«Лента времени» в шкатулку педагога

Каждому учителю хотелось бы иметь в своей методической копилке как можно больше беспроигрышных заданий, которые сработают в любом классе. Мы готовы поделиться с вами одним из таких. Идею, о которой вы прочитаете далее, нам предоставили студентки БГПУ им. М. Танка Полина Фалей, Вершина Анастасия, Черенкевич Дарья и Павлович Алина. Девушки презентовали  её в качестве междисциплинарного проекта на конкурсе в университете в этом году.  Нам так сильно понравилась суть проекта, что мы не могли не поделиться ею с вами, нашими увлеченными читателями.

«Значимые события рождают слова»:
Одна из целей обучения – это создание такого образовательного продукта, который обеспечивал бы  ученикам не только осознание логической последовательности в развитии, но и расширение кругозора, и всестороннее развитие личности. Этого можно достичь с помощью  межпредметных связей.  Способ эффективный, но используется учителями не так часто. Это происходит по разным причинам. Во-первых, межпредметные связи  нужно хорошо видеть и чувствовать самому. Во-вторых, не всегда учебное время позволяет изучить их досконально. Но следующий проект точно позволит улучшить знания по своему предмету, создать межпредметные связи, сделает вклад в развитие мышления, укрепит любовь к исследованию и не займет слишком много времени.

Студентки БГПУ им. М. Танка назвали свой проект «Значимые события рождают слова». В основе его лежит идея о том, что каждая эпоха привносит в жизнь человека новые слова, за которыми стоят изобретения, достижения и важные исторические события.  Их можно отразить на шкале времени.  В рамках конкурса девушки попробовали собрать материал  в рамках 2-х предметов (биология и география)  за период 1600-1900 годов и нанести данные на ленту времени. Студенты объединились разными учебными группами и  представили на суд жюри. Проект не стал победителем, но зато он отличился своей практичностью и универсальностью.

Изучив идею студенток, мы считаем, что её  можно  реализовать в любом учебном классе. Вне зависимости от предмета и, в принципе, возраста школьников.  Учитель сам сможет варьировать и выбирать глубину  проработки материала  и изучаемый временной период.  Мы уверены, что задание сработает на ура. Почему и как это организовать, рассказываем далее.

Проект «Лента времени»:
Организационный этап:
Учитель объясняет ученикам цель проекта:
—  создать визуальную историю развития по конкретному аспекту и за конкретный период;
—  войти в роль исследователя;
—  сделать собственные выводы о влиянии событий на развитие цивилизации.
Дополнительно:
Учителю стоит объяснить, что проект «Лента времени» — это универсальный инструмент, освоив который, можно будет:
— увидеть, по каким закономерностям изменяется общество;
—  сопоставить историю с настоящим периодом.

На этом этапе нужно показать пример готовой ленты времени, чтобы ученики поняли, к чему они должны будут прийти. Далее важно организовать учащихся в группы, пары или дать задачу индивидуально.

Задачи для работы: выбрать временной период и в нём найти наиболее значимые события, которые произошли. Нанести их на шкалу времени по принципу: дата —  событие.

Прежде чем ученики приступят к самостоятельной работе, нужно провести подготовку.
Она может включать в себя следующие этапы:

—  Обучение поиску информации. Для этого необходимо предъявить небольшой кусочек материала из книги и попросить учащихся прочитать информацию и достать оттуда все даты. Затем решить вместе, какие даты являются наиболее важными.  Нарисовать шкалу времени этого периода и разместить их в хронологической последовательности с подписью.

—  Если ученики будут работать с онлайн-сервисом для создания шкалы времени, то показать, как им можно пользоваться или создать/найти видео-инструкцию.

—  Помочь распределить роли в группе. Учить работать в команде тоже нужно. Для этого учитель предлагает каждой группе подумать, какую работу нужно выполнить, чтобы составить шкалу времени. По результату должно получиться: выбор дат и событий, обсуждение и выбор наиболее значимых, нанесение на шкалу времени и оформление. Обсуждение и выбор важных событий должно проводиться вместе, но отсев информации и оформление могут быть выполнены разными участниками команды. Рекомендуем учителю узнать, кто и за что отвечает в каждой группе. Это может стать источником дополнительной рефлексии в будущем. Также стоит уточнить, как будет происходить общее обсуждение событий (где, как, посредством чего).

— Подготовить материал для учащихся. Это значит, что нужно подготовить пособия или сайты, из которых ученики будут выуживать информацию.  Дать задание «Найдите, где хотите, события и нанесите на шкалу», можно только опытным студентам, которые имеют хорошие поисковые навыки.  Если учитель хорошо подготовится, то получит хорошие результаты.

—  Поставить  дедлайны. Это означает, что через какое-то время  нужно проверить степень готовности. Обязательно предупредить  учеников о сроках. Если подходить к этому проекту по-деловому, тогда и ученики будут относиться к нему серьезно.

Ход работы:

Сколько  потребуется времени на реализацию проекта по предмету, сказать сложно. Всё будет зависеть от того, сколько аспектов для поиска учитель включит. В целом,  «Лента времени» рассчитана на внедрение в качестве внеклассного проекта с организационным этапом и презентацией на уроках. Однако можно попробовать использовать идею и в рамках 1 занятия при наличии подготовленных  материалов со стороны учителя.
Финал:
Итог этого проекта  — презентация лент времени с ключевыми понятиями эпохи. Учитель может организовать урок, на котором ученики показывают свои шкалы и рассказывают о важных на их взгляд событиях. Если у каждой группы был взять  разный период, то можно будет составить общую ленту времени по предмету. Также очень интересно получается, если группы работали по одному и тому же периоду, но с разными  аспектами. Тогда период можно будет рассматривать объемно.

Например, 18 век можно рассмотреть по ключевым понятиям:
— «промышленная революция», «урбанизация», «капитализм», «экономический рост»;
— «Зритель», «Путешествие Гулливера», «Робинзон Крузо», Гёте, Руссо, Поуп;
— «Происхождение видов», концепция ферментов, эндокринология, биомеханика;
— паровая машина, аналитическая механика, закон сохранения энергии, лейденская банка, абсолютный «нуль», ахроматический объектив;
и т.д.

Но учителю предметнику будет проще взять свой предмет (и смежные с ним дисциплины) и предложить детям найти самые важные открытия и достижения за каждый период времени. Например, древний мир, античные представления, Средневековье по векам, 18, 19, 20 век. Дети смогут получить не только комплексные представления о развитии науки, но и почувствовать себя исследователями, что очень важно.

На этапе презентаций важно организовать обсуждения. Для этого нужно попросить учеников посмотреть на шкалы и сделать вывод о том, как то или иное событие повлияло на развитие общества. Этот вопрос можно также вынести в домашнее задание.
В завершении ученики оценивают  свою исследовательскую деятельность и работу групп, одногруппников. Для этого можно воспользоваться различными схемами обратной связи. Их можно найти здесь.

«Лента времени»  —  увлекательный проект, который можно реализовывать регулярно  с разными учениками и каждый раз это будет интересно, познавательно и для учителя, и для учащихся.

Ещё интересные материалы:

Желание менять свои уроки начинается здесь

SEL: социо-эмоциональный тренд

Урок в Музее валунов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *