«Фрэнк и Опи» — упражнение на развитие мышления (в школе)

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

С кем Вам интереснее общаться: с человеком, который умеет делать выводы, находит общее, предлагает нестандартные пути решения и видит что-то неочевидное  или с тем, кто говорит, делает и думает то же, что и все, а иногда и меньше?  С кем Вам бы хотелось работать:  с тем, кто владеет исключительно той информацией, которую в него вложили, или с тем, у кого широкий кругозор и кто может находить и  использовать знания из других сфер?  Мне однозначно импонируют те люди, которые нацелены на развитие в разных сферах и те, кто осмеливается взглянуть на мир открытыми глазами. Такие люди не берутся из ниоткуда. Они  — это результат самосовершенствования и, конечно, усилия педагогов, которые с ними работают. Как учитель, я бы хотела предложить упражнение для  уроков английского языка, способствующее развитию мыслительной деятельности  (умение рассуждать, размышлять, видеть причинно-следственные связи). Это задание  можно использовать в рамках  других предметов и на внеклассных занятиях.   Оно не требует большой подготовки от учителя и не отнимает много времени на уроке.  Я опробовала его со своими студентами и результат мне нравится. Я рассчитываю, что ученики смогут воспользоваться выводами, полученными в результате выполнения упражнения,  в жизни.

Задание  «Фрэнк и Опи: факты или мнения» —  упражнение для развития мыслительной деятельности:

Вначале учитель спрашивает своих учеников, что такое факт и что такое мнение.  Затем учащимся предлагается рабочий лист. Здесь находится pdf-версия для уроков английского.  Она взята с сайта education com.
На рабочем листе ученики видят 2-х героев: Frank and Opie.  Frank   —  fact (факт), Opie  — opinion (мнение).  Учитель просит изучить все предложения, которые даны на 1-й странице и проверяет понимание. Далее  ученики должны прочитать всё и соотнести предложения с Фрэнком или Опи , опираясь на собственные представления.

После этого нужно сообщить разницу между фактом и мнением.  (Факт – это  информация или данные, которые можно проверить. Часто в фактах можно увидеть цифры, статистику, термины. Мнение —  субъективное суждение. Его нельзя проверить, оно  не является объективным. Часто содержит прилагательные с эмоциональной окраской, слова «может быть, наверное» и т.п. Мнение часто носит обобщенный характер, в то время как факт – это более узко направленная и конкретная информация). Далее  ученики должны  перечитывают еще раз свои предложения и затем проверяют их вместе с учителем.

Дальше стоит закрепить полученные знания. Учитель предлагает готовые предложения и просит учеников называть, что является фактом, а что мнением. Предлагаю несколько общих вариантов на русском языке. (Каждый педагог сможет придумать что-то под своих учеников и их уровень знаний).
—  Экономическая ситуация  будет ухудшаться. (мнение)
—  Экономическая ситуация  ухудшилась.  В марте инфляция составила 8,5 %, что является рекордным за период с 1981 года.  (факт)
— Люди будут жить на Луне. (мнение)
—  На  2029-2030 гг. запланированы пилотируемые полёты на Луну. (факт)


На следующем этапе учитель предлагает ученикам темы, по которым каждому нужно самостоятельно придумать  факты и мнения. Можно и нужно пользоваться интернетом, книгами, задавать вопросы, что-то спрашивать друг у друга. Работа может быть коллективной.

Далее ученики зачитывают предложения и определяют друг у друга, где факты,  а где —  мнения.

На финальном этапе учитель спрашивает, для чего  важно отделять факты от мнений и как это может пригодится в жизни. Можно организовать обсуждение в группах, дискуссии.  Я предложу свой ответ, который можно использовать в дополнении к версиям учеников: «Тот, кто владеет информацией, —  владеет миром. Умение отделять мнения от фактов, приближает к пониманию сути.  Это в свою очередь нужно, чтобы не быть тем, кем управляют, а быть тем, кто  делает свой  выбор сам. Разницу между своим выбором и навязанным можно выразить фразой: «Ты что тоже будешь с крыши прыгать, когда все пойдут?».

Упражнение «Факты и мнения» актуально для взрослых людей  тоже. Есть смысл проделывать его с любой информацией, которая встречается и вызывает сомнения. В дальнейшем можно углубиться в теме с помощью материала по критическому мышлению. Вы найдете здесь рабочую схему для анализа любых событий в жизни, связанных с восприятием информации.

Уважаемые читатели,  я буду благодарна, если вы поделитесь вашими упражнениями для развития навыков мыслительной деятельности. Вы можете оставить их в комментариях. Заранее спасибо.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Эмо-интеллект на уроках иностранного

Самые бесполезные задания на уроках иностранного языка

Домашнее задание: казнить нельзя помиловать

 

 

«Фрэнк и Опи» — упражнение на развитие мышления (в школе): 2 комментария

  1. Очень нравится упражнение Fortunately/ Unfortunatly…
    Учащимся предлагается любая вводная фраза: можно связать с темой урока, а можно использовать простое предложение. Например, Today it is Friday, March 25. Учащиеся по цепочки предлагают свои идеи, чередуя фразы:
    + Fortunately it is the end of the week.
    — Unfortunatly we have Maths today./
    + Fortunately …
    — Unfortunatly ….

  2. А я хочу добавить притчу в тему.
    Мудрая притча о том, как легко искажаются факты

    Однажды в монастыре молодой монах, только-только принявший постриг, получил своё первое задание: переписать несколько церковных молитв, псалмов и законов… Занимаясь делом, он обратил внимание на то, что другие священнослужители переписывают подобные тексты не с оригинала, а с предыдущих (уже не раз переписанных) копий. Он с удивлением поделился своим сомнением с настоятелем монастыря:

    – Падре, братья переписывают тексты не с оригинала, а с копий, а вдруг в первой копии кто-то случайно допустил ошибку? Ведь те, кто переписывают, повторят её…

    – Хм, сын мой, — ответил отец-настоятель, — вообще-то мы так делали столетиями… Но, в принципе, в твоих рассуждениях логика есть, — и с этими словами он спустился в архив, находящийся в подземелье под монастырём, где издревле хранились оригиналы, в которые никто не заглядывал десятилетиями, поскольку всё переписывалось с копий.

    Ушёл и… исчез…

    Через сутки со времени его исчезновения обеспокоенный молодой монах спустился в архивные помещения, чтобы узнать, куда же запропастился святой отец. Не случилось ли с ним чего? Не сразу он нашёл его… Но заглянув в одну из самых дальних комнат, он вдруг увидел святого отца. Тот в прострации сидел перед открытым фолиантом и что-то бормотал себе под нос.

    – Что произошло, святой отец? — воскликнул изумлённый монах, — Что случилось?!

    – Celebrate, — простонал отец-настоятель, — слово было: c-e-l-e-b-r-a-t-e! А не celibate!

    Примечание:

    • Сelebrate — празднуй, радуйся;
    • Сelibate — воздерживайся (сексуальное воздержание — одна из основ католицизма).

    Мораль: Всегда сверяйтесь с оригиналом!

Добавить комментарий для Екатерина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *