Особенности национального менталитета зависят от школьной программы?

Мы привыкли к стандартному набору предметов в учебных программах средних школ: математика, языки, информатика, история, география, химия, физика и т.д.  Они входят в стандартный курс образования для большинства стран мира. Но есть и небольшие на первый взгляд отличия, которые на самом деле формируют национальные особенности менталитета.

Система «среднего» образования за рубежом, так же, как и наша, в большинстве своём имеет 3 уровня, включающие начальную, среднюю и старшую школы. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается. Как и сходство в такой категории как национальный менталитет, заканчивается у наших детей с иностранцами после первого месяца учёбы в первом классе.
Продолжительность школьного образования в большинстве стран составляет 12-13 лет, и заканчивают дети его получать в 18.

Начальную школу дети начинают посещать рано, но образовательных функций у неё минимум, упор делается на развитие, адаптацию и социализацию. Дети знакомятся с предметами, но много занимаются творчеством и разными полезными делами.

Средняя школа – это фактически начало собственно учёбы за рубежом. У детей появляются основные и факультативные предметы, а во многих странах и серьёзные домашние задания. Задача средней школы – дать базовые знания по предметам, на основании которых ребёнок определится со своей будущей профессией.

А старшая школа – это уже начало построения будущей карьеры, вне зависимости от того, что выберет  подросток – высшее образование или профессиональное. Возможность получения высшего образования после специального в большинстве стран  предусмотрена, но от  европейских детей ожидают сознательности в более юном возрасте.

Сравнивать белорусскую систему образования с аналогами в других странах мы не будем, но с любопытными предметами, которые изучают юные иностранцы, познакомимся.

Умение работать с деревом  изучают дети  в некоторых школах Финляндии. Начиная с 4 класса этот курс доступен к выбору в качестве дополнительного. Выбирают дети  этот предмет добровольно и с удовольствием, наряду с компьютерной грамотностью или хоровым пением.

Швейное дело/Столярные и плотницкие работы – курс обязательный для датских школьников, в 9 классе они сдают экзамен по этому предмету.

Уроки домоводства получают юные шведы — вне зависимости от пола они учатся выполнять домашние обязанности и даже готовить еду, кстати, уроки полового воспитания также включены в программу  средней шведской школы.

Искренне жаль, что уроки технического труда у наших мальчишек  всё больше превращаются в игры с конструктором, а современные учебные программы по домоводству научить девочек этому предмету просто не в состоянии.

Домашняя экономика – обязательный предмет для норвежских младших школьников, а в старших классах юные норвежцы изучают уже общую экономику.

Уроков полового воспитания не избежать и юным немцам, с четвёртого класса эта дисциплина обязательна для школьников. А более старших детей знакомят с политикой, этикой и экономикой.

Технологию в обязательном порядке изучают в средней школе итальянские школьники, и, что интересно, совсем не изучают литературу на этом этапе образования.

Латынь изучают юные французы в средней школе, а философию с экономикой – в старшей.

Предмет «Гражданство» с 11 лет изучают юные британцы, а ещё религию и науки о здоровье.

Вождение автомобиля доступно в качестве факультатива школьникам старших классов в США,  а теология, управление и науки о здоровье являются для них обязательными.

Трудовая практика в начальной школе обязательна для китайских учеников, кстати, официально самых загруженных в мире, этика и мораль – ожидают их в средней. А обязательные занятия по политике и идеологии — в течение всего периода обучения. Китайское правительство, внося коррективы в систему образования, запретило школам продолжать учебные занятия более 8 часов. Но к факультативам, которые посещают практически все юные китайцы, это не относится.

Кроме предмета «Домашнее хозяйство» юные японцы в начальной школе могут изучать достаточно серьёзные предметы естественного и гуманитарного курсов (по усмотрению школы). А свой  родной язык они изучают в полном объёме: древний, средневековый и современный японский.

Санскрит изучают индийские школьники, это кроме английского, хинди и местного диалекта.

Курс народных танцев изучают армянские школьники. Интересно, а в наших школах хотя бы базовые навыки на танцевальных факультативах доступны? Ведь в белорусских танцах смысла и исторической значимости никак не меньше, чем в армянских.

Теорию и практику кибервойн изучают юные израильтяне. Думаю, наши школьники не отказались бы от этого предмета.  Да и родители были бы признательны школе за такой факультатив.

Москвоведение изучают юные москвичи. Очень хорошая идея на мой взгляд. Ведь Минсковедение, Полоцковедение или Гомелеведение звучат никак не хуже. Краеведение, особенно если оно не «кабинетное», — это отличный способ развить уважение и к себе, и к своей Родине с самого детства.

Возможно, вы готовы поделиться информацией о других интересных школьных предметах в дальнем и близком зарубежье, тогда оставляйте, пожалуйста, ваши комментарии под материалом.

Ещё интересные материалы:

Девочки и мальчики: вместе, но по-разному.

Итальянское образование и беженцы. Интервью с директором миланской средней школы.

как запоминать материал надолго

Как сохранить желание учиться?

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *