Каждому учителю хотелось бы иметь в своей методической копилке как можно больше беспроигрышных заданий, которые сработают в любом классе. Мы готовы поделиться с вами одним из таких. Идею, о которой вы прочитаете далее, нам предоставили студентки БГПУ им. М. Танка Полина Фалей, Вершина Анастасия, Черенкевич Дарья и Павлович Алина. Девушки презентовали её в качестве междисциплинарного проекта на конкурсе в университете в этом году. Нам так сильно понравилась суть проекта, что мы не могли не поделиться ею с вами, нашими увлеченными читателями.
«Значимые события рождают слова»:
Одна из целей обучения – это создание такого образовательного продукта, который обеспечивал бы ученикам не только осознание логической последовательности в развитии, но и расширение кругозора, и всестороннее развитие личности. Этого можно достичь с помощью межпредметных связей. Способ эффективный, но используется учителями не так часто. Это происходит по разным причинам. Во-первых, межпредметные связи нужно хорошо видеть и чувствовать самому. Во-вторых, не всегда учебное время позволяет изучить их досконально. Но следующий проект точно позволит улучшить знания по своему предмету, создать межпредметные связи, сделает вклад в развитие мышления, укрепит любовь к исследованию и не займет слишком много времени.
Студентки БГПУ им. М. Танка назвали свой проект «Значимые события рождают слова». В основе его лежит идея о том, что каждая эпоха привносит в жизнь человека новые слова, за которыми стоят изобретения, достижения и важные исторические события. Их можно отразить на шкале времени. В рамках конкурса девушки попробовали собрать материал в рамках 2-х предметов (биология и география) за период 1600-1900 годов и нанести данные на ленту времени. Студенты объединились разными учебными группами и представили на суд жюри. Проект не стал победителем, но зато он отличился своей практичностью и универсальностью.
Изучив идею студенток, мы считаем, что её можно реализовать в любом учебном классе. Вне зависимости от предмета и, в принципе, возраста школьников. Учитель сам сможет варьировать и выбирать глубину проработки материала и изучаемый временной период. Мы уверены, что задание сработает на ура. Почему и как это организовать, рассказываем далее.
Проект «Лента времени»:
Организационный этап:
Учитель объясняет ученикам цель проекта:
— создать визуальную историю развития по конкретному аспекту и за конкретный период;
— войти в роль исследователя;
— сделать собственные выводы о влиянии событий на развитие цивилизации.
Дополнительно:
Учителю стоит объяснить, что проект «Лента времени» — это универсальный инструмент, освоив который, можно будет:
— увидеть, по каким закономерностям изменяется общество;
— сопоставить историю с настоящим периодом.
На этом этапе нужно показать пример готовой ленты времени, чтобы ученики поняли, к чему они должны будут прийти. Далее важно организовать учащихся в группы, пары или дать задачу индивидуально.
Задачи для работы: выбрать временной период и в нём найти наиболее значимые события, которые произошли. Нанести их на шкалу времени по принципу: дата — событие.
Прежде чем ученики приступят к самостоятельной работе, нужно провести подготовку.
Она может включать в себя следующие этапы:
— Обучение поиску информации. Для этого необходимо предъявить небольшой кусочек материала из книги и попросить учащихся прочитать информацию и достать оттуда все даты. Затем решить вместе, какие даты являются наиболее важными. Нарисовать шкалу времени этого периода и разместить их в хронологической последовательности с подписью.
— Если ученики будут работать с онлайн-сервисом для создания шкалы времени, то показать, как им можно пользоваться или создать/найти видео-инструкцию.
— Помочь распределить роли в группе. Учить работать в команде тоже нужно. Для этого учитель предлагает каждой группе подумать, какую работу нужно выполнить, чтобы составить шкалу времени. По результату должно получиться: выбор дат и событий, обсуждение и выбор наиболее значимых, нанесение на шкалу времени и оформление. Обсуждение и выбор важных событий должно проводиться вместе, но отсев информации и оформление могут быть выполнены разными участниками команды. Рекомендуем учителю узнать, кто и за что отвечает в каждой группе. Это может стать источником дополнительной рефлексии в будущем. Также стоит уточнить, как будет происходить общее обсуждение событий (где, как, посредством чего).
— Подготовить материал для учащихся. Это значит, что нужно подготовить пособия или сайты, из которых ученики будут выуживать информацию. Дать задание «Найдите, где хотите, события и нанесите на шкалу», можно только опытным студентам, которые имеют хорошие поисковые навыки. Если учитель хорошо подготовится, то получит хорошие результаты.
— Поставить дедлайны. Это означает, что через какое-то время нужно проверить степень готовности. Обязательно предупредить учеников о сроках. Если подходить к этому проекту по-деловому, тогда и ученики будут относиться к нему серьезно.
Ход работы:
Сколько потребуется времени на реализацию проекта по предмету, сказать сложно. Всё будет зависеть от того, сколько аспектов для поиска учитель включит. В целом, «Лента времени» рассчитана на внедрение в качестве внеклассного проекта с организационным этапом и презентацией на уроках. Однако можно попробовать использовать идею и в рамках 1 занятия при наличии подготовленных материалов со стороны учителя.
Финал:
Итог этого проекта — презентация лент времени с ключевыми понятиями эпохи. Учитель может организовать урок, на котором ученики показывают свои шкалы и рассказывают о важных на их взгляд событиях. Если у каждой группы был взять разный период, то можно будет составить общую ленту времени по предмету. Также очень интересно получается, если группы работали по одному и тому же периоду, но с разными аспектами. Тогда период можно будет рассматривать объемно.
Например, 18 век можно рассмотреть по ключевым понятиям:
— «промышленная революция», «урбанизация», «капитализм», «экономический рост»;
— «Зритель», «Путешествие Гулливера», «Робинзон Крузо», Гёте, Руссо, Поуп;
— «Происхождение видов», концепция ферментов, эндокринология, биомеханика;
— паровая машина, аналитическая механика, закон сохранения энергии, лейденская банка, абсолютный «нуль», ахроматический объектив;
и т.д.
Но учителю предметнику будет проще взять свой предмет (и смежные с ним дисциплины) и предложить детям найти самые важные открытия и достижения за каждый период времени. Например, древний мир, античные представления, Средневековье по векам, 18, 19, 20 век. Дети смогут получить не только комплексные представления о развитии науки, но и почувствовать себя исследователями, что очень важно.
На этапе презентаций важно организовать обсуждения. Для этого нужно попросить учеников посмотреть на шкалы и сделать вывод о том, как то или иное событие повлияло на развитие общества. Этот вопрос можно также вынести в домашнее задание.
В завершении ученики оценивают свою исследовательскую деятельность и работу групп, одногруппников. Для этого можно воспользоваться различными схемами обратной связи. Их можно найти здесь.
«Лента времени» — увлекательный проект, который можно реализовывать регулярно с разными учениками и каждый раз это будет интересно, познавательно и для учителя, и для учащихся.
Ещё интересные материалы:
Желание менять свои уроки начинается здесь |
|
SEL: социо-эмоциональный тренд | |
Урок в Музее валунов |