Соцреализм глазами Булгакова, или о том, как применять фильмы на уроках

Автор: эксперт проекта Инна Шимко

Можно ли утверждать, что то, что говорит учитель и то, что написано в учебнике – это и есть история, которую  нужно выучить? Конечно, нет. История это предмет не для заучивания, а для размышления, и я очень согласна с такой позицией.

Мне кажется, что на исторические события, эпоху очень интересно посмотреть через призму фильма любого жанра, то есть через призму взглядов автора, режиссера. Учитывая тот факт, что  что  80% современных школьников это визуалы,  работа с фильмом на уроке станет отличным дидактическим материалом.

Всемирно  известный американский педагог, пионер в использовании аудио-визуальных материалов в изучении, Эдгар Дейл считает, что одним из самых эффективных способов работы на уроке это  работа с визуальными источниками.  Согласно созданной им схемы «Конус обучения» 50% услышанного и увиденного люди воспринимают при работе с рисунком, картиной, видео, экспонатом. 70% — если сами участвуют в обсуждении, анализе и оценивании. А использование фильма и предполагает развитие именно таких компетенций, как умение анализировать, оценивать, высказывать свою точку зрения, спорить или соглашаться с точкой зрения, отношением к героям автора. На мой взгляд, эти умения и должны быть в приоритете на уроках истории.

Есть некоторые моменты, которые необходимо учесть, если вы хотите взять на вооружении работу с фрагментами фильма:

  1. Видеофрагмент должен иметь определенное содержание и доносить до учащихся конкретную информацию.
  2. Оптимальный по времени отрывок имеет продолжительность 2-3 минуты, но можно использовать и десять минут, если фрагмент требует логического завершения.
  3. Для подготовки к восприятию отрывка из фильма, можно предложить задание, определить по названию, о чем фильм.
  4. Если в кадре присутствуют персонажи, то выразить, какие эмоции вызывают эти люди.
  5. Для расширения кругозора учащихся, можно предоставить краткую дополнительную информацию о фильме (награды, актеры, история сьемок и т.д.)

Работа с фрагментами фильма, критическое оценивание видеофрагмента может быть сложным для учащихся, поэтому использую в большей степени обьяснительно-иллюстративный метод, максимально привлекая учащихся к диалогу. Эффективнее всего использовать видеофрагменты на определенном этапе урока для более четкого восприятия образа или события или на обобщающих урока, так как учащиеся уже обладают определенными фоновыми знаниями по теме или разделу. В данном случае, видеоматериал помогает углубить знания, «оживить» историю.

Лично у меня есть любимый фильм, который я пересматриваю стабильно раз в год, открывая для себя все новые и новые моменты. Проанализировав некоторые эпизоды фильма, я получила для себя дидактичекий материал для работы на уроке.

Я предлагаю  приемы, как использовать фильм «Мастер Маргарита» для более углубленной, образной характеристики советского общества 30-х годов. Почему выбор на данном фильме? Очень просто:

  • в романе есть тонкий политический подтекст, особенно учитывая в какое время создавался роман (репрессии, тотальная слежка за жизнью граждан, несправедливое устройство общества и т.д.);
  • некоторые фрагменты фильма очень ярко и наглядно демонстируют жизнь в 30-е годы;
  • присутствие тонкой сатиры, иронии, юмора позволяет расширить диапазон возможностей по формированию критического мышления (ключевой вопрос, оценивание образов, расшифровка фраз и т.д.)

Работа с фрагментами фильма

Информация для учителя

В искусстве в 30 годы действовал принцип соцреализма.

Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. М. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Утверждать этот метод, как основной, государству потребовалось для лучшего контроля над творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. В период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, вдохновляющее народ на трудовые подвиги и было недопустимо критиковать советскую действительность. Поэтому многие писатели и поэты, которые допускали иронию советской власти в своих произведениях, были подвержены гонениям. Так, роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» был завершен в 1937 году, а издан только в сокращенном виде в 1966-67 гг. в журнале «Москва». В этом романе социалистическая действительность показана в гротескной манере, но именно она позволяет обнажить нелепости и противоречия существующего общественного строя.

Используя фрагменты фильма «Мастер и Маргарита» характеризуем социалистическую действительность через призму понятий  — дефицит, торгсин, социалистический реализм, «враги народа», репресии.

Вариант работы с фрагментом проделки Коровьева и Бегемота в магазине Торгсин

Перед просмотром видеофрагмента предлагаю задание:

  1. Записать ключевыми словами свои впечатления о магазине (что увидели, какие товары представлены в магазине, можно ли было купить такие товары в любом другом магазине, почему Бегемот так жадно есть все то, что попадается под руку?).
  2. Что хотел выразить автор этим эпизодом? (предлагаю акцентировать свое внимание на таких образах, как швейцар, речь Коровьева, разговор продавца с иностранцем и Бегемотом, поведение толпы. Это те маркеры, которые помогут проанализировать более полно видеофрагмент)

Объяснение фрагмента

5 июля 1931 года согласно постановлению председателя Совнаркома Вячеслава Молотова в СССР открылась сеть специализированных торговых предприятий по обслуживанию иностранцев, где за валюту, золото или драгоценности можно было приобрести дефицитные товары (Торгсины).

С осени 1931 года Торгсины открыли двери и для простого народа, так как здесь можно было приобрести товары, которых не было в других магазинах, так как с 1929 по 1935 в СССР существовала карточная система по распределению продуктов. Простых граждан интересовали продукты питания, иностранцев – антиквариат и сувениры, которые также можно было купить в Торгсине.

Цель Торгсинов – привлечение валюты для проведения политики индустриализации.

В эпизоде неугомонный кот Бегемот и Коровьев посещают московский универмаг «Торгсина». Представленная картина магазина могла свести с ума рядового советского человека времен сталинской эпохи в условиях тотального дефицита.

Чтобы пройти в заветную дверь, нужно было преодолеть сопротивление недоброжелательного, раздраженного швейцара, который  на своем незначительном посту обладает неограниченной властью дает пропуск в «магазинный рай».  Страж дверей встречает людей по одежке (деталь, которая указывает разное отношение к гражданам). Это доказывает и разговор продавщицы с иностранцем (заискивающий и угодливый тон) и обращение  к Коровьеву и Бегемоту (полное презрение и неуважение).

Гротеск автора в том, что простой человек (Бегемот) с жадностью поглощает товары, которые видит. Коровьев произносит речь, что это простой человек, который починяет примуса и валюту взять ему неоткуда (намек, что она есть только у иностранцев и простым советским гражданам не за что купить такие деликатесы). Тут же Коровьев обращается к богато одетому господину и спрашивает «А ему можно? Откуда он приехал? Кто его приглашал?» (подозрительное отношение к   иностранцам, так как отношение к Советскому союзу у западных стран также было настороженное). Вот такое сопоставление социальных слоев населения – простых граждан, для которых существует карточная система и богатых иностранцев, которые за валюту могут купить все.

Монолог Коровьева тоже примечательная деталь эпизода. Это пародия на популярные для того времени ораторские выступления, призывающие  к активному строительству социализма и выполнению и перевыполнению планов.

Толпа в магазине безумна и управляема (на формирование управляемого человека социализма и была направлена идеология советского государства).

В романе актуальна тема морали и человеческих пороков. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но идеальный «советский человек» существовал только на бумаге, в отчетах и лозунгах. В реальности люди жили в постоянном страхе, нетерпимости властей к чужому мнению.

Просмотр фрагмента об аресте Бегемота. Не шалю, никого не трогаю, примус починяю

В ходе просмотра предлагаю ответить на вопрос: «Какая черта тоталитарного общества отражена в данном фрагменте?» (доносы, репрессии, поиск «врагов народа»)

Так как в 30 –е годы господствовал принцип соцреализма, уместно показать образ литературных деятелей в данный период через призму романа Булгакова.

Возьмем, к примеру, ассоциацию московских литераторов, обосно­вавшуюся в «Доме Грибоедова». Туда приходи­ли за творческой путевкой в Ялту, поиграть в биллиард, встать в очередь на квартиру и, ко­нечно, вкусно поесть и поплясать. Зависть, подсиживание, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым, хамелеонство — вот нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу.

Просмотр фрагмента  Коровьев и Бегемот в Массолите

Обсуждение фрагмента

Примечательно, что в дом литераторов так просто не войдешь, на воротах замок с цепью. Это некий гротеск, который показывает, что только, имея членский билет можно попасть в Дом литераторов. На входе у Коровьева и Бегемота девушка спрашивает удостоверение. Сатира в том, что настоящим писателям не нужны никакие удостоверения, их творчество не приемлет карьеризма, зависти и их труды бессмертны («Достоевскому не нужны удостоверения», «Достоевский бессмертен!»). Эти фразы звучат в видеосюжете.

Несмотря на то, что их пропустили в шикарный ресторан, где едят всякие деликатесы писатели, члены дома литераторов, управляющий ресторана сразу же позвонил в НКВД (атмосфера подозрительности).

В романе Булгакова часто используется огонь. Это символ очищения от человеческих пороков и грязи.

Проблемный вопрос учащимся «Можно ли назвать творчеством творчество на заказ?»

Есть и другие интересные формы работы с фильмом , которые позволяют развивать творческий потенциал  учащихся. Например, интервьюирование героев эпизода, просмотр эпизода без звука и собственная озвучка, «стоп-кадр», когда предлагается продумать, как могут развернуться события (версии учащихся), сравнить, насколько события в эпизоде соответствуют исторической реальности, найти исторические артефакты, предложить свою афишу к фильму. Вариантов работы много, следует только отобрать те, которые наиболее актуальны для определенного урока и темы.

Инна Шимко

Ещё интересные материалы:

Как сделать урок эффективным?

Учим визуалов рассуждать и анализировать

Чем измеряется качество урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *