Есть такая методика — «Мировое кафе». Суть заключается в том, чтобы собрать несколько групп людей в неформальной обстановке для обсуждения вопроса или обмена опытом. Один из вариантов, как это может происходить: группы собираются за столиком в комфортной нерабочей обстановке. У них есть от 10 до 20 минут на обсуждение какого либо вопроса. В каждой компании есть лидер (=хранитель), который вводит вопрос для обсуждения, внимательно слушает каждого участника, помогает поддерживать доброжелательную атмосферу и запоминает те выводы, к которым пришла группа. Это важно, ведь после того как отведённое время закончится, участники меняют столики, а хранитель остаётся. Его цель объяснить прибывшей группе вопрос и те выводы, к которым пришла предыдущая компания. Цель новой группы: дополнить, улучшить или изменить идеи по данному вопросу. «Мировое кафе» завершается, когда группы возвращаются на свои исходные столики. Далее наступает время презентовать идеи.
Мы решили опробовать методику «Мировое кафе» виртуально и пригласили за онлайн столики учителей информатики из Беларуси. Предлагаем вашему вниманию презентацию идей.
Участвуют: Дмитрий Паршонок, учитель информатики из Глубочанского детского сада — средней школы имени Б. И. Юркина Ушачского района, и Анатолий Сафонов, учитель информатики и математики в средней школе №10 г. Жлобина
Как дети, выросшие с гаджетами вместо погремушек, воспринимают базовые программы на уроках информатики, которые, как поговаривают, устарели?
Дмитрий Паршонок:
«Современные дети с малых лет умеют редактировать фото, монтировать простейшие видео и даже пользоваться некоторым набором простейших программ для редактирования звука. Но именно уроки информатики позволяют им применить и расширить свои базовые навыки, закрепить и использовать новые знания в будущем. Базовый набор ПО, который изучают на уроках информатики не устарел. На то она и база, чтобы быть базой. Это фундамент, на котором строится дальнейшее изучение. Ведь не научившись, к примеру, азам работы с графикой в Paint, освоить Inskape или Photоshop будет гораздо сложнее».
Анатолий Сафонов:
«Дети, выросшие на гаджетах, умеют водить пальцем по экрану, но бессильны в наборе текста, а количество уроков обработки текстовой информации уменьшили».
Что самое сложное на уроках информатики с точки зрения учителя?
Дмитрий Паршонок:
«Самое сложное на уроках информатики — успеть оказать внимание каждому ученику. 45 минут урока зачастую не хватает для объяснения теории, я уже не говорю о практике и работе непосредственно на персональных компьютерах. Поэтому на своих уроках стараюсь давать минимум сухой теории и максимально много информации показывать на практике. Так ученикам легче понять».
Анатолий Сафонов:
«На уроках информатики все зациклились на изучении редакторов, языков программирования и систем, а основную цель, информатика — это наука об умении обрабатывать информацию, забывают».
Как Вы готовитесь к своим урокам?
Анатолий Сафонов:
«Если хотите «прочувствовать», как я готовлюсь к урокам, то просто откройте главу в 10-м ( обязательно 10-м) классе «Обработка информации в системе управления базами данных». Не поленитесь! Тогда все вопросы по подготовке к урокам отпадут. Да, не забудьте: учебник «Информатика 10» за 2020 год!
Ну, что поискали? Дело в том, что этой главы нет, а в программе — есть и это учебник 2020! У нас просто «тетрис» из тем: переносят их из класса в класс, даже забывая, что перенесли».
Дмитрий Паршонок:
«Что касается материалов к уроку, то я само собой пользуюсь той информацией, которую размещают у себя на сайтах более опытные коллеги, на основе их материалов и собственных знаний создаю свои планы-конспекты, готовлю контрольные работы и дополнительные задания, материалы к уроку. Иногда пользуюсь готовыми печатными планами-конспектами, которые идут к учебнику».
Участвуют: Светлана Пузиновская и Ольга Счеснович, авторы планов-конспектов уроков по информатики.
Когда вы готовили пособия, на что больше опирались: охватить учебную программу или преподнести материал в нестандартной форме?
Светлана и Ольга:
«При подготовке пособия мы старались целиком охватить учебную программу, но при этом старались показать применение разных форм, методов, своих “фишек” на разных этапах урока. При планировании каждого урока мы использовали методы взаимодействия для работы в группах и парах, элементы стратегии “Активная оценка”.
Была разработана система разноуровневых тестов, диагностическое целеполагание, практико-ориентированные задания, которые создавались на основе компетентностного подхода.
Многие планы-конспекты содержат разные варианты проведения одного и того же этапа. Учитель по своему усмотрению, в зависимости от уровня подготовки класса, может выбрать тот или иной вариант».
Довольны ли Вы результатом составленных планов-конспектов?
Светлана и Ольга:
«Конечно. А еще больше мы довольны тем, что получаем положительные отзывы и благодарность от педагогов, которые пользуются нашими пособиями при подготовке к своим урокам. Также мы бесконечно рады нашему совместному сотрудничеству и творчеству, которое проявляется в нашем тесном взаимодействии при подготовке и проведении мастер-классов, написании статей, участии в конкурсах, фестивалях и конференциях. Даже сейчас мы даём совместный ответ».
Есть ли у вас ощущение, что если учителя будут использовать готовые планы-конспекты (например, как ваш), то шанс, что занятия будут интересные и эффективные, намного выше?
«В этом мы не уверены. Предлагаемые планы-конспекты не рассчитаны под конкретный класс и конкретного ребенка. Каждый учитель должен внимательно изучить и адаптировать предложенный материал урока к конкретному классу.
И, конечно же, при желании каждый учитель может в данных пособиях найти какую-то изюминку, которая позволит сделать его урок интересным и запоминающимся, а возможно и более эффективным».
Идеи записывала Татьяна Размыслович
А у вас идеи возникли?
Тогда будем рады увидеть их в комментариях!
Ещё интересные материалы:
В какие игры играют учителя? |
|
Философия дисциплины на уроке |
|
Не страхом, а уважением… или как я воспитывала в себе учителя
|