Читаем и переводим (если необходимо) текст или слушаем и читаем скрипт (также по мере необходимости), далее выписываем ключевые слова для пересказа, пересказываем содержимое текста. Принцип тот же: представляем себе уверенным британцем/американцем/австралийцем (нужное выбирайте сами).
Я скажу честно, что я проделываю сама тоже самое до сих пор. Во-первых, это хороший способ рефлексии собственных эмоций, происходящих событий. Во-вторых, учителя тоже учатся, и употреблять новые сложные слова не всегда получается со студентами, поэтому приходится разговаривать с собой. В-третьих, мне это просто нравится. Здесь очень важны внутренние ощущения!
Пожалуй, это все, что я хотела рассказать вам о том, как тренировать говорение самостоятельно. Напоследок, маленькое напутствие: попробуйте полюбить свой английский и он обязательно ответит вам взаимностью.
Ещё интересные материалы:
Летняя языковая авантюра с пользой |
|
Как получить сертификат TESOL |
|
Мой английский роман |