История Руси: народа и государства

Автор: эксперт проекта Оксана Терляева

Вопрос «Откуда пошло название Белая Русь?» один из самых часто задаваемых белорусами. Оно и понятно, знать, откуда твои корни, чтобы гордиться предками, — нормально для любого человека. Проблемы начинаются, когда историю переписывают ради того, чтобы кто-то не чувствовал себя «униженным». Лично я не понимаю, как исторические события далёкого прошлого могут влиять на самооценку в настоящем, но «унижение», если судить по комментариям, — основная причина умалчивания, а то и откровенных фальсификаций в истории не только Беларуси. Но будем восстанавливать события нашей истории максимально избегая оценочных суждений.

«Откуда есть пошла Земля Русская» нам сообщила Повесть временных лет. А вот откуда взялась Белая Русь, летописных данных до нас не дошло.  Я ценю романтизм версии «от цвета волос народа, её населявшего» и понимаю боль наших соседей в предположении «от татарского обозначения запада белым цветом», но белые русы Гродненщины — темноволосы (поговорка добавляет «как граки»),  а Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское никогда не платило дани татарам. Поэтому будем искать истоки самостоятельно.

Первые карты показывают нам не одну Русь, а несколько, а Белую, называемую Alba или Blancha, локализуют на северо-востоке от Литвы, включая её либо в территории Московии, либо Новгорода или Пскова.

Но первые карты датируются концом 15 века, и отражают соответствующую ситуацию. А что же было до этого периода? Что нам известно о происхождении Руси?

Летописец Нестор лисал: «…  пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти.» Получаем, что русь — это варяги, живущие по разным берегам Балтийского моря, и вошедшие в состав разных народов.

Михаил Васильевич Ломоносов не противоречит Нестору, но расширяет локализацию Руси на юг. В «Истории от начала российского народа до кончины князя Ярослава первого или до 1054 года» он пишет:
«Литва, Жмудь и Подляхия изстари звались Русью и сие имя не должно производить  и начинать от времени пришествия Рурикова к Новгородцам : ибо оно широко по восточноюжным берегам Варяжского моря простиралось от лет давних.»

Добавляем к локализации Руси Литву, Жмудь и Подляхию. Что касается Великого княжества Литовского, то Русским оно стало при присоединении Полоцка (около 1242 года), т.е. Полоцк — это и есть Русь (государственное образование — княжество) либо населяла его русь (народ). Судить о том, насколько Жмудь (современная Литва) подчинялась Руси, достаточно сложно, но археологи утверждают, что предки современных литовцев около 5 века были вытеснены на Куршскую косу, где практически до 20 века и прожили. Кто и почему их вытеснил? Русь?

Из скандинавской саги о Тидреке Бернском известно, что Полоцк был осаждён и даже разрушен Атиллой, гуннским правителем, жившем как раз в 5 веке. Получается, что жмудов могли заставить бежать на Куршскую косу не только русь, но и военные действия гуннов.  В любом случае Полоцк в 5 веке уже был, причём был достаточно крупным городом с серьёзной крепостью.

Теперь предлагаю немного отвлечься от темы и вспомнить, как осуществлялось первоначальное управление городами. В летописях, где описываются более ранние события,  неоднократно встречаются упоминания о том, что горожане то зовут князя,  то выгоняют его, то освобождают из поруба и возводят на престол.  Это говорит о том, что в каждом городе (вне зависимости от его размера) были органы самоуправления. Мы знаем о вечевом и копном праве. В Беларуси даже локация проведения народных собраний сохранилось в виде названия города Копыль, а о новгородском вече даже в школьных учебниках написано.  И именно органы самоуправления решали, приглашать ли князя с дружиной для защиты города или нет, что понятно, потому как расходы на содержание князя и дружинников ложились на каждого общинника. И функции первых русских князей были вовсе не адмнистративно-управленческими, а исключительно организационно-оборонительными.

В этом свете призвание варягов выглядит несколько по-другому: славянские города их просто нанимали для защиты интересов. А профессией варягов была война. И ещё торговля, в том числе и работорговля, но об этом сейчас не будем. Это просто ещё одна причина для того, чтобы нанять «своего» князя с дружиной от тех, кто с берегов Балтики уходил на юг по Днепру, не упуская возможности поживиться любым товаром.

Варяги — наёмники ценились даже в Византии. Около 860 года Аскольд на 360 кораблях с «русью и славянами» отправляется в Константинополь. Михаил III Аморейский на момент прибытия гостей в городе отсутствовал, оставив в городе лишь гарнизон городской стражи.  Узнав о прибытии варягов император не стал отводить войска с занимаемых позиций, а отправился в город лишь с личной охраной. Русские гости тоже город брать не пытались, а дожидались хозяина. Гостевали долго, и за это время Евдокия Ингоревна варяжская стала женой Василия Македонянина, который тогда же был возведён в сан соправителя императора. Не смотря на то, что Евдокию Ингоревну пытаются назвать «дочерью варяжского наёмника», приход таких гостей явно показывает на высокий статус варяжки. Более того, по имени можно судить, откуда она родом. По традиции тех времён детей называли исключительно именами предков. А имя Евдокия повторяется только в Полоцке.
Тогда же Аскольд принял крещение. А патриарх Фотий вывел из монастыря одну из сестёр Михаила III. Скорее всего она отбыла с новоиспечённым христианином Аскольдом на его родину в качестве супруги.

Византийский император Константин Багрянородный в своём трактате оставил для потомков информацию о том, что русь и славяне говорили на разных языках. Зафиксированные им названия Днепровских порогов по-русски и по-славянски  до сих пор будоражат любопытные умы, заставляя объяснять происхождение этих названий.

Логично предположить, что русь, в позапрошлом тысячелетия заселившая берега Балтики, некогда говорила на одном языке. Со временем язык претерпевал изменения под влиянием других народов, рядом с которыми проживала русь,  рождались новые языки, но они оставались понятными для соседей. Славяне, же как культурный феномен, сформировались отдельно от руси, их язык был другим. И, учитывая, что русские князья с дружинниками нанималась к славянам, им пришлось учить славянский, а постепенно и полностью переходить на него.

Экспансия Руси осуществлялась с северо-запада на юго-восток. Если Полоцк упоминается в 5 веке, то города Северной Руси (Псков, Белозеро и пр.) упоминаются значительно позднее.
Какие-то племена просто покорялись и обкладывались данью, и из административных центров Руси вырастали новые города, а  где-то слава о мастерстве варягов-руси бежала впереди них, и всё более далёкие от Балтики города приглашали их на службу сами.

Похоже, именно такая ситуация произошла с Киевом-на-Днепре, когда Ярослав Мудрый разбил печенегов и, согласно летописи, «заложил на холме крепость каменную (символ княжеской власти) и Софию (оплот православия), присоединив часть Приднепровья к Руси.
Присоединение территорий осуществлялось и с помощью браков. Уже упомянутый Ярослав за супругой Ингигерд Шведской получает Альдейгью (Старую Ладогу, которая считается предтечей Новгорода). Хотя В. А.Татищев упоминает о том, что Ярослав основал Новгород отдельно в 1044 году, предполагая, что это Новгород Литовский (нынешний Новгрудок). Но это невозможно, т.к. нельзя основать город, который существовал уже в 8 веке (данные археологической экспедиции Ф.Д. Гуревич), поэтому в источнике, на сведения которого опирался Василий Афанасьевич, речь явно шла о Новгороде-на-Волхве.

Русь растёт территориально, превращаясь из названия народа в название союза княжеств, но единства между князьями нет, идёт постоянная вражда за власть. Русские удельные князья активно участвуют в общеевропейской истории, вступая в союзы как с европейскими, так и азиатскими правителями. Союзы с папами обходятся им очень дорого: на Русь приходят татары. Только Полоцк (Великое княжество Русское) избегает ига, Новгород и Псков.

После распада Орды, Василий III получает под свою власть Новгородскую землю и Псков, женится на литвинке Елене Ивановне Глинской и начинает в свою подпись добавлять «Белую Русь».  Его сын Иван IV Грозный разоряет Полоцк, угоняет население в Московию, где оно постепенно растворяется среди местного автохтона, и фактически заканчивает на этом историю народа под названием «русь».

Однако кровь руси, хоть и разбавленная, до сих пор течёт в жилах не только тех, кто живёт по берегам Балтики, но и современных русских, белорусов и украинцев. И это то, что должно объединять народы, а не заставлять конфликтовать между собой, выясняя, кто лучше, умнее или талантливее.

 Оксана Терляева

  Ещё интересные материалы:

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *