Как заниматься с ребёнком английским дома?

Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович

Я учитель английского, а вы — родители ученика начальной школы. Ваш ребёнок не успевает по английскому в школе. Вы думаете нанять репетитора, но подождите. Мне кажется, вы сами можете ему помочь. Это возможно, если вы говорите по-английски хотя бы на уровне разговорника, и если у вас есть желание позаниматься с ребёнком самим. Я помогу и подскажу, как можно организовать работу.

Я подготовила 2 инструкции. 1) краткая с общими принципами на примере того, как можно выучить цвета. 2) подробная, основанная на использовании школьных книг.

Обычно любой начальный курс английского для детей — это заучивание основных блоков информации типа «цвета», «цифры», «базовые фразы для знакомства», «питомцы» и т. п. Поэтому вы можете помочь ребёнку выучить конкретные блоки. Как это сделать, рассказываю в краткой схеме обучения дальше.

Как выучить с ребёнком цвета:

Возьмите 3-4 цветных карандаша. Скажите, что цвет по-английски — это colour. Называйте цвет по-английски разборчиво и просите ребёнка повторить его несколько раз. Теперь просто показывайте карандаш. Ваш ученик должен вспомнить цвет сам. Можно подсказывать. Когда эти 3-4 цвета ребёнок уверенно называет, возьмите еще 3-4 цвета. Проделайте то же самое.

Дальше ваша задача — произнести фразу “What colour is it?” . Объясните перевод.

Показывайте на любой предмет в комнате, говоря “What colour is it?”. Ученик должен назвать цвет. На этом вы можете остановиться. Повторите цвета описанным способом на следующий день. Введите традицию задавать вопрос “What colour is it?” в течение дня, например когда стоите возле лифта или на перекрёстке. Регулярно спрашивайте таким естественным образом материал у ребёнка, и он будет легко усвоен.

Кстати, после того, как вы разучите цвета, вы можете найти на ютюбе песни с цветами и включить, чтобы у ребёнка формировался навык восприятия речи на слух. Искать такие песни можно по запросу: What colour is it? Или Colours for kids, song.

Также можно сделать набор карточек, на которых будут написаны слова (yellow, red…). Пусть ваш ученик соединяет цветной карандаш с тем, как слово пишется.

По такому же принципу вы можете выучить цифры, животных и другие наборы слов. Принцип — ввести слова, отработать их, а потом — регулярно их проверять и спрашивать у ребёнка в разных ситуациях.

Теперь про ситуацию, когда вы хотите помочь вашему сыну или дочери со школьной программой. В следующем примере я покажу, как можно наверстать то, что дети учат в школе дома. Здесь вам понадобится больше времени, как минимум для того, чтобы самому понять, как это сделать.

Я объясню всё с помощью беларуских учебников Magic Box для 2-го класса. В комплекте у учеников есть рабочая тетрадь и книга ученика.

Начинайте с самого начала книги. Откройте 1-й юнит, пролистайте его весь и составьте список того, какие слова и конструкции нужно выучить в этом разделе.

Например, в Unit 1 в Magic Box для 2-го класса детям нужно выучить и начать употреблять следующие конструкции и слова:

What’s that? — This is a…..
What’s your name? — My name is….
What’s her name? — Her name is..
What’s his name? — His name is….
Where are you from? — I’m from….
Glad to see you.
How are you? — I’m fine.
How is she? — She’s fine.
How is he? — He’s fine.
How old are you? — I’m ….
What’s your job? — I’m a….
What’s his job? — He’s a….
What’s her job? — She’s a….
Is he….? — Yes, he is./ No he isn’t.
Is she…? — Yes, she is/ No she isn’t.
I want to be a + ….. (job)

Слова:
a mum
a dad
a granny
a grandad
a sister
a brother
an uncle
an aunt
family
a cousin
a vet
a driver
a farmer
a businessman
a model
a pilot
a teacher
a pupil
a doctor
a cook

Как это помочь выучить:

1-й принцип: ввести слова и конструкции, добиться их автоматизма, а потом регулярно их проверять и спрашивать у ребёнка в разных ситуациях.

2-й принцип: наслаивать выученную информацию и вести ребёнка от большого к большему. Т.е. выучили цвета сегодня, а завтра повторим их и уже с ними сделаем диалог. Условно послезавтра всё повторим и добавим новых фраз, чтобы расширить наш диалог.

3-й принцип: обязательно хвалите вашего ученика за успешные действия. Похвала, одобрение и поддержка помогают успешно учиться.

4-й принцип: ваши домашние занятия могут быть маленькими по времени. Главное — делать это регулярно и в хорошем настроении.

Вот пример того, как можно тренировать материал из учебника комплексно дома с ребёнком.

Вначале скажите, что сейчас вы будете учиться знакомиться по-английски. Напомните, как люди знакомятся по-русски или беларуски.

Напишите на листочке разборчиво фразу или покажите её в книге и произнесите Hello. How are you? Объясните, что это значит. Проговорите фразу несколько раз (сначала медленно, потом чуть быстрее). Попросите ребёнка повторить несколько раз. Покажите фразу I’m fine и произнесите это. Ребёнок должен повторить.

Сделайте диалог. Сначала вы говорите Hello. How are you, а ребёнок отвечает I’m fine. Потом наоборот. Попросите ребёнка задать этот вопрос разным людям в доме или разным игрушкам. Главное — нужно проговорить всё несколько раз.

(Написанная фраза поможет вашему ребёнку учиться соотносить то, что он слышит с тем, что он видит. Можно обойтись и без листочка. Просто на слух).

Во 2-м принципе (см.начало этой части) я написала, что нужно информацию наслаивать. Вот, как это можно сделать с фразами Hello. How are you? — I’m fine. Когда вы увидите, что ваш ученик уверенно использует эти предложения, добавьте фразу And you? и слова Thank you. Снова всё произнесите несколько раз, отработайте и выведите в диалог.

Потом введите фразы: What’s your name? — My name is….

Когда чувство уверенности придёт, добавьте еще один слой в виде My name is…… And what’s your name? Glad to see you. Glad to see you too.

Дальше вам понадобятся персонажи. В книге есть разные герои на картинках. Можно использовать их. Можно организовать свою среду. Возьмите разные игрушки или фотографии. Распределите роли и делайте диалоги между этими персонажами.

Пример диалога:

— Hello. How are you?
— Hello. I’m fine. And you?
— I’m fine. Thank you.
— What’s your name?
— My name is Vasya. And what’s your name?
— My name is Galina.
— Glad to see you.
— Glad to see you too.

(Возможно, на этом этапе или даже раньше вы закончите ваш урок. Оценивайте сами эмоциональное и физическое состояние ребёнка. Если видите признаки усталости меняйте деятельность (сделайте с ним что-то типа физминутки) или завершайте занятие. В следующий раз начинайте с повторения и только потом добавляйте новые фразы).

Я опишу, как наслаивать информацию дальше.

Далее введите слова her=её, his=его. Потом опять с помощью многократного повторения и диалога следующие фразы:

What’s her name? — Her name is..
What’s his name? — His name is….

Затем введите фразы:
How is she? — She’s fine.
How is he? — He’s fine.

Снова используйте игрушки, картинки в доме для диалогов.

Следующий этап — ввести новые слова из темы семья и попробовать вместо How is she? —How is he? говорить: How is your mum? How is your dad?

Таким образом, ваша задача — ввести новые слова и фразы, добиться их автоматизации, повторять их с ребёнком всегда и везде в естественной среде.

Далее: когда новые фразы и слова перестают быть новыми для ребёнка, переходите к «манипуляциям» с ними. Здесь я рекомендую взять книгу для ученика и рабочую тетрадь и посмотреть, что там есть по тому материалу, который вы выучили. Как правило, в рабочей тетради будут упражнения, где ребёнку нужно будет что-то прописать, соединить, выбрать. А в книге для ученика будут тексты и аудио. Книги для занятий составлены логично: тот материал, который есть в рабочей тетради, можно найти в книге для ученика. Вам нужно только найти, что подходит под то, что вы выучили с ребёнком.

Задания из рабочей тетради и книги для ученика помогут сформировать навыки. В интернете можно найти аудио приложение к школьным книгам. Вот здесь находится аудио для Magic Box 2.

Как работать с песнями и рифмовками:
Включайте трек. Ребёнок должен слушать и следить по тексту. Затем читайте строку или, если не уверены в своём произношении, включайте аудио и останавливайте после каждой строчки и просите ребёнка повторять в паузу. Проследите, чтобы ребёнок произносил верно. Если нужно — корректируйте произношение. Затем ребёнок самостоятельно читает песню. Дальше включайте музыку и пробуйте петь вместе. Спойте песню несколько раз. Чтобы не было скучно, попробуйте один раз спеть просто так, а второй — например, с движениями (можно придумать самим) или с каким-то шумовым эффектом.

В последующие дни вы включайте песню как фон во время какого-то обычного действия дома, чтобы ребёнок слушал. Здесь будет работать принцип многократного повторения.

Идея:

Я показываю вам примерный план действий. Вы сами можете придумывать интересные задания. Главное, чтобы они были посильными и креативными. Детям интересно новое и творчество.

В школьных учебниках ученикам предлагают сделать проект.

Вы можете попросить ребёнка нарисовать членов семьи или приклеить их фото, чтобы рассказать об этих людях.

Пример из учебника Magic Box 2.

Пробуйте и не бойтесь ошибок. Поддержите вашего ребёнка, и он поддержит вас.

Татьяна Размыслович

Ещё интересные материалы:

Онлайн словари — отличный способ победить вокофобию

Blended learning — тренд, достойный внимания

Миссия «Вспомнить всё». Или рискованные эксперименты с английской лексикой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *