Автор: Инна Шимко, учитель истории в Глубокской районной гимназии
Чтобы урок был результативным, кроме классических требований (цели, задачи, структура урока, методы, рациональное использование времени), необходимо определить свои приоритеты как учителя.
В мою профессиональную философию входят следующие:
1. На уроке основным считаю принцип доступности. Детям должно быть в первую очередь «понятно», так как интересно может быть не всем (например, выполнение творческих заданий, работа в группе). Моя задача — продумать и донести учебный материал понятно, доступно, занимательно, по максимуму привлекая детей к обсуждению и деятельности.
2. Создать комфортный психологический климат, который раскрепощает детей и, соответственно, делает работу на уроке более продуктивной.
3. Работать с проблемными вопросами по тексту параграфа. Этот метод позволяет не бездумно читать и заучивать учебный материал, а критически его оценивать, обдумывать. Мои дети отмечают, что учебный материал запоминается лучше, когда мы «бороздим» учебник, пытаясь найти доказательства или решить проблему. Достоинство данного метода – он доступен в исполнении и не требует затрат.
(Например, не расскажите о природных условиях Греции, а найдите пять доказательств, что природные условия Греции определяли занятия и влияли на рацион древних греков).
4. Использовать различные активные методы, побуждающих к действию. Хотя, также важно, на мой взгляд, не перегружать урок множеством методик.
5. Вдохновлять на сотрудничество. Учитывая, что я сама не могу работать под давлением, а только в сотрудничестве, этот принцип я применяю в большинстве случаев и на уроках.
На своих уроках я разрешаю всё то, что помогает учиться:
— рассуждать;
— вступать в диалог с учителем и друг с другом (это обязательное условие);
— высказывать свою точку зрения и уважительно относиться к другой;
— ошибаться и исправлять свои ошибки;
— проявлять творчество;
— вести рабочую тетрадь аккуратно, но, если необходимо, использовать ее как активный инструмент для обучения (рисование, подчеркивание маркером ключевых моментов темы, зачеркивание в обучающих целях и т.д.)
— для поиска нужной информации использовать гаджеты.
— выбрать домашнее задание на определенный уровень;
— задавать вопросы.
Блиц-опрос: «Что Вы делаете, если….?»
Если ученики списывают?
Это достаточно трудно искоренимое явление, которое всё же можно регулировать.
Я по возможности, рассаживаю по одному и даю разные варианты. Если же учащийся все же списывает, и я это увидела, то вариантов немного:
- не повышаю голос, сохраняю спокойствие;
- ставлю на листочке свою подпись и уведомляю, что отметка будет снижена на энное количество баллов. Как правило, «устрашает» снижение на два и более балла;
- могу любезно уступить свое место за учительским столом, чтобы было удобнее думать;
- в случае, если вижу при проверке, что работа списана, проверяю её, отметку не ставлю, а предлагаю на следующем уроке либо ответить письменно за первой партой на те же вопросы еще раз, либо задаю эти же вопросы устно. В зависимости от ответа выставляю отметку или как среднее арифметическое;
- если нет возможности рассадить по одному, учащимся, которые любят списывать, даю индивидуальный вариант.
Кстати, я не делаю тайны из самостоятельной работы. По принципу активной оценки мои ученики знают дату и предполагаемые вопросы теста. Более того, я всегда прорабатываю вопросы самостоятельной работы на предыдущем уроке и осуществляю разбор ошибок на следующем.
Если ученики пропускают уроки, а потом приходят без домашнего задания?
К сожалению, есть учащиеся, которые часто пропускают занятия. Если ученик пришел после болезни и не готов, то конечно все обходится «без репрессий». Спрашиваю, нужна ли консультация, что вызвало трудности. Задаю индивидуальное задание письменное или устное по пройденному материалу. Если в классе мы по данной теме составляли таблицу или схему, то ее нужно сделать в тетради и попробовать разобраться самостоятельно, либо с помощью одноклассников, либо я помогу.
Вообще, у меня с детьми есть договоренность: у нас действует принцип «Выучил историю — спи спокойно». Это значит, что в случае отсутствия на уроке, уточняется домашнее задание и в любом случае темы изучаются самостоятельно. Все непонятные моменты можно будет разобрать со мной.
Если нужно провести урок в новом классе?
Я всегда устанавливаю правила для себя: позитивное настроение и знакомство с моими требованиями к уроку, где уже включены вопросы и опозданий и забытых тетрадей, и шума не по делу и т.д.
Если класс шумит?
Я просто молча стою у стола и держу паузу. Как правило, дети это понимают и успокаиваются. Либо, начинаю говорить шепотом. Этот прием могу использовать и во время урока. Уместна шутка. Это разряжает обстановку и настраивает на работу дальше.
Если ученик систематически не выполняет домашнее задание?
На первый раз прощаю, второй — предлагаю изложить причины письменно, почему не сделал, могу поставить соответствующую отметку. Действенный способ — звонок родителям с вежливой просьбой сделать задание за сына или дочь ( Но это крайний случай). Ещё вариант: загружаю работой на уроке (индивидуальное задание, например).
Если ученик опаздывает на урок?
Я очень не люблю опаздывающих, поэтому сразу ставлю точки над «i»в начале года, объясняя, что время слишком дорого, чтобы тратить его на опоздания (за исключением, если причина уважительная).
Если такое случается по неуважительной причине, то предлагаю сразу пройти к доске и ответить урок.
Если забыл тетрадь, книгу?
Никаких привилегий, если нет книги. Дети это знают и сами решают этот вопрос: ищут у друзей, используют электронный вариант. Относительно тетради, могу подарить тетрадь сама (психологический прием), ещё разрешаю записать на листочке, но на следующий урок проверяю, есть ли тетрадь и есть ли эта тема.
Самое главное:
Я ничего не мудрю, но, считаю, что вышеперечисленные ситуации неизбежны и к ним нужно быть готовыми. В целом, я стараюсь сделать урок активным, понятным для детей, много разговариваю с ними на уроке, слушаю их. Это помогает привлечь к предмету и более ответственно к нему относиться а, соответственно, снизить хоть немного риск таких ситуаций.
Ещё интересные материалы:
Зачем идти в музей? |
|
Философия дисциплины на уроке |
|
Не страхом, а уважением… или как я воспитывала в себе учителя
|